Утилизационный сбор увеличили в 8 раз. Как это повлияет на рынок «вторички» и новых машин?

 
02 февраля 2016 в 13:56
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by

Правительство увеличило размеры ставок утильсбора: для юридических лиц в 1,65 раза и физических лиц в 8,25 раза, сообщает пресс-служба Совмина. Там не скрывают причину: помощь белорусским дилерам, уменьшение оттока валюты за рубеж из-за отсутствия границы между РБ и РФ. За пригон машины старше трех лет из ЕАЭС нужно переплатить почти 7,5 миллиона, за «свежую» машину до трех лет — почти 5 млн. В правительстве явно задумались о защите внутреннего рынка, когда уже почти каждый белорус с деньгами купил машину в России. Очевидно, проблемы экологии, утилизации здесь вторичны. Повлечет ли нововведение такие же последствия, как рост «европейской растаможки»?

В Совмине считают, что «постановление уточняет и упрощает действующее законодательство». Размер утильсбора увеличился, но зато указан в белорусских рублях. Действительно, «проще». Освободили от платы ТС, ввозимые в качестве иностранной безвозмездной (гуманитарной) или международной технической помощи. Также изменили перечень документов, подтверждающих уплату сбора или освобождение от него. Постановление вступает в силу с 4 февраля.

Документ можно перечитывать долго и все равно ничего не понять, но главное для автовладельцев и потенциальных покупателей — выяснить, что станет с рынком после нововведений. Мысль правительства ясна: ввозите дешевые машины из России — заплатите в казну хоть какую-то сумму, пусть и небольшую по сравнению с той, что оставили (заметим, в валюте) в РФ. Наш недавний поход на авторынок доказал: те машины, которые у нас стоят, скажем, $1000, на российских барахолках можно найти за $500. Естественно, белорус поехал за автомобилями на восток. Теперь же ввоз откровенных «корчей» станет невыгодным. К этим $500, помимо трат на дорогу, придется добавить $350 утильсбора.

А вот в самом «горячем» нынче ценовом сегменте ($7—9 тысяч) вряд ли стоит ждать изменений, считают в одной из столичных фирм по доставке машин из РФ. «Сегодня мы обзваниваем своих клиентов, спрашиваем, готовы ли они переплатить ($230 для авто до 3 лет и $350 для авто старше 3 лет), будем ли оставлять договор в силе, — рассказали Onliner.by специалисты. — Уверены, большинство людей не станет разрывать контракт. Приведем для примера пару свежих заказов. Audi A4 (2008 г. в.) стоит в РФ на $1,5 тысячи дешевле, чем у нас. Теперь разница составит $1,2 тысячи — она по-прежнему остается весьма существенной. Renault Fluence (2013 года) там нашли за $8000, у нас цены на эту модель начинаются от $9,5 тыс. Потому покупка в России по-прежнему остается выгодной».

Также мы обратились за комментарием в Белорусскую автомобильную ассоциацию, чтобы выяснить, что ждет рынок новых машин. «Баланс выбора (между российским или белорусским дилером) чуть-чуть сместился в нашу пользу, — рассказал нам член правления БАА Сергей Варивода. — Если быть точным, то примерно на $200 [с учетом того, что «бюджетники» в Смоленске стоят на $1,5 тысячи дешевле, чем в Минске, эта сумма абсолютно незначительна — прим. Onliner.by]. Не считаю, что постановление изменит рынок новых авто. При этом автомобилистам стоит знать, что Беларусь должна была прийти к такому решению — в России недавний рост утильсбора составил 65%. Также новое постановление уравнивает ставки для физических и юридических лиц (если иное не предусмотрено законом)».

Нас немного смутило, что ставки указаны в белорусских рублях — очевидно, с учетом девальвации. Не скоро ли ждать нового роста утильсбора? В БАА заметили, что изначально утильсбор должен был подорожать в 10 раз, но позже рост слегка снизили. Деноминация, по мнению экспертов, в этом вопросе ничего не изменит. Преобразований стоит ждать после сентября 2016 года, когда Россия должна будет снизить таможенные пошлины (согласно обязательствам перед ВТО). Можно предположить: пошлины понизят, но цены на авто как-то сохранят на прежнем уровне, возможно, за счет утильсбора. Беларусь в этом вновь последует за РФ.

Резюмируем простыми словами: новые и «свежие» б/у машины станут дороже на $230—350, однако покупать их в России по-прежнему останется выгоднее, чем в РБ. Постановление ударит лишь по рынку откровенно старых машин стоимостью до 3 тысяч. Следующего повышения ставок утильсбора стоит ждать следующей зимой.