BMW M3 исполнилось 30 лет! От «лампового» купе до мощного седана с карбоновой крышей

 
17 мая 2016 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: производителя
Автор: Денис Логунович. Фото: производителя

Тридцать лет назад значение слова «заряженный» уже относилось не только к огнестрельному оружию — компания Volkswagen вовсю выпускала свой Golf GTI, радуя поклонников компактным городским автомобилем с гоночным характером. Но в D-классе в то время было относительно тихо. Компания Mercedes продвигала свою удачно стартовавшую модель 190, BMW наращивала обороты с выпуском Е30, а на дачу немцы продолжали ездить на Volkswagen Passat. Вся эта идиллия нарушилась неожиданным «рыком» 2,3-литрового мотора S14B23 в 1986 году. На свет появилось первое поколение BMW M3 c отдачей под 200 л. с. В честь 30-летия самой популярной «заряженной» модели среднего класса Onliner.by заглянул в учебник истории и вспомнил самые важные моменты развития этого семейства.

E30. Начало эпохи М3

Создавалась «эмка» на базе 3-Series Е30 для конкуренции с мощной модификацией Mercedes 190Е, которая дебютировала на несколько лет раньше «баварца» и разрабатывалась при поддержке британских специалистов из Cosworth (они настраивали двигатель). Как и в случае со 190Е, на M3 установили рядный 4-цилиндровый мотор объемом 2,3 литра. Только если у Mercedes двигатель развивал от 185 л. с., то на BMW мощность составляла на 10 «лошадок» больше. А в версиях без катализатора (появились чуть позже) отдача достигала 215 л. с. Продажи первой M3 стартовали весной 1986 года, и модификация стала самой желанной «тройкой» во всем мире.

Любопытно, что нынешнее поколение модели выпускается исключительно в кузове седан (2-дверки переименовали в М4), хотя первый представитель данного семейства существовал только в исполнениях купе и кабриолет. Сегодня оригинальная M3 E30 стоит внушительных денег. Да и найти такую машину в продаже почти нереально. Это один из любимых кузовов фанатов BMW, и владельцы «заряженной классики» расставаться с ней не спешат. А если речь идет о редчайших Evolution / Evolution II / Sport Evolution, то цены на такие экземпляры превышают прайс на новые М3. Версия Sport Evolution, кстати, оснащалась 2,5-литровым мотором мощностью 240 л. с. Увидеть такой автомобиль вживую сегодня вряд ли получится. Он имел расширенные воздухозаборники, регулируемый сплиттер под передним бампером и дополнительный спойлер сзади.

От обычного купе Е30 «эмка» отличалась кузовными элементами, расширенными арками, мощными тормозами, полностью перенастроенной подвеской, 5-ступенчатой «механикой», рулевым механизмом и колесными дисками (кстати, с другими болтами). Версии Evo 1, Evo 2 и Sport Evolution были еще здорово «истощены» для снижения массы. Из гоночных вариантов М3 выжимали до 300 л. с. без применения турбин. Но «живые» машины, принимавшие участие в соревнованиях, остались только в музее.

Е36. Первый 6-цилиндровый мотор и седан М3

В 1992 году на рынке дебютировало второе поколение M3. На этот раз основой выступило купе 36-го кузова. Этот автомобиль стал намного мощнее — под капотом скрывалось 3-литровое «рядное сердце» с шестью цилиндрами. Мотор серии S50 развивал 240 л. с. Столько же, сколько топовая версия Sport Evolution первого поколения М3. Второе поколение «эмки» разошлось по миру партией более чем в 70 тысяч экземпляров. Часто М3 Е36 можно встретить на современных слетах фанатов BMW и на выставках «заряженных» машин. На Нюрбургринге эта модель по-прежнему является частым гостем.

36-й кузов принес в семейство М3 не только 6-цилиндровый мотор, но и кузов седан — он дебютировал в 1994 году. Несколько лет М3 Sedan был единственной «четырехдверкой» BMW Motorsport (между окончанием выпуска М5 Е34 и началом выпуска М5 Е39 была пауза в три года). В 1995-м автомобиль получил новый двигатель S50B32 (3,2 литра) мощностью 321 л. с. В этом же году у модели появилось легкое внешнее обновление, 6-МКП и другие колесные диски.

Бóльшая часть M3 E46 была собрана в Германии на заводе в Регенсбурге. Но еще машина выпускалась в ЮАР на предприятии в городе Претория (там делали исключительно праворульные версии). Любопытный факт — BMW построила единственный «официальный» M3 Compact. Эксклюзивный автомобиль создавался специально для журнала Auto Motor und Sport, который в 1996 году отмечал свое 50-летие. В юбилейном выпуске журналисты издания протестировали построенный для них хетчбэк. Машина имела сертификацию, доработанную ходовую и 3,2-литровый мотор. Все как у серийного М3.

Е46. Минус 110 кг. Бонус — уникальный универсал М3!

Осенью 2000 года к официальным дилерам BMW начались поставки абсолютно нового поколения М3 — в кузове Е46. Прошло всего полтора года с дебюта М5 Е39, и чтобы не было «дня рождения на Новый год», баварцы отказались от седана М3 в данном поколении. Самая мощная Е46 выпускалась исключительно в 2-дверных кузовах, что, впрочем, не помешало компании продать более 80 тысяч экземпляров модели.

Под капотом по-прежнему располагалась рядная «шестерка» объемом 3,2 литра. М-двигатель S54 развивал 343 л. с. Благодаря широкому применению облегченной стали, М3 Е46 стал легче предшественника более чем на центнер. В стандартном варианте модель оснащалась «механикой», но куда более интересной была роботизированная версия SMG. «Робот» создан на основе стандартной МКП (Getrag) и имеет двойное сцепление. В 2009 году журнал Road and Track назвал M3 Е46 с «роботом» лучшим спортивным автомобилем в истории.

Немцы выпустили бесчисленное количество спецверсий и эксклюзивных модификаций M3 E46, включая облегченную M3 CSL (Coupe Sport Lightweight), в которой применялись технологии Формулы-1, а также уникальную M3 CS и дорожную версию M3 GTR, которая является омологированной моделью ALMS с 4-литровым 500-сильным V8. Даже Porsche боялась этой машины! Кстати, в качестве эксперимента баварцы собрали один экземпляр универсала M3 в данном кузове. Кому там нужно картошечку на дачу срочно-срочно?

Е90. Прощай, рядная «шестерка». Здравствуй, V8! 

На автосалоне в Женеве в 2007 году на стенде BMW был постоянный ажиотаж. Там дебютировало новое поколение M3, которое лишилось знаменитой рядной «шестерки». Автомобиль оборудовали 4-литровым V8 (цилиндры расположены перпендикулярно друг к другу), который «дышал» атмосферным воздухом и выдавал солидные 420 л. с. Пик тяги приходился на 400 Н·м, и модель можно было купить в любом типе кузова «тройки», кроме универсала. В «базе» М3 Е90 имел 6-МКП, но был и «робот» с двумя сцеплениями — M-DCT (Double Clutch Transmission).

Так уж получалось, что технологии, опробованные на М3 в эксклюзивных исполнениях, при смене поколений становились доступными для обычной серийной версии модели. Например, М3 Е46 мог похвастаться карбоновой крышей только в исполнении CSL, встретить которое на улице не намного проще, чем единорога. А вот на М3 в кузове Е92 (купе) верх из углепластика ставился по умолчанию. Данная «эмка» получила еще больше спецверсий редких модификаций. В 2011 году на 1 апреля BMW выпустила пикап М3. Но 2 апреля машину сняли с производства, разбив сердца молодым экстремальным фермерам.

F80. Прощай, V8. Здравствуй, рядная «шестерка»! 

Последнее поколение M3 поступило на конвейерную линию в 2014 году и теперь доступно только в кузове седан (купе и кабрио назвали М4). Автомобилю вернули рядный 6-цилиндровый мотор, но добавили двойной турбонаддув. Эпоха атмосферных «эмок» канула в Лету. Развивает 3-литровый двигатель S55 425 л. с. и 550 Н·м. Вполне неплохо, учитывая, что машина «похудела» по сравнению с предшественником. Кроме более легкого мотора седан получил карбоновую крышу, алюминиевые двери и капот, а также облегченное шасси.

С опциональной коробкой DCT модель M3 F80 выстреливает до сотни за 3,9 секунды. Автомобиль с «механикой» разменивает первую сотню за 4,1 секунды при условии, что водитель идеально меняет передачи.

G20. Чего ждать дальше?

Баварцы пока не рассказывают, чего ждать от нового поколения M3, которое дебютирует между 2018 и 2020 годами. «Эмка» уже была 4-цилиндровой, 6-цилиндровой, с V8, с «турбошестеркой»… По предварительным данным, будущая модель вполне может получить гибридную силовую установку, которая включит в себя 3-литровый бензиновый турбомотор и электродвигатель. Вероятно, немцы сделают М3’2020 полноприводным, и электрический агрегат будет вращать переднюю ось. В любом случае новинка должна стать мощнее и быстрее нынешнего поколения, а это значит, по характеристикам М3 приблизится к настоящим спорткарам!

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by