Как в кино. Примеряем образ Геши из «Бриллиантовой руки» на владельца ретромотоцикла Jawa

 
29 мая 2016 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

Вспоминая этот фильм, говорят: «Нетленка». Картина Гайдая «Бриллиантовая рука», снятая еще в 1969 году и выбившаяся в тройку лидеров советского кинопроката, до сих пор вызывает у зрителей улыбку и приятную ностальгию. С подобными эмоциями люди реагируют и на засветившийся в фильме красный мотоцикл с коляской — Jawa-350. Тот самый, на котором гоняли в прошлом веке «рокеры», как они сами себя называли в те времена. Именно такой байк, ныне признанный представителем стиля ретро, мы нашли в коллекции минчанина Виталия. Решили: а почему бы не примерить на мужчину образ Геши Козодоева?

«Бриллиантовую руку» посмотрело в общей сложности 76,7 млн человек. О кассовых сборах в стране социализма не рассуждали, потому сравнить успех фильма, которому через пару лет стукнет 50, с голливудскими блокбастерами не удастся. Несмотря на преклонный возраст картины, юмор Гайдая понятен и актуален и сейчас. Во время фотосессии к нам не раз подходили случайные прохожие и безошибочно угадывали, сцену из какого фильма мы воспроизводим. При этом не будем лукавить: Jawa засветился в фильме в общей сложности на две-три минуты. В фильме фигурировали еще «Москвич-408», «ЗИС-110», но людям запомнился именно красный байк с коляской.

«На выставке в прошлом году мы представляли несколько мотоциклов производства Jawa, — вспоминает коллекционер ретромототехники из Минска Виталий. — Вокруг нас гуляли посетители. Подошла и семья с маленьким ребенком. Мальчик поначалу задавал простые вопросы: „Сколько лет? Как быстро разгоняется?“ А потом неожиданно заметил: „Так это же мотоцикл из «Бриллиантовой руки»!“ И оказался прав. Выходит, ребенок, родившийся уже в постсоветское время, узнал технику из фильма эпохи детства своих дедушек. В тот момент я еще раз осознал, что занимаюсь правильным делом — невзирая на траты, восстанавливаю мотоциклы».

Перед нами Jawa 350-360 (первая цифра означает объем двигателя) с коляской Velorex, полностью на ходу, зарегистрированный и оформленный в ГАИ. Сложно поверить, но именно этой чешской машине исполнилось 43 года. «Нашел я ее около 10 лет назад в Молодечно, — вспоминает мотоциклист, переоблачаясь из образа Геши. — Человек чистил гараж и обнаружил там это сокровище. Мотоцикл стоял под дырой в крыше, потому пришел в довольно плачевное состояние, коляска сделана из стеклопластика, потому пострадала меньше. Ну а сам Jawa был полностью ржавым: от двигателя до колес. На реставрацию ушло около двух лет, потраченные деньги не считал, чтобы не расстраиваться».

Результат работ Виталия можно видеть на снимках — 350-я модель выглядит идеально, будто вчера сошла с конвейера. «Иногда я выбираюсь на ней в город, она сразу притягивает внимание: и ностальгирующих людей постарше, и молодых парней, видящих стиль в этой технике. А дизайн, признайтесь, здесь весьма аутентичный, выдержанный, бесспорно красивый. Фара, бак, мотор, коляска — все подчинено одному каплевидному и в то же время космическому, торпедному стилю. Футуристическое ретро».

В Jawa-350 можно найти немало необычных особенностей. Например, стрелка спидометра движется не слева направо, как все привыкли, а наоборот. Сама шкала напоминает спидометры из старых американских автомобилей. Максимальное число на ней — 140, но по документам мотоцикл может развить не больше 120 км/ч. С коляской, конечно, чуть меньше. Но это не та техника, на которой хочется гонять. На прототипе 350-го чехи впервые применили полуавтоматическую трансмиссию: чтобы переключиться с первой до четвертой передачи, нужно выжимать сцепление, а чтобы опуститься с четвертой на первую — нет. Достаточно нажимать лапку. Установлено 6-вольтовое электрооборудование, причем плюс идет на «массу», минус — в электросеть. Мотоцикл работает и без аккумулятора (он, к слову, спрятан в багажной кофре) — достаточно повернуть ключ зажигания не вправо, а влево. Ток будет поступать не из АКБ, а из генератора. Мотоцикл можно будет завести с толкача. Особым понтом среди молодежи в 70-х было запустить двигатель кикстартером не ногой, а рукой. Только на Jawa это было возможно без жесткой отдачи.

Оружейный завод чеха Франтишека Янечека начал производство мотоциклов по лицензии немецкой компании Wanderer еще в 1929 году. Название новой марки было образовано слиянием первых слогов имен владельца и мотоцикла-прототипа: Janechek + Wanderer. Мировую известность компании принесло послевоенное семейство мотоциклов средней кубатуры с двухтактным мотором 250 см3 и 350 см3 — его наследники выпускаются до сих пор. Существует историческая байка: когда Чехословакия оказалась в оккупации во время Второй мировой войны, на заводе Jawa ремонтировали исключительно немецкие военные мотоциклы. Но несколько конструкторов подпольно продолжали работать над созданием нового перспективного образца под именем «Перак» (пружинящий). Он отличался от 350-го разве что сиденьем-лягушкой. Модель поставлялась в Советский союз с конца 50-х. 1973-й — последний год выпуска 350-х, именно такой мотоцикл с двигателем мощностью 18 л. с. и попал к Виталию.

«„Фанат или фрик“ — читаются предположения в глазах минчан, когда я еду по проспектам, — говорит о своих ощущениях коллекционер. — А я просто получаю удовольствие от езды на таком мотоцикле, который способен перенести в прошлое. У меня есть немало двухколесных машин, но истинное чувство „ретро“ дарит именно этот. В поездке даже не важна скорость. Но и 60—70 км/ч вполне достаточно, чтобы почувствовать, как работает эта машина времени: ты зависаешь между прошлым и настоящим, ощущаешь какую-то легкость, неспешность происходящего, ловишь улыбки незнакомых прохожих».

Виталий со временем пришел к мнению, что молодежи перед тем, как сесть на спортбайк, стоит попробовать прокатиться на старых «Минсках», «ИЖах» или Jawa: «Потерялась связь между поколениями. В автомобилизации, кажется, нет такого разрыва. Можно встретить больше историй, как молодые люди пробуют кататься вначале на ВАЗах, после — на иномарках родом из 90-х, а позже присматриваются к свежим или новым машинам. Раньше было нечто подобное и в мире мотоциклов: велик, мопед, „минскач“. Теперь все иначе — парни сразу покупают себе мощные „спорты“. Как следствие — рост аварийности. А я считаю, чтобы пересесть на современный мотоцикл, надо обязательно попробовать прокатиться на ретро. Как говорят, мозги становятся на свое место: приходит больше понимания взаимосвязи человека, мотоцикла и дороги. Наверное, для этого мы и проводим фестивали старой двухколесной техники „Кола часу“ (ближайший пройдет 25 июня возле Заславля, на гребном канале). С каждым годом приходит больше молодых ребят, и знаменитая фраза „Черт побери“ из „Бриллиантовой руки“ звучит из их уст только с восторженными интонациями».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by