Отдавая отцовский долг. Завершен суд по делу о погибших на Логойском тракте братьях

02 февраля 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский, архив auto.onliner.by

Отдавая отцовский долг. Завершен суд по делу о погибших на Логойском тракте братьях

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский, архив auto.onliner.by

По злой насмешке судьбы путь Александра Скачка на каждое заседание суда пролегает через перекресток, где в апреле прошлого года погибли двое его сыновей, двигавшиеся на мотоцикле. После столкновения с маршруткой Honda CBR-600 вспыхнул, тела парней сильно обгорели. В тот день весь Минск обсуждал трагические обстоятельства ДТП, все разговоры так или иначе сводились к одному вопросу — кто виноват? Долгое время длилось следствие, а в конце 2016-го уголовное дело было передано в суд. Необычность процесса в том, что в качестве законного представителя обвиняемого выступил отец погибших ребят. Вчера в деле поставили точку, а за несколько дней до этого была продемонстрирована видеозапись момента аварии. Читайте репортаж Onliner.by из зала суда.

...Перед одним из последних заседаний Александр Скачок достает бумагу с эскизом памятника. На камне — изображения двух улыбающихся парней. У них разные даты рождения, но один день смерти. Третьего апреля 2016 года братья Скачки собирались в церковь, которую посещали по воскресеньям. Заехали на заправку, помыли мотоцикл и выдвинулись на Логойский тракт. Смертельное ДТП с их участием случилось на перекрестке с улицей Гамарника.

После столкновения мотоцикла и маршрутки, ехавших навстречу друг другу, произошло возгорание. Причиной стало воспламенение топлива из поврежденного бака Honda, установили эксперты. Искра, по мнению специалистов, могла возникнуть в результате механического или электрического повреждения. Тела ребят сильно обгорели, не сразу было понятно, кто находился за рулем. Но потом по камерам (установленным на заправке и на МКАД) выяснили: управлял мотоциклом младший брат — Алексей, на водителе был белый шлем. А старший, Рустам (ехал в темном шлеме, за плечами был рюкзак), находился сзади, он вообще не имел прав категории А, рассказал их отец.

Все говорили о том, что события развивались более чем стремительно. В качестве свидетеля в суде был опрошен водитель, ехавший попутно с маршруткой — со стороны центра города в направлении МКАД. Его слова помогают понять, насколько быстро все произошло: «Двигался в третьей полосе. В четвертой ехал Volkswagen Crafter. Тронулись на зеленый… Потом произошел хлопок, заметил огонь. Я принял вправо, достал огнетушитель… Хотел вытащить за ногу мотоциклиста, сразу даже не подумал, что их двое там. Ехавшие со мной пассажиры помогали выбраться людям из маршрутки».

До этого мужчина также указывал, что увидел боковым зрением мотоцикл за доли секунды перед столкновением с маршруткой. На вопрос, с какой скоростью ехал Volkswagen, ответил: «Только начал движение — может, 10—15 км/ч…»

Как сообщалось ранее, оба водителя были трезвыми, признаков употребления лекарств или наркотиков не обнаружено. Также следователи обращались к операторам сотовой связи. Судя по ответам последних, в момент происшествия мобильными телефонами участники ДТП не пользовались.

Мотоцикл попал в объективы трех камер. Одна из них была установлена на АЗС. Вторая зафиксировала, как мотоцикл двигался возле МКАД. Третья запись стала ключевой: на нее попал момент столкновения. Эта камера установлена на здании торгового центра. На просмотре данного ролика настаивали адвокат Татьяна Семешко и сам Александр Скачок. Можно сказать, это было очень важно для стороны защиты в судебном процессе.

Александр Скачок, отец погибших

Когда в суде были готовы продемонстрировать запись, ключевые выводы экспертов уже прозвучали. По их данным, перед столкновением Volkswagen двигался 31 км/ч. Касаемо динамики Honda сказано следующее. Сначала мотоцикл ехал 91,4 км/ч (в зоне действия знака «70»). Потом водитель увеличил скорость, и перед столкновением она составляла 108 км/ч. Согласно сделанному выводу, именно превышение скорости водителем мотоцикла находится в прямой причинной связи с рассматриваемым происшествием.

Вторым важным заключением стало движение на запрещающий сигнал светофора. Эксперты пришли к выводу, что водитель Honda имел реальную возможность наблюдать включение желтого и красного сигналов, однако не предпринял мер к снижению скорости, хотя техническая возможность остановиться до стоп-линии была — путем экстренного торможения. А если бы мотоцикл двигался 70 км/ч, то смог бы остановиться в штатном режиме, сказано в заключении.

Что же касается маршрутчика, то, судя по выводам экспертов, водитель Volkswagen не располагал технической возможностью остановиться до момента столкновения. Кроме того, он не создавал с технической точки зрения опасности для движения Honda.

Нужно подчеркнуть, что это не субъективные заключения, а сухие арифметические расчеты, сделанные специалистами на основе анализа видеозаписей.

Однако Александр Скачок, понимая всю неоспоримость выводов, не мог мириться с виной сына. Свой отцовский долг он видел в оправдании Алексея. Вообще, весь судебный процесс, казалось, был затеян ради этого.

Мужчина пытался сделать хоть что-то для своих детей, раз не смог предотвратить трагедию. Он настаивал на доскональном рассмотрении дела в суде и исследовании всех доказательств.

Ранее Александр Скачок утверждал: «Моя цель — добиться правды, потому что Леше я верю. Создать кому-то помеху сын не мог. Возможно, было превышение, но как их не увидеть? Хочу, чтобы Лешу оправдали, он не виноват».

Очевидно, мужчина до сих пор находится в состоянии глубокого горя. Когда заходит речь о сыновьях, на его лице неминуемо появляются слезы. Он добровольно обрек себя на испытания, считая обязанным сделать хоть что-то.

— Ваша совесть чиста, — убеждала Александра Скачка адвокат перед одним из судебных заседаний. — Чтобы пройти через такую процедуру, нужно много мужества. Вы сделали все, что могли…

Видеозапись, которую продемонстрировали во время процесса, была не самого лучшего качества. Она считается доказательством по делу, и разрешение на обнародование ролика суд не давал. Однако мы постараемся описать увиденное.

Камера была направлена на тротуар возле торгового центра, но проезжая часть также попала в объектив. Основные события развивались в верхнем правом углу кадра. Все произошло так быстро, что с первого раза даже не удалось уловить суть: заметно движение, а затем вспышка. Тогда по просьбе Александра Скачка и его адвоката ролик воспроизвели еще несколько раз.

В результате удалось рассмотреть, как на Логойском тракте появляется мотоцикл с включенным светом фары, а затем показывается маршрутка, поворачивающая налево. Скорости транспортных средств заметно отличаются.

Становится понятно, почему очевидцы не смогли рассмотреть детали — ситуация развивалась за доли секунды, со скоростью выстрела. Вероятно, лишь услышав звук люди поняли: что-то случилось...

В прениях гособвинитель отметила, что водитель Honda неоднократно привлекался за нарушения ПДД. «Несмотря на принятые в отношении него меры, манеру вождения не изменил, выводов не сделал, что повлекло ДТП с гибелью. На виновность мотоциклиста указывает ряд доказательств, в том числе видеозаписи, показания очевидцев, результаты следственного эксперимента. Предлагаю прекратить производство по уголовному делу в связи со смертью виновника ДТП», — заключила представитель прокуратуры.

Адвокат Татьяна Семешко в своей речи отметила, что производство по уголовному делу подлежит прекращению, доказательств, реабилитирующих действия мотоциклиста, добыто не было.

Слова отца погибших братьев прозвучали очень эмоционально: «Я хочу защитить своих сыновей! Леша намеревался уйти от столкновения и потому добавил скорость. Считаю, что в этой ситуации не только его вина».

Решение суда Советского района Минска было объявлено вчера: «Прекратить производство по уголовному делу в связи со смертью виновного в ДТП». Разумеется, мы спросили, намерены ли Александр Скачок и его адвокат подавать апелляционную жалобу. Ответ был однозначным: «Нет, это не имеет никакого смысла».


Конечно, эта история не про мотоциклы и объемы двигателей и даже не про извечный конфликт левого поворота. Она про отцовское горе, с которым один на один остался Александр Скачок. Про бездонную пустоту, образовавшуюся после одномоментного ухода сыновей. Про то, какую беду подчас приносят импульсивные и сиюминутные решения.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by