За рулем и на сытый желудок. Как устроен фуд-трак?

30 мая 2019 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич

За рулем и на сытый желудок. Как устроен фуд-трак?

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич

Кухня в 7 «квадратов» на рынке недвижимости считается маленькой и неудобной. Такая же кухня на колесах — вполне себе объемная. По крайней мере, достаточная, чтобы готовить по 60 хот-догов в день. Нередко владельцы фуд-траков слышат восторженные отзывы от клиентов: «Классный бизнес. Я бы тоже хотел иметь кухню на колесах». Мы решили выяснить, что нужно сделать со стандартным микроавтобусом, чтобы он превратился в модную торговую точку.

Черный фуд-трак Mercedes стоит в довольно тихом месте столицы. Здесь нет большого потока пешеходов, сквозного трафика клиентов. Тем не менее микроавтобус известен всем местным жителям и работникам офисов — в первую очередь благодаря хот-догам.

Ореол идеального бизнеса

Каждый раз, когда речь заходит о фуд-траках, люди вспоминают фильм «Повар на колесах» (Chef). В нем главный герой после увольнения из ресторана решает открыть свою закусочную на колесах, «чтобы отыскать потерянное кулинарное вдохновение и попутно наладить отношения с семьей». Вместе с сыном они колесят по США, останавливаются, где хотят, и продают кубинские сэндвичи восторженной публике.

«В Беларуси все иначе, — тут же остужает разгоревшиеся фантазии об идеальном бизнесе владелец фуд-трака (а в свободное время — заядлый байкер) Дмитрий. — Нельзя кататься по городу и торговать там, где захочется. По закону наша точка — эквивалент автолавки. Торговля привязана к конкретному месту на карте — естественно, согласованному. С таким же успехом можно готовить в стационарном ларьке и изредка перемещать его на прицепе. Но это не так интересно. Фуд-траки сегодня — это дань моде».

Тут нужно сказать, что современные машины не котируются среди клиентов. Дмитрий специально наблюдал за поведением людей на фестивалях и знаковых тусовках. Они не идут к более новым «кухням на колесах» (например, к «ГАЗелям»), предпочитая модели в возрасте. Этот выбор также можно отнести к трендам — говорят, у свежих автомобилей нет «капельки души, истории». Янгтаймеры, вероятно, кажутся более стильными. Вот и Дмитрий сделал ставку на немолодую технику: «Вначале я купил Volkswagen T2. Дело было в августе прошлого года. Готовили машину специально под формат „Песочницы“ [кто не знает — минское пространство для чилаута с фуд-кортом, музыкой, лекциями и кино под открытым небом. — Прим. Onliner]. Скажу честно, работали на скорую руку, чтобы не пропустить сезон. Потому не запаривались насчет утепления кузова, закрыли глаза на малую базу микроавтобуса (там не будет и 7 „квадратов“). Со вторым траком этих ошибок не повторили. В качестве базы выбрали Mercedes».

Почему «Мерс»?

Фуд-трак у Ледового — Mercedes T1 D210. Это фургон, приводимый в движение знаменитым 602-м дизельным мотором. Такие поставлялись с 1989 по 1995 год, отличались надежностью. Когда именно машина приехала в Беларусь и сколько километров намотала по нашим дорогам, прежде чем стать кухней на колесах, история умалчивает. Владелец точки стритфуда говорит, что самый популярный вопрос от клиентов звучит так: «А она еще и ездит?» И ответ, конечно, положительный. Пускай фургон бóльшую часть времени стоит на приколе на тротуаре (место согласовано, ограничения ПДД в данном случае не действуют), он готов рвануть отсюда в любое время. Ну, почти в любое — на подготовку переезда может уйти полдня. Как-никак внутри немало оборудования, которое нужно как минимум закрепить.

«Купил Mercedes без переоформления, по доверенности, — признается Дмитрий. — Для моих целей этого вполне достаточно. Потому и номера первого региона. Регистрации у него нет — считайте, „понаехавший“. Техосмотр тоже не проходил — бессмысленно. Зачем нужен допуск для участия в дорожном движении, если это самое движения машина осуществляет не больше пяти раз за год? Да и не прошел бы этот „Мерс“ ТО, потому как в конструкцию кузова внесены изменения. Я говорю про окошко в фургоне, через которое мы выдаем заказы, общаемся с клиентами. Очевидно, в стоковом T1 такого нет, а значит, и врата станций диагностики для нас закрыты».

Именно эту модель молодой человек выбрал за надежность агрегатов. Единственное, над чем пришлось поработать именно по автомобильной (не кухонной) части, — кулиса переключения передач. В остальном 30-летний боец остается в строю. Второй пунктик — металл. Кабина выполнена из стали, а кунг — из дюралюминиевого сплава. Последний не ржавеет, а вот передняя часть грешит пятнами коррозии.

Метаморфозы «железа»

Дмитрий уже около 20 лет в общепите, в качестве директора кафе успел проработать 8 лет. Когда-то открыл ресторанчик для мотоциклистов, но в последние годы с головой ушел в фуд-траки. Говорит, и больше мобильности, и меньше вложений. Попробуем прицениться: сколько потребовалось для создания одной «кухни на колесах» без учета пошлин и прочих административных трат.

— Судя по той раскраске, в которой мне достался Mercedes, ранее он работал в службе доставки, — вспоминает предприниматель. — Состояние было так себе. В первую очередь сделали окошко и перекрасили кузов в черный цвет. Экстерьер украсили натуральным деревом и ретролампочками Эдисона. Металлические «заплатки» с наклепками не функциональны — то есть бампер прекрасно держится и без них. Они скорее являются продолжением ретростиля.

Кабину водителя не трогали, восстановили только кулису. Основные работы касались, конечно, фургона. Дюралюминиевые стенки обклеили утеплителем, чтобы не прерывать работу на зиму. Заднюю погрузочную дверь, считайте, забаррикадировали.

По санитарным нормам стены помещения для готовки должны быть моющимися. Поверх утеплителя лег как раз такой материал. Крыша — не исключение. На полу постелен резиновый коврик. Также саннормы требуют установки умывальника.

В нашем случае вся кухонная техника работает на электричестве. Следующим шагом стала разводка проводов. Сколько здесь розеток — посчитать сложно. Для каждой предусмотрен отдельный «автомат». Например, гриль и кофемашина тянут по 3 кВт. То есть всего для фуд-трака нужно не менее 10 кВт, но желательно больше. Можно задействовать генератор, но наш «Мерс» питается от городской сети. Провод тянется от ближайшего столба.

Внутри оборудование профессиональное, но не специализированное. Безусловно, специальная техника для фуд-траков выпускается, но в нашем случае в ней нет необходимости. Достаточно столов из нержавейки и кухонной мебели с укороченной до 65 см столешницей. Таким образом, внутри разместились мойка, кофемашина, кофемолка, охлаждаемые боксы для хранения ингредиентов хот-догов, два гриля (обычный и прижимной), чайник, термос, холодильник и касса. Под столами — продукты (хлеб, лепешки), на полках — одноразовая посуда и бутылки с топингом.

Оборудование размещено в определенных местах не случайно. В фуд-траке одновременно работает два человека: один принимает заказы, рассчитывается с клиентом и готовит напитки, другой занимается только едой. Их пути на кухне не должны пересекаться, иначе сотрудники будут сталкиваться, а клиенту придется лишнюю секунду ждать.


Во время приготовления очередного хот-дога Дмитрий позволяет себе немного погрезить: «Надеюсь, когда-нибудь фуд-тракам разрешат ездить по нашей стране и торговать там, где захочется, там, где вздумаешь остановиться. Вот тогда это точно будет работа мечты».

ударный, 360 Нм, расход воздуха: 360 л/мин, давление: 6.2 бар, 2000 г
ударный, 949 Нм, 6500 об/мин, давление: 6.2 бар, 2830 г
Выбор покупателей
ударный, 920 Нм, 7000 об/мин, расход воздуха: 119 л/мин, давление: 6.2 бар, 2560 г

Читайте также:

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by