32 896
25 октября 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Алексей Морозов

Гореть им в пару! Тест огнем для антифризов. Что это значит?

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Алексей Морозов

Расследование по антифризам приближается к кульминации. На данный момент завершена первая часть исследований. Эксперты обнаружили три образца, в которых содержится метанол. Это напрямую запрещено техническим регламентом Таможенного союза, и по идее такие канистры вообще не должны попадать в торговую сеть. Чем плохо наличие этого спирта в антифризе? Лучше продемонстрируем наглядно, во время небольшого теста. Подогреем подозрительные жидкости, проверим температуру кипения, а потом попробуем поджечь пары. Горит!

Вмешательство в основной состав: метанол вместо этиленгликоля

Все наши образцы (более тридцати канистр) сейчас направлены на вторую часть экспертизы. Не будем называть производителей трех антифризов, в которых обнаружен метанол. Скажем лишь, что они завезены из России.

Для нынешнего теста возьмем три других образца подозрительной жидкости (честно скажем, мы знаем, что с высокой долей вероятности они относятся к метаноловым), а для сравнения проведем такую же процедуру с качественным антифризом.

— Как говорилось в предыдущих публикациях, хороший антифриз состоит из этиленгликоля (пропиленгликоля), воды и пакета присадок. Может в незначительных количествах также содержаться глицерин, — напоминает Евгений Рязанов, начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс» (компания выступает партнером расследования). — Но этиленгликоль иногда замещают более дешевым сырьем, которое при этом обеспечивает незамерзаемость. Правда, в ущерб другим свойствам охлаждающей жидкости.

В некоторых современных антифризах (например, стандарта G13) применяется глицерин, и это указано на этикетке. Но во-первых, в крайне малом количестве. А во-вторых, в составе хорошей охлаждающей жидкости есть специальный пакет присадок, который рассчитан на присутствие глицерина и вступает с ним во взаимодействие.

Сразу подчеркнем, что в данном случае речь идет о грубом вмешательстве в основной химический состав антифриза, когда один из важнейших компонентов (этиленгликоль) подменяется более дешевым (например, метанолом, т. е. метиловым спиртом).

Цены на этиленгликоль и метанол формируются на бирже. Стоимость варьируется в зависимости от сезона. Разница может быть в несколько раз.

— Применение метанола в охлаждающих жидкостях запрещено техническим регламентом Таможенного союза, — акцентирует внимание специалист. — Порог обнаружения данного вещества составляет 0,05%. Это очень мало. Можно сказать, следы. Если в антифризе обнаружено больше, то жидкость должна быть изъята из торговой сети.

Образец №1. Кипит при +95 градусах и горит

Первая жидкость розово-оранжевого цвета, прозрачная. Никаких посторонних следов или примесей, что могло бы указывать на подозрительный состав. С виду обычный антифриз.

Отметим, на этикетках канистр не указано, что в состав входит метанол. Не удивительно...

Образец наливают в колбу из термостойкого стекла, которую подогреют на плитке. Фиксировать температурные показатели будет прибор, прошедший поверку около месяца назад.

А в конце теста попробуем поджечь пары. Это известный прием, указывающий на присутствие горючих веществ, которых в антифризах быть не должно.

Евгений Рязанов

Пока жидкость нагревается, Евгений Рязанов посвящает в суть:

— Температура кипения антифриза (с температурой начала кристаллизации −37 градусов) определена стандартами. При нормальном атмосферном давлении она должна составлять не менее +108 градусов (здесь и далее температура указана в Цельсиях. — Прим. Onliner). А температура охлаждающей жидкости в определенных узлах двигателей автомобилей может достигать +115—120 градусов.

Важная оговорка: в системе охлаждения машины создается избыточное давление, которое приводит к повышению температуры кипения антифриза. Это нужно учитывать, анализируя результаты теста.

Индикатор термопары отражает температуру жидкости: +70, +75, +80...

Когда счетчик показывает +84 градуса, появляются первые пузырьки. Однако специалисты лаборатории нас предупреждают: «Температура полного кипения достигается тогда, когда наблюдаются не отдельные пузырьки или имеются локальные участки закипания, а когда жидкость кипит в полном объеме, как вода в чайнике».

При +95 градусах в колбе происходит бурное кипение. Эксперт делает заключение: данную отметку можно считать ключевой. Антифриз «сдается», не достигнув даже отметки в +100 градусов...

Для справки: температура кипения метанола при нормальном атмосферном давлении составляет +64,7 градуса. Но если он смешан с водой, то, разумеется, показатель будет выше.

— Можно сделать вывод, что охлаждающая жидкость (даже если бы она была на основе этиленгликоля) как минимум не соответствует требованиям международных стандартов по температуре кипения, — заключает Евгений Рязанов. — Не соответствует она и объективным требованиям к антифризам, применяемым в системе охлаждения автомобиля.

Как объясняет специалист, о применении этиленгликоля и воды, разведенных в неправильной пропорции, говорить в данном случае не приходится. Иначе закипание произошло бы при более высокой температуре.

— Закипание антифриза может привести к тому, что система охлаждения перестанет эффективно отводить тепло, — рассказывает о последствиях специалист. — Это достаточно серьезная проблема. Образуются газовые пузыри, которые препятствуют качественному переносу тепла от металла к антифризу. В больших количествах паровые пробки могут заблокировать циркуляцию в некоторых местах системы охлаждения.

Проще говоря, кипящая жидкость не в состоянии эффективно отводить тепло.

В финале пробуем поджечь пары. Пламя вспыхивает мгновенно. Пары горят!

— Наличие еще одной легковоспламеняющейся жидкости в автомобиле (кроме топлива и моторного масла) не просто недопустимо, но и опасно, — замечает Евгений Рязанов. — Может произойти стравливание паров метанола, которые станут причиной возгорания.

Образец №2. Кипит при +88,5 градуса и горит

Приходит очередь второго образца, также, по нашим сведениям, метанолового. Антифриз тоже не выглядит подозрительно: синего цвета, прозрачный, насыщенный. Кажется, лей в радиатор, и делов. Но...

Уже при достижении температуры в +78 градусов в жидкости появляются пузырьки. Можно даже услышать, как они с характерным звуком, напоминающим звон, схлопываются.

Это приметы опасного для некоторых элементов системы охлаждения процесса кавитации. В результате микровзрывов происходит выбивание мелких кусочков металла, например, с поверхности крыльчатки помпы.

При +88,5 градуса специалисты констатируют устойчивое кипение: «Это отвратительного качества антифриз. Представьте, что будет, если залить такую жидкость в автомобиль. Да, в системе охлаждения другое давление, при котором температура кипения выше, но все же...»

По словам экспертов, срок жизни антифриза на основе метанола — не более года. Если из хорошей охлаждающей жидкости (на базе этиленгликоля) в основном испаряется вода, то в таком антифризе первым «уходит» метиловый спирт. Соответственно, его температура замерзания повышается.

— Антифриз с содержанием метанола неплохо выглядит на полке, — иронизирует начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс». — С его помощью удается понизить температуру кристаллизации, но как только жидкость начнет эксплуатироваться в автомобиле, ее свойства будут ухудшаться.

«Нагревание антифриза приводит к испарению метанола. Процент содержания воды в составе охлаждающей жидкости станет выше, а значит, температура замерзания также повысится. В следующие холода антифриз может замерзнуть»

Как можно понять, что жидкость плохая? Органы дыхания, зрения, осязания, увы, в данном случае не помощники. Получается — только столкнувшись с негативными последствиями... Обычно это происходит в жаркий день, когда машина попадает в пробку. Дальше вы знаете: открытый капот, пар, растерянный водитель.

— Негативные последствия использования метанолового антифриза чаще проявляются тогда, когда автомобиль оказывается в режиме большой тепловой нагрузки, — рассказывает Евгений Рязанов. — Например, при движении с небольшой скоростью с прицепом или просто при медленной езде (стоянии в пробке), когда набегающий поток воздуха в недостаточной степени охлаждает радиатор.

Но вернемся к нашему эксперименту. Остается тест огнем. Пламя едва заметное, но, если присмотреться, оно есть. Доказательства? Подносим листок к колбе, и его кончик сразу загорается. Без комментариев...

Метанол является катализатором активной коррозии металлов, которые используются в двигателях машин.

Образец №3. Кипит при +97 градусах и горит

Евгений Рязанов наливает в колбу третий образец, розово-оранжевого цвета. По предварительным данным, там тоже содержится метанол. Вот сейчас и проверим!

Включаем плитку. +60, +70, +80 градусов... Дисплей термопары мерно ведет отсчет. Пока жидкость находится в покое, не выказывая желания побурлить.

Первые пузырьки появляются при +88 градусах. Часть схлопывается в жидкости со знакомым уже звоном, часть поднимается на поверхность.

При +97 градусах специалисты фиксируют бурное кипение по всему объему образца. Это и есть температура полного кипения. Напомним, по стандарту при атмосферном давлении она должна составлять не менее +108 градусов.

— Очень низкая температура кипения, что неприемлемо для любого современного автомобиля, — делает заключение Евгений Рязанов. — Этот антифриз непригоден по одному из главных параметров.

Полученный результат косвенно свидетельствует о наличии в образце метанола. Одним из оснований для полного его запрета в антифризах и стеклоомывающих жидкостях был вред для здоровья человека. Метиловый спирт не имеет запаха и при этом токсичен. Однако есть обывательское мнение, что негативное воздействие этой жидкости на организм преувеличено.

— При выкипании антифриза, что вполне может случиться с метаноловой жидкостью, водитель и окружающие, не исключено, получат отравление, — говорят специалисты. — Пары попадают в салон машины через систему вентиляции воздуха. А метанол, как известно, имеет свойство накапливаться в организме, постепенно поражая центральную нервную систему, зрение и печень.

Пробуем поджечь испытуемую жидкость. Пламя вспыхивает — и заметно! Для пущей убедительности Евгений Рязанов подносит бумагу, которая тотчас загорается.

К слову, про горючие жидкости. Есть еще одна проблема, связанная с антифризами. Речь об их употреблении. Говорят, метанол был запрещен также по этой причине.

Среди выпивох бытует мнение, что для поднятия настроения годится любой спирт. Однако метанол крайне токсичен. Даже пары глотков достаточно, чтобы получить тяжелейшее отравление, угрожающее жизни.

Нам известен случай, когда девушка, случайно приняв антифриз (находился в обычной бутылке) за лимонад, сделала пару глотков. Итог — несколько недель в больнице и долгое восстановление. К счастью, все обошлось.

— Некоторые механики проверяют сочащуюся из патрубков жидкость на вкус, — припоминают в лаборатории. — Если сладковатая — значит, антифриз. Это делать категорически запрещено!

Именно по этой причине в качественные охлаждающие жидкости обязали добавлять горький компонент, чтобы исключить случайное употребление антифриза людьми и животными.

Образец №4. Кипит при +110 градусах. Не горит

Чтобы не сложилось ложного ощущения, будто все антифризы закипают при +100 градусах и менее, проведем такой же тест с качественной охлаждающей жидкостью. Антифриз был произведен в Германии, доставлен в Беларусь в виде концентрата. Нам остается развести его в пропорции один к одному: в этом случае жидкость не должна замерзать при минус 36 градусах (как сказано на этикетке), что соответствует нашей климатической норме.

Итак, ставим колбу на плитку, включаем термопару и ждем. Проба невозмутимо выдерживает испытание температурой в +80, +90 и даже +100 градусов.

— Все предыдущие образцы при таких температурах бурно кипели, — комментирует Евгений Рязанов. — В данном случае нет даже локальных очагов закипания. Хотя вода в чайнике уже вовсю пузырилась бы.

Первые пузырьки появляются лишь при +106 градусах. Когда на индикаторе высвечивается +108, специалист констатирует локальные очаги закипания. А полноценное кипение наблюдается при +110 градусах.

Несколько раз эксперт подносит зажигалку к парам, но огонь гаснет.

— Так как испаряется вода, ее пары гасят пламя, — замечает специалист. — В случае с метанолом, как мы видели ранее, все происходило с точностью до наоборот, поскольку испарялось именно горючее вещество.

На всякий случай подносим к колбе бумагу: вдруг огонь есть, просто скрыт и невидим глазу? Ничего не происходит. Что и требовалось доказать.


— Качественная охлаждающая жидкость — это довольно сложное понятие, — подытоживает наш небольшой эксперимент Евгений Рязанов. — То, что антифриз состоит из базовой жидкости (этиленгликоль, пропиленгликоль, в небольших количествах глицерин) и воды, еще ничего не значит. За бóльшую часть задач отвечает пакет присадок. А насколько он качественный, простым способом определить нельзя.

Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс».

Остальные публикации расследования по антифризам:

Выбор покупателей
G12++, цвет жидкости: красный/фиолетовый, объём: 4.5 л
G12+, цвет жидкости: красный, объём: 4.5 л
G13, цвет жидкости: фиолетовый, объём: 4 л

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. va@onliner.by