Сейчас самое время привести в порядок самих себя и все, что нас окружает. Зима отступила, похоже, окончательно, впереди теплый сезон, солнечные дни и летний отпуск, не важно, отпустит «ковид» на море или опять будем прятаться на даче. Наш автомобиль тоже заслужил весеннюю чистку по полной программе. Он был молодцом всю зиму, стойко перенося морозы и оттепель, реагенты и грязь. «Помой меня» — это совместный проект Onliner и компании Karcher, в котором мы расскажем о том, как правильно ухаживать за вашим авто. И сегодня дадим несколько дельных советов по уборке в салоне машины — запоминайте, это упростит вам жизнь.
В сухом боксе легенда — Range Rover Sport. Такой автомобиль, если он в хорошем состоянии, для многих является эталоном. Но если с ним что-то не так, он, по меткому замечанию людей знающих, быстро поставит на колени любого.
— Что у него сегодня, полный спа-комплекс?
— Да, по полной программе, — подтверждает Евгений Сенько, директор сети автомоек «Глосс Парк».
Мойку кузова мы со спокойной совестью пропустили (о ней подробно рассказывалось в предыдущем выпуске нашего проекта, почитать можно здесь). Сегодня мы приехали за лайфхаками по уборке салона и, кажется, подоспели как раз вовремя.
— Кстати, многие приезжают только ради этого, особенно в дождливую погоду, что легко объяснимо. Обращается, например, таксист: ему ехать в аэропорт, за 40 км по мокрому — так и так машина будет грязной. Но в салоне все должно быть как полагается, — говорит наш эксперт.
Правильная уборка — это как сборка мебели из IKEA. Если не торопиться и все аккуратно делать шаг за шагом — получится классно. Стандартный комплекс, который вы можете попытаться выполнить самостоятельно, если любите наводить чистоту, включает в себя работу пылесосом и влажную уборку. У профессионалов на все про все уходит минут 20—25.
Можно и нужно время от времени баловать свой автомобиль полномасштабной чисткой, включающей также уход за кожей или тканью салона, очистку ковриков, натирку пластиковых панелей специальными средствами, мойку стекол. Это займет больше времени — до 1 часа в зависимости от степени загрязнения.
Все начинается с уборки салона пылесосом, его функция хорошо всем знакома. Профессионалы сразу же делятся небольшим лайфхаком: прежде сделайте продувку всех труднодоступных мест, чтобы выдуть оттуда грязь, песок и все прочее. К таким труднодоступным местам относятся, к примеру, проемы для дверных стекол. На автомойке продувку выполняют сжатым воздухом, используя компрессор.
— Пылесосить салон авто тоже нужно правильно. Следите за тем, чтобы во время работы шланг пылесоса не терся о кузов машины — так можно поцарапать лакокрасочное покрытие. Для удобства зажмите шланг между ног, контролируя его положение, — советует Евгений.
Из прошлой статьи многие запомнили историю о шелухе от семечек на торпеде. Это, между прочим, в Toyota Land Cruiser было. Другими словами, стоимость автомобиля не означает того, что владелец будет относиться к нему бережно и аккуратно. Похоже, иногда даже в кулечек поплевать — не вариант.
Для самостоятельной уборки можно использовать и домашний пылесос, если, конечно, найдете возможность вытащить его к машине и где-то запитать. Самое главное — наличие щелевой насадки: используя ее, прибираться в салоне авто будет гораздо проще.
Маленькие ручные пылесосы могут оказаться полезными, но не стоит возлагать на них груз завышенных ожиданий. Они подойдут для того, чтобы прибрать некоторый мусор, но не полноценно «отпылесосить» весь салон. С другой стороны, в том Land Cruiser с шелухой такой прибор позволил бы водителю чувствовать себя опрятнее.
Следующий этап — влажная уборка. Салон протирают от пыли перед тем, как натереть поверхности защитными составами, препятствующими, в частности, воздействию ультрафиолета и обладающими антистатическими свойствами. Очищаем поверхность влажной тряпкой или салфеткой — точно так же, как во время домашней уборки.
Приготовьтесь к тому, что много грязи будет в районе педалей: особенно в зимний период или в самом начале весны, хотите этого или нет, вы приносите грязь на своей обуви, в результате все пачкается быстрее.
— Для салона дорожные реагенты так же опасны, как и для кузова?
— Первый момент — это все-таки внешний вид, а они его портят, салон загрязняется быстрее. Второй момент — не забывайте, что под обшивкой у нас кузов. Если на обшивке образовались соляные отложения, значит, обшивка промокла, напитала влагу. Для кузова это всегда опасно: возможно образование коррозии там, где не ждешь — со стороны салона.
Самая распространенная ошибка — выполнить уборку поверхностно. Потратите время и силы, а результатом все равно останетесь недовольны.
— Поверхностно убрать машину — это нетрудно. Протер — в принципе, стало чище. Но качественная уборка тем и отличается, что после нее не должно быть мест, где осталась пыль. Например, за ручкой открытия двери мало кто убирает. В складке кулисы постоянно скапливается всякий мусор. Также многие забывают почистить решетки воздуховода, а на них постоянно скапливается пыль: ее легко пропустить при уборке, но потом она будет раздражать. К таким же элементам относится «стрекоза» переключения (дворники, указатели поворота). Еще пыль любит прятаться между приборной панелью и рулевой колонкой — фактически под носом у водителя, — рассказывают на автомойке.
Вывод простой: регулярную «быструю» уборку можно и нужно делать самостоятельно. Но это не отменяет необходимости время от времени наведываться к профессионалам. Так, как они, убраться за какое-то адекватное время будет затруднительно. Опять же продувка сжатым воздухом — ну не покупать же ради этого компрессор.
— Зависит ли сложность уборки от типа кузова?
— Во внедорожниках, как ни странно, убираться проще. Все дело в том, что в таких машинах пол фактически ровный, что сильно упрощает нам задачу. В легковых автомобилях вы увидите как бы такие корытца, куда утоплены сиденья. И вот под них еще попробуй подлезь со всех сторон!
— Выходит, чем больше машина, тем легче убирать?
— Фактически да. Больше простора для творчества.
Что можно найти под сиденьем? Вы удивитесь. На мойке находили биты, пневматику, газовые баллончики. И это не единичные случаи.
— Раньше что-то подобное встречалось чаще: лет 5—7 назад, можно сказать, вообще было нормой. Лежит конкретно металлический пистолет под креслом. Ребята даже занервничали поначалу, — вспоминает Евгений.
— Еще бы не занервничать! И что делать в такой ситуации?
— Приглашаем водителя, рассказываем о находке. Не наше — мы не трогаем.
Бывали и неприятные моменты, когда работников не предупреждали о том, что в машине находятся ценные вещи.
— Как-то приехала девушка на BMW, у нее в машине был маленький чип-ключ — брелочек такой, ничего примечательного. Нас в известность не поставили об этом. Между тем во время уборки салона все посторонние вещи складываются обычно отдельно в пакетик. Мы закончили работу, вручили этот пакетик хозяйке авто. Она посмотрела, посчитала, что ничего нужного там нет, и пакетик выбросила. Вместе с чип-ключом. Девушка садится за руль, пытается завести машину, а та не заводится. Пока разобрались, в чем дело, пока перерыли мусор в поисках чип-ключа... Нашли, но ситуация не из приятных, — рассказал директор сети автомоек.
Запомнили? Предупреждайте мойщиков обо всех нюансах, которые впоследствии могут показаться вам важными. Это касается не только оставленных в салоне вещей. Трещина фары и фонаря, сколы лакокрасочного покрытия — о таком всегда лучше предупредить специалиста, чтобы он учел эту информацию в своей работе.
Переходим к тому, что нуждается не только в очистке, но и в регулярном уходе. Речь, понятное дело, о кожаном салоне.
— Кожаную обивку необходимо периодически чистить и натирать специальным кондиционером. Подходящей химии на рынке сегодня предостаточно. Мы держим в арсенале два средства: молочко («лайтовый» вариант) и крем (для более глубокого ухода). Благодаря такой подпитке материал сохраняет свою эластичность, причем не важно, натуральная в салоне кожа, экокожа или даже кожзам — уход необходим, — подчеркнул Евгений.
Владельцы соответствующих авто знают, что после долгого сидения в кресле на нем могут остаться продавленные следы, однако хорошая и ухоженная кожа быстро вернет свою форму. Еще один хороший пример — детские кресла, которые тоже оставляют свои следы.
— Один из наших клиентов стал жаловаться на глубокие вмятины на кожаном сиденье, которые оставались после использования детского кресла. Мы провели комплексную чистку кожи с последующим использованием кондиционера — помогло. Спустя месяц клиент приехал довольный, рассказал, что кожа стала буквально за пару минут возвращаться в свое нормальное состояние. Такой уход особенно необходим водительскому креслу, которое подвергается наибольшим нагрузкам, — отметил собеседник.
Кондиционер оказывает консервирующий эффект, защищая кожу. Но перед его использованием необходимо выполнить качественную чистку поверхности — зачем же снова и снова консервировать неизбежно появляющуюся на сиденьях грязь?
— Очистка кожи — это подготовительный этап перед консервацией. Если вы делаете это самостоятельно, мы порекомендуем обзавестись пенообразователем, чтобы снизить расход чистящего средства, либо покупать химию в специальных флаконах, которые и выдают такую пену, — говорят на автомойке.
Чистка кожи в обязательном порядке осуществляется мягкой щеткой. Образно говоря, обувная с жесткой щетиной для этих целей не подойдет — испортите салон. Нанесли средство, прошлись щеткой, чтобы вычистить грязь из всех пор и складок, затем протерли поверхность сухой чистой тряпкой. После этого можно приступать к консервации.
— Кожу легче чистить в том случае, если она не в запущенном состоянии, — констатирует Евгений. — Если не ухаживать за салоном, то, выработав запас прочности, материал потеряет эластичность. Появятся глубокие морщины, которые затем превратятся в трещины и даже дыры. Вместе с тем кожа, за которой осуществляется регулярный уход, и заводской вид сохранит на гораздо более долгий срок, и в целом прослужит дольше.
— Как часто нужно проводить чистку и консервацию?
— Это зависит от интенсивности и условий эксплуатации. В среднем может хватить и однократной обработки каждые полгода. Мы рекомендуем обязательно выполнять эту процедуру перед наступлением зимы, потому что в холодное время года, если машина не стоит только на отапливаемом паркинге, салон будет вымерзать. Кожа в таких условиях быстрее будет терять эластичность, ей необходимо заранее помочь, чтобы у нее был шанс продержаться.
Пластиковые панели также нуждаются в защите, по крайней мере от солнечных лучей. Для этих целей можно использовать специальные полироли, ассортимент которых тоже довольно широк.
— При выборе средства для ухода за вашим авто нужно исходить из того, какого результата вы намереваетесь добиться. Вплоть до того, хотите вы видеть матовые или глянцевые поверхности, — советует Евгений. — Если помните, раньше на авторынках машины перед продажей «опшикивали» лаком так, что все аж блестело, будто салом натерли. Есть те, кому нравится глянец, а есть те, кто предпочитает матовую поверхность. Как правило, доступны четыре опции: глянец, полуглянец, матовая, полуматовая.
На автомойке, кстати, должны спросить, какой эффект в салоне хочет видеть клиент.
— Были случаи, когда не спросили, натерли. Ладно если матовая: клиент не увидит ожидаемый результат, решит, что мы просто ничего не сделали. Если же человек предпочитает матовые поверхности в салоне, а используются средства с эффектом глянца, то претензии будут куда более конкретные: «Что вы мне тут за зеркало устроили?» — говорит директор сети.
Для чистки салонов из других материалов — ткани, велюра — используются другие методы чистки.
— Мы используем специальное приспособление, которое с помощью сжатого воздуха наносит химию. Эффект значительно отличается от «просто потерли щеточкой» — весь верхний слой пробивается очищающим составом. Этот же способ применяется для чистки ковровых покрытий. Особенно после зимы это очень действенная методика, — отмечает собеседник.
Для запущенных случаев остается химчистка, но о ней мы поговорим чуть позже.
— А правда, что в автомобиле, которым управляет женщина, обычно чище, чем в том, который использует мужчина?
— Далеко не всегда. Знаете, как говорят: у женщины порядок в доме, у мужчины — в машине.
Коврики в сложную погоду страдают больше всего. Есть ведь и те, кто даже зимой не меняет матерчатые на резиновые. Коврики такое отношение к себе переживают стоически, но после этого отчаянно нуждаются в хорошей чистке.
— Если машину оставляют нам на несколько часов либо у клиента есть возможность, например, оставить на такое время именно коврики, мы сначала заливаем их различными химическими составами, перетираем щеточками, после чего они насквозь пробиваются «керхером». И процедура повторяется до тех пор, пока коврики не очистятся, — рассказывают на мойке.
У Range Rover был не столь запущенный случай, поэтому коврики чистили тем самым чудо-прибором, о котором совсем недавно шла речь. Действительно, химия работает эффектно, на зрителя: материал очищается, даже ворс приподнимается, возникает ощущение обновления. При этом коврик не остается мокрым — химический состав в буквальном смысле пробивает его насквозь. Что ж, хотя бы за этим имеет смысл иногда приезжать к профессионалам. В остальное время, предположим, достаточно будет обыкновенного пылесоса.
— С резиновыми все проще: заливаем бесконтактным шампунем, вымываем щеткой с длинным ворсом, затем сбиваем высоким напором воды с двух сторон, — отмечает специалист.
Раз уж мы делаем полную уборку салона, то и о стеклах забывать никак нельзя. Если привыкли все делать самостоятельно, можете воспользоваться домашним средством для мытья окон — оно вполне сгодится.
— Небольшой лайфхак: приступая к мытью оконных стекол, чуть приопустите каждое из них и промойте верхнюю кромку. Многие об этом забывают, а та область зачастую грязнее, чем все остальное стекло, — советует Евгений. — Опустили стекло, вымыли кромку, подняли стекло, вымыли все остальное — такой порядок.
С остальными элементами — без особых хитростей. Не забудьте также вымыть панорамную крышу, если она есть в вашем автомобиле, — мир вокруг станет светлее и ярче, вот увидите.
— И еще один совет: к мойке стекол приступайте после того, как выполнили натирку панелей, а не наоборот. Иначе стекла придется перемывать, — добавил собеседник.
Но самое главное правило — не откладывайте уборку салона в долгий ящик, особенно если уборка уже напрашивается.
— Из опыта: чем раньше приступаем к работе, тем легче все вымывать. Иначе грязь впитывается, засыхает — избавиться от нее гораздо сложнее, — говорит Евгений.
Повседневность — это разлитая на сиденье газировка. Все эти фанты и колы могут нравиться вам на вкус, но для салона это липко, заметно и пахнет.
— Был случай, когда в салоне разлили краску. Ну то есть очень не повезло водителю: где-то затормозил, банка опрокинулась. Белая краска в черном салоне — выглядело весьма плачевно. Владелец уже начал искать новый салон в интернете, но это затратный вариант: салон на границе растаможивается как мягкая мебель — влетит в копеечку, — рассказал собеседник.
Владельцу той машины повезло — краску отмыли дня за полтора, она была на водной основе.
Частые гости на мойках — таксисты. Мало ли кто им настроение, а заодно и салон испортит в пятницу вечером. В таком случае спасает химчистка.
— Мало же удалить грязь, важно избавиться также от запаха: очень часто это сложнее сделать. Был такой случай: у клиента домашний питомец не выдержал долгой дороги. Если бы водитель сразу приехал на мойку — не было бы никаких проблем, но он попытался сам все протереть. Протер, но что-то в само сиденье так или иначе проникло — запах остался. Пришлось делать химчистку, после чего вопрос закрылся, — отметил Евгений.
От более простых, но столь же неприятных запахов помогают ионизаторы воздуха. Вообще, уборка салона авто — это почти творчество, где возможны различные подходы, лишь бы итоговый результат радовал.
— Хватает и народных методов: например, некоторые чистят салон хозяйственным мылом. При небольших загрязнениях действительно помогает. У профи же на любой случай жизни есть специальное средство, которое наверняка окажется эффективнее. Весь вопрос в том, на что вы рассчитываете, как ухаживаете за своей машиной, — подводит итог специалист.
О других тонкостях ухода за автомобилем читайте в следующих выпусках проекта «Помой меня!».
Мойки высокого давления, автохимию, аккумуляторные газонокосилки, триммеры, кусторезы и другую технику для дома и сада бренда «Керхер» можно приобрести в фирменных «Керхер-центрах» и в интернет-магазине. С 15.03.2021 по 30.04.2021 скидка на широкий ассортимент мини-моек. Больше информации — на karchershop.by.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by