КРАСНОВ

Нужны ли «вафельницы» в Минске и почему новая разметка не решила с ходу проблему у «Пушкинской»?

25 августа 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович
КРАСНОВ

Нужны ли «вафельницы» в Минске и почему новая разметка не решила с ходу проблему у «Пушкинской»?

Автор: Виталий Петрович
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Первые «вафельницы» стали появляться в Минске совсем недавно. Это специфичная желтая квадратная разметка на перекрестках. Не все водители с ней знакомы, для кого-то стало новостью, что там нельзя останавливаться. Впрочем, проблему с такими застрявшими автомобилистами новая разметка с ходу не решила — и вот это как раз не новость. Почему так вышло, нужны или не нужны «вафельницы» Минску — об этом сегодня говорим с преподавателем и инструктором по вождению Юрием Красновым.

В чем смысл «вафельниц»?

Правила дорожного движения

Желтую квадратную разметку можно найти в ПДД (п. 1.37 соответствующей главы), она обозначает границы перекрестка.

Тут же важно вспомнить, что запрещается выезжать на перекресток, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться.

Упрощаем, и получается, что на «вафельной» разметке нельзя останавливаться, в том числе туда нельзя въезжать, если впереди есть риск образования затора.

— В Минске есть улицы, по которым в час пик идет большой транспортный поток. И вот перекресток: моргает зеленый, загорается желтый сигнал светофора, кто-то пытается проскочить, а впереди затор — машины не успевают уехать с перекрестка. Многие водители сталкивались с такими трудностями, и я тоже. Вроде едем, вроде нормально успеваем, вдруг раз — впереди все стоят, и ты застрял посреди перекрестка, мешаешь остальным, — объясняет ведущий рубрики.

В следующий раз, подъезжая к перекрестку, где кто-то вот так застрял, не спешите слишком переживать. Совсем не обязательно, что человек наплевал на правила и лез внаглую, возможно, просто ситуация сложилась не в его пользу.

— Типично: едешь, горит зеленый, ты думаешь, что должны успеть. Бац — он замигал, бац — уже желтый, а они там почему-то остановились впереди, и тебе некуда деваться. Ты же заранее не видишь, что там за другими машинами, не можешь все предугадать. Может, там кто-то затупил, может, что-то случилось. И все! Ты остался на перекрестке, сам того не желая. Понятно, что это тебя не оправдывает, но другим хорошо бы понимать: это могло произойти случайно, — примирительно говорит преподаватель.

То, что на перекресток нельзя выезжать, если есть риск возникновения затора, — об этом знают все, в автошколе проходили. Но не соблюдают. Нанесенная «вафельница» уже сейчас призвана дополнительно акцентировать внимание водителей. В перспективе же ее роль может стать куда эффективнее.

— Такое же решение уже некоторое время применяется в Москве. Правда, там не только рисуют «вафельницы», но и активно привлекают к ответственности за остановку на них, используя для этого камеры фотофиксации. И в результате нарушать перестали. Потому что какой водитель станет нарываться на штраф, если знает, что этот штраф обязательно будет, нарушение заметят? Он будет ехать аккуратнее, будет следить за светофором, где-то даже перестрахуется лишний раз: не поедет на зеленый или на моргающий зеленый, если будут хоть какие-то признаки замедления потока впереди, — полагает инструктор.

В то же время предусмотрены исключительные случаи, когда на «вафельной» разметке можно затормозить:

  • при повороте налево для пропуска встречных машин, а также пешеходов и велосипедистов;
  • при повороте направо для пропуска пешеходов и велосипедистов, пересекающих проезжую часть дороги, на которую поворачивает водитель.

А пока профилактика

Камеры фиксации на таких перекрестках в Минске пока не работают. И заработают ли — пока не ясно.

— С одной стороны, есть устоявшаяся практика привлечения к административной ответственности за совершенные на дороге нарушения. Превышение скорости, неправильная парковка — все это уже фиксируется, за это можно получить штраф. С другой стороны, в КоАП прописаны отдельные нормы: к примеру, штраф за превышение скорости, зафиксированное камерой, будет отличаться от наказания, грозящего водителю, если за то же нарушение его остановит инспектор. По аналогии можно предположить, что и за остановку на «вафельницах» смогут штрафовать с помощью камер, — рассуждает Краснов.

Ну и в целом в Минске проект с такой разметкой на перекрестках выглядит пока экспериментальным. По крайней мере, две из трех «вафельниц», о которых нам известно, находятся там, где, на первый взгляд, нет большой проблемы с заторами на перекрестках.

— Остановка и стоянка на перекрестках запрещены. И на пересечении улиц Коммунистической и Красной «вафельница», как мне кажется, имеет профилактическое значение — чтобы водители не оставляли там машины. Потому что именно с этим там проблема бóльшая, нежели с заторами. Аналогичная ситуация в районе пересечения улицы Орловской и Старовиленского тракта, — предполагает собеседник.

Перекресток у «Пушкинской»: почему пока не сработало?

А вот в центральной части пересечения проспекта Пушкина и улицы Притыцкого в Минске проблема с заторами в часы пик возникает регулярно, и появление здесь «вафельной» разметки вопросов не вызывает.

— Задача «вафельной» разметки — предотвратить образование заторов. Она состоит из желтых линий, образующих ромбы, и обозначает границы перекрестка. На нее водителю не следует выезжать, если возник затор, который заставит остановиться и неоправданно задержаться внутри границ пересечения, ведь это может создать препятствие для движения в поперечном направлении, — отмечали в ГАИ.

Вот только решить проблему пока не удалось. И в интернете немало роликов с автомобилями, стоящими на новой разметке точно так же, как и до ее появления на перекрестке. Что же пошло не так, почему прием не сработал?

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от 001BY | твой AвтоКент (@001by)

— «Вафельнице» кое-чего не хватает. И мы уже говорили, чего именно: камеры фотофиксации. Когда водители привыкнут к тому, что за нарушением непременно последует штраф, они перестанут нарушать, — считает Краснов. — Иначе что изменила новая разметка? Нельзя выезжать, если образовался затор, — это и так все знали. Разметка — дополнительная мера, чтобы заставить водителя не нарушать. Но эта мера работает в паре с прописанной ответственностью и камерой, которая зафиксирует нарушение в любом случае. У нас этого пока нет.

К слову, сейчас за нарушение правил проезда перекрестка с ромбовидной разметкой может грозить штраф от 1 до 5 базовых величин (ч. 8 ст. 18.13 КоАП). Но это если инспектор увидит.

Видео от читателя

Наш читатель жаловался на тех, кто создает заторы на перекрестке Пушкина — Притыцкого. Он прислал видео со своего регистратора: на запись попали несколько водителей, пытавшихся попасть на перекресток уже после того, как другому направлению загорелся разрешающий сигнал светофора.

— Очень актуальная проблема с «проездунами» и «толпящимися» на этом перекрестке с круговым движением у «Пушкинской». Со временем, конечно, перестаешь удивляться, но взгляните на Geely слева. Уже сколько секунд горит красный, а он выезжает как ни в чем не бывало. Это верх наглости, — считает очевидец.

— Эти машины поворачивают налево, и из-за того, что их много, все они не помещаются на коротком участке дороги. В любом случае водители, которым загорелся зеленый сигнал светофора, обязаны дать им завершить проезд перекрестка, — указал Краснов. — Я согласен с тем, что водитель Geely Tugella нарушил, пытаясь проскочить под прикрытием тех, кто уже выехал на перекресток. Но это вопрос не «вафельной» разметки. Дело в том, что круговые перекрестки нельзя разрезáть: из-за этого на них образуются заторы в часы пик.

Выходит, «вафельная» разметка от подобных проблем не избавит. Решение есть, но оно не везде применимо в текущей ситуации.

— Многоуровневые развязки, как, к примеру, на пересечении проспектов Дзержинского и Жукова, — это хороший вариант. Одна дорога идет поверху, другая понизу, а круг располагается в среднем уровне, и все могут спокойно разъехаться, — поясняет преподаватель.

Представить появление многоуровневой развязки у станции метро «Пушкинская» пока трудно. Но и решение проблемы заторов в центральной части перекрестка будет большим облегчением, основная беда все-таки в этом.

«Вафельницы» нужны?

На этот вопрос у Краснова однозначный ответ.

— Да, такая разметка дисциплинирует водителей. Она будет способствовать тому, что на перекресток не станут выезжать в ситуации, когда там прогнозируемо можно застрять, и не станут проскакивать на желтый или даже красный сигнал светофора. И «вафельница» нужна не только у «Пушкинской». Проблема характерна для многих перекрестков, где бывает непросто проехать в час пик. Но применение такой разметки без контроля с помощью камер фиксации нарушений и в отсутствие неотвратимого штрафа не так эффективно, — считает ведущий рубрики.


Мы задали вопросы ГАИ Минска: стоит ли ждать появления «вафельной» разметки и на других перекрестках столицы, запланирована ли на перспективу установка камер фотофиксации на таких участках? Опубликуем ответ, как только его получим.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by