30 014
27 октября 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка, Влад Борисевич. Коллаж: Максим Тарналицкий
Спецпроект

Круто или не круто? Исследуем малые кольца на перекрестках Минска

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка, Влад Борисевич. Коллаж: Максим Тарналицкий

Только кто-то начинает разговор о перекрестках с круговым движением — минские водители пугаются. В памяти всплывают образы больших и сложных турбоколец на площади Бангалор и площади Богушевича, загадочного перекрестка в районе «Пушкинской» с его экспериментальной «вафельницей». А между тем в столице активно применяется новый тренд в организации дорожного движения — создание так называемых малых колец на проблемных перекрестках. Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению, ответственно заявляет: такие круги устраняют многие проблемы, ранее приводившие к конфликтам и ДТП. Совместно с автоцентром «JAC Атлант-М» мы задались целью это доказать.

— Круговой перекресток — это самый безопасный перекресток, потому что он саморегулируемый. Водители, которые выезжают на круг, и те, кто уже по кругу едет, движутся примерно с одинаковой скоростью. Поэтому проблем при разъезде быть не должно, — отмечает Краснов, садясь в машину. — Как показывает практика, там, где были напряженные участки и сделали круг, ситуация сразу успокаивалась.

Этот автомобиль Jac J7 мы взяли в «Атлант-М Боровая»

Улица Франциска Скорины

Схему движения на пересечении улицы Франциска Скорины со съездом на МКАД реорганизовали всего три недели назад. А прежде этот перекресток имел дурную славу.

— Главная дорога здесь меняла направление: шла со стороны выезда с внешнего кольца МКАД под мост. В результате со второстепенной здесь было очень тяжело выехать в час пик: выстраивались очереди, стоять можно было до потери пульса, — отмечает ведущий рубрики.

Плюс количество ДТП: аварии здесь происходили частенько, обычно относительно мелкие (кто-то кому-то не уступал), но они еще больше усложняли ситуацию на перекрестке.

Новую, экспериментальную схему движения вводили в два этапа. Когда мы приехали сюда с Красновым впервые, на перекрестке была старая разметка, а круг обозначили специальными ограждениями. Было очевидно, что не все водители сразу понимали, как ехать, потому что пластиковые ограждения были сдвинуты, где-то опрокинуты. Краснов тогда все поправил.

— Если не принимать во внимание мелкие технические недочеты и сделать поблажку водителям, которые пока не сориентировались, как им быть, то здесь все красиво. Как минимум стало гораздо спокойнее: люди подъезжают к кругу, все друг друга боятся, гадают, как правильно ехать. Даже если кто-то не уступает, все равно скорости не те, чтобы было опасно, — говорил тогда преподаватель.

Спустя неделю мы снова были на этом кругу. Блоки уже убрали, разметку обновили, хотя старая кое-где все равно проступает.

— Стало лучше, но что-то много клаксонов мы слышим. Некоторые водители по-прежнему не понимают, как им правильно действовать. Немножко еще путаются. Достаточно одному поехать не так, и все едут по его ошибочной траектории — привычки нет. Те, у кого преимущество, тормозят на кругу на всякий случай, ждут непонятно чего. Кто понаглее или не разобрался, едет по старой памяти, не глядя на свежую разметку. Но это со временем исправится. И проблемы перекрестка исчезнут, — считает инструктор.

Дает свою специфику светофор на перекрестке улиц Франциска Скорины и Академика Купревича: в часы пик до него выстраиваются машины, пространства для всех не хватает, и они запирают круг. На самом кругу явно не помешают какие-то обозначения, те же знаки указания направления поворота или малые архитектурные формы, чтобы предотвратить выезд на него, акцентировать внимание водителей.

Кстати, на противоположной стороне, в районе выезда на внутреннее кольцо МКАД, находится еще один перекресток, где напрашивается круг.

Как вам круг на улице Франциска Скорины?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Нравится
Не нравится

Героев 120-й Дивизии — Рогачевская

Этот круг в Военном городке (правильнее — в микрорайоне Великий Лес) существует давно, а некоторое время назад провели его реконструкцию. Раньше он был обозначен только разметкой, и время от времени водители, незнакомые с особенностями перекрестка, не успевали сориентироваться и ехали по этой разметке напрямик. Теперь здесь появился островок с высокими бордюрами и пластиковыми столбиками, призванными, с одной стороны, сделать этот островок заметнее, а с другой — исключить проезд транспорта по нему.

— Я согласен с тем, что лучше обозначить круг, хотя, по-моему, правильнее устанавливать знаки «Направление поворота»: они большие, заметные и были бы здесь к месту, — полагает Краснов. — Здесь использовали иное решение. В любом случае предполагается, что при приближении к круговому перекрестку водители будут снижать скорость и успеют сориентироваться, даже если здесь впервые.

Мы обратили внимание на то, что некоторые автомобилисты проезжают по разметке, вместо того чтобы выписать аккуратную дугу. Сначала решили, что это грузовики и автобусы не могут вписаться, но те-то как раз проезжают подчеркнуто аккуратно. А разметку стирают легковые автомобили, когда водители хотят проскочить по кругу (возможно, быстрее, чем следовало), спрямляя траекторию.

— Маленький хороший кружочек: здесь по радиусу и автобус может проехать, и грузовик впишется, и сразу понятно, кто кому должен уступить. Одна полоса на выезд, одна полоса на съезд. Нет никакой возможности пересечься траекториями: ни во время выезда на круг, ни на самом кругу, ни во время съезда с него. Все, никаких конфликтов, — хвалит инструктор.

Как вам круг на перекрестке Героев 120-й Дивизии — Рогачевская?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Нравится
Не нравится

Магистр

В новых микрорайонах современные тенденции приживаются легче. Два небольших круговых перекрестка расположились в микрорайоне Магистр, на пересечении улицы Академика Высоцкого с улицей Ильи Копиевича и улицей Огинского, за строительным гипермаркетом.

— Вот эти круги мне тоже очень нравятся: классические, классные, безопасные. Подъехал, посмотрел и уехал, — Краснов поднимает вверх большой палец. — Одна полоса по кругу, одна полоса для выезда. При подъезде к перекресткам хорошо видны знаки «Направление поворота» — то, что нужно.

Как вам круги в «Магистре»?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Нравятся
Не нравятся

«Новая Боровая»

«Новая Боровая» продолжает застраиваться. Дороги и перекрестки, возведенные вроде как с потенциалом в части интенсивности движения, наполняются транспортом.

— Пока здесь два действующих круга. Но в чем недочет: когда водитель подъезжает к перекрестку, он не знает, что из крайней правой полосы не сможет ехать по кругу. Об этом узнаешь только тогда, когда выезжаешь на круг и видишь разметку. Соответственно, приходится перестраиваться левее, а там уже едут другие машины. То есть отсутствие знаков провоцирует ненужные перемещения, что создает напряженность, — отмечает преподаватель.

Недочет легко устранить, установив перед кругом знаки «Направления движения по полосам», чтобы водитель мог заранее сориентироваться и занять нужную полосу.

— Когда водитель на круг уже выехал, он на знаки не смотрит, он смотрит на машины, которые вокруг, — для него это важнее. Поэтому когда знаки установлены заранее, до круга — это удобно. Мы можем их продублировать на перекрестке, но важнее именно те, которые расположены заранее, — подчеркивает собеседник.

Оба круга в «Новой Боровой» весьма просторные: около 90 метров, если брать от начала одного закругления до начала противоположного. Для сравнения, у площади Бангалор это расстояние составляет примерно 160 метров.

— На мой взгляд, когда нет особых причин делать круг очень большим, такой охват — это минус. Чем меньше круг, тем с меньшей скоростью водители на него выезжают и по нему едут. Поэтому круг и считается безопасным перекрестком: даже если на нем происходит авария, все, как правило, ограничивается небольшими повреждениями. А на большом радиусе можно развивать большую скорость. И находятся те, кто разгоняется на кругу до 60—80 км/ч. Круги же делают из расчетной скорости 40 км/ч, — говорит ведущий рубрики.

Краснов известен своей любовью к простым решениям. Он хвалит небольшие круги с минимумом перемещений на них: въехал по одной полосе и уехал по ней же, ни с кем не пересекаясь. А много полос — это всегда риск того, что кто-то в чем-то не разберется. По площади Бангалор давно ездили?

— Я долго наблюдал за движением здесь и заметил одну тенденцию. Вот водитель выезжает в среднюю — ему надо там и ехать. Но он зачем-то перестраивается влево — соответственно, на выезде ему приходится перестраиваться вправо. Это лишние движения, дважды может быть пересечение траекторий. Возникает вопрос: зачем вообще здесь левая крайняя полоса? Она создает дополнительный ряд и дополнительные варианты, которые провоцируют лишнюю суету, — поясняет инструктор.

— Вообще, конструкция перекрестка здесь хорошая. Но на всех подобных перекрестках есть особенности в организации дорожного движения. И зачастую проблема не в самом перекрестке, а в поведении водителей. Они должны наблюдать друг за другом, а если кто-то попал в сложную ситуацию — ему нужно помочь, а не стараться подловить на ошибке, — добавляет Краснов.

Как вам круги в «Новой Боровой»?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Нравятся
Не нравятся

Парниковая — Дачный проезд

Улица Парниковая между двумя принципиально разными по характеру Степянками — это тихая дорога через лес. И это тот случай, когда на ум приходит поговорка про тихий омут.

— Перекресток улицы Парниковой и Дачного проезда. Вроде бы ненапряженный такой перекресток, но опасный. Из-за леса несутся машины, тебе их не видно, там водители тебя не видят — в общем, рискованная ситуация. Поэтому круг здесь к месту, — отмечает ведущий рубрики.

На самом деле не круг, а скорее овал. Если ехать по Парниковой в направлении железнодорожных путей, то дорога остается прямой, направление движения менять не нужно. Дугу придется выписывать, если поворачивать с Дачного проезда налево.

— Это к разговору о том, нужно ли включать указатель поворота при съезде с кругового перекрестка. Нужно. Но все зависит от конструкции каждого конкретного перекрестка. Понятно же, что машинам, которые просто едут по улице Парниковой прямо, никакой поворотник включать не нужно, — говорит преподаватель.

К организации движения, кстати, есть вопросы. Знак «Направление поворота» стоит не там, где нужно. Вероятно, он остался на этом месте со старых времен. Сам круг (или овал) при этом обозначен пластиковыми столбиками.

Как вам круг на Парниковой?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Нравится
Не нравится

Восточная — Мележа

Круги на улице Восточной известны водителям как одни из самых компактных перекрестков такого типа в Минске. Причем круг на перекрестке с улицей Мележа еще куда ни шло, а вот на пересечении с 1-й Поселковой улицей он совсем крохотный — ну где вы еще такой увидите. Впрочем, свою функцию и тот, и другой выполняют.

— Какая проблема была в этих местах? Со второстепенной дороги невозможно было выехать. По Восточной едут машины, уступать у нас не принято, потому что «я ж на главной». Сделали круги — и все стало отлично. К слову, островки на перекрестках заниженные, почти вровень с проезжей частью. Это нужно для того, чтобы габаритный транспорт (грузовик, к примеру) мог вписаться, — поясняет наш водитель.

Некоторым бывает трудно определить, у кого преимущество на таком перекрестке. Но в том и смысл: нужно не преимущество выискивать, а помогать друг другу, не провоцировать — тогда ничего плохого не случится. Философия Краснова в чистом виде.

— Я знаю, это перекрестки для Renault Twizi, — посмеивается он.

Смех смехом, а организовано все неплохо. Вплоть до того, что на малюсеньком кругу Восточная — 1-я Поселковая нашлось место знаку «Направление поворота». Правда, овал, который здесь зачем-то изобразили разметкой, почти никто не замечает — едут по нему.

— Круги здесь настолько маленькие, что на них просто не успеваешь включить указатель поворота. Или включаешь, когда он уже никому не нужен, — добавляет инструктор, наблюдая за движением на перекрестке.

Как вам круги на Восточной?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Нравятся
Не нравятся

Большое Стиклево

Еще один круг обнаружился в районе торгового центра у пересечения МКАД и улицы Байкальской.

— Когда с основного направления ехало много машин, то остальным вообще нельзя было проехать. А теперь здесь нет проблемы, потому что там, где круг, — там нет напряжения. Вот бы еще на островке какую-нибудь фигурку поставили, лучше знак «Направление поворота», чтобы привлечь внимание водителей, — говорит преподаватель.

Любопытное решение: вокруг островка уложили тротуарную плитку. С одной стороны, понятно, что ехать по ней не нужно, а с другой — если кто-то не будет вписываться, у него не возникнет особых проблем.

— Интересно, что со стороны Большого Стиклево сделан отдельный удобный выезд направо, на улицу Байкальскую. А к магазину как бы и не подъедешь, нужно выезжать на Байкальскую и разворачиваться, — замечает Краснов.

Как вам круг в Большом Стиклево?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Нравится
Не нравится

Ждановичи

Если вы ездили в сторону Минского моря по проспекту Победителей, то хорошо знаете, что в самом конце, на пересечении с улицей Парковой, не так давно появился круговой перекресток. И это очередной наглядный пример того, как организация дорожного движения решает застарелые проблемы. До этого здесь было пересечение неравнозначных дорог, причем направление главной меняли, было дело. Проблемный был перекресток, что и говорить: пока уступаешь одному на главной, подлетает другой, а ты стоишь и стоишь, ждешь с моря погоды — оно тут рядом.

— Теперь это мой любимый круг что в самом Минске, что в его окрестностях. Здесь все сделали просто образцово-показательно. Знаки перед выездом на круг есть. По две полосы для выезда, но правая уходит направо, и это известно водителю заранее, он никому не мешает. Со всех сторон все единообразно. Вот все круги нужно так делать, — радуется ведущий рубрики.

Может быть, там, где водители умеют уступать друг другу, руководствуясь не только формулировкой из ПДД, но и здравым смыслом, на перекрестке неравнозначных дорог с интенсивным движением можно обойтись и без круга. Но в иных случаях он — панацея от всех бед.

— Там, где перекресток с главной дорогой, меняющей направление, всегда тяжело тем, кто едет по второстепенной. Если интенсивность движения небольшая, то еще куда ни шло. А когда машин больше, сразу начинаются проблемы. Поэтому как только интенсивность повышается, нужно делать круг, — убежден инструктор.

Как вам круг в Ждановичах?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Нравится
Не нравится

Дунина-Марцинкевича — Янки Мавра

Еще один перекресток, где с помощью круга решили проблему очередности проезда, — пересечение улиц Дунина-Марцинкевича и Янки Мавра.

— Конструктивно здесь ничего не меняли, просто разметку нанесли. И все отлично получилось, — хвалит Краснов. — Еще бы островок как-то обозначить. Хотя, возможно, это намеренно не делают, чтобы у грузовых автомобилей, которых здесь много, была возможность проехать.

Когда здесь было пересечение главной дороги и второстепенной, то постоянно образовывался небольшой заторчик из тех, кто должен был уступать.

— Могу поделиться впечатлениями: когда подъезжаешь к обычному перекрестку по второстепенной дороге, то всегда есть опасение, что если будет много машин — будет тяжело. Но если впереди круг — ты спокоен, поскольку знаешь, что всегда проедешь, — отмечает преподаватель.

Как вам круг на Дунина-Марцинкевича — Янки Мавра?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Нравится
Не нравится

МКАД — Казинца

На перекресток на развязке МКАД и улицы Казинца нам уже жаловались.

— Съезд по стрелкам только из крайней правой полосы. Но все едут по левой, и постоянно случаются конфликты, — рассказывал читатель. — Кто прав? Я еду всегда из крайней правой, а мне слева вечно сигналят, хотя по стрелке им можно ехать только налево. Я уже стал в себе сомневаться.

Сомневаться не надо, а надо смотреть на знаки. Но с ними проблема: знаков, которые бы позволяли водителем сориентироваться заранее, до кругового перекрестка нет.

— Сам круг неплохо сделан, но с кольцевой сюда выезд из двух полос, и по кругу разрешено ехать по двум полосам. Отсюда и проблемы: один выехал по левому ряду, но ему нужно съезжать направо, другой едет по правому, но хочет продолжать движение по кругу — и вот конфликт на ровном месте, — подтверждает Краснов.

— Для чего здесь нужен выезд с кольцевой сразу по двум полосам, мне не понятно. Все равно с МКАД они съезжают по одному ряду, для чего тут удвоение? То же самое с кругом. Хорошо, пусть будет отдельная полоса для тех, кто поворачивает направо, это как раз красиво реализовано при повороте со стороны торгового центра на внешнее кольцо. А на самом кругу достаточно будет одной полосы — и никто никому не будет мешать, — считает инструктор.

Очередное подтверждение тому, что организационными решениями можно как разрулить все сложности на отдельно взятом перекрестке, так и создать условия для скандалов.

— Справедливости ради нужно также отметить, что конфликты здесь возникают только у тех, кто и приехал сюда этот конфликт найти. А все остальные нормально едут, и никто никому не мешает, — подчеркнул Юрий Краснов.

Как вам круг в Сенице?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Нравится
Не нравится

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Партнер проекта — официальный дилер автомобилей «JAC Атлант-М».

Большой выбор новых авто JAC с гарантией 5 лет! Успейте забрать ваш JAC под 4,5% в BYN до 10 лет прямо сейчас – авто в наличии на складе!

Тел.: +375 (29) 805-29-95.

Email: info@jac-atlantm.by.

Автоцентр «JAC Атлант-М Боровая». Адрес: р-н д. Боровая, 2 (МКАД, р-н «Экспобела»).

Спецпроект подготовлен при поддержке ЧРУП «А1 — Медиа», УНП 191002921.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by