«Мое дело — баранку крутить». Отправились в рейд за таксистами-нарушителями в аэропорт

11 апреля 2024 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Максим Малиновский

«Мое дело — баранку крутить». Отправились в рейд за таксистами-нарушителями в аэропорт

Автор: Вероника Сайко. Фото: Максим Малиновский
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Вместе с Транспортной инспекцией отправляемся в «рыбное место» всех столичных таксистов — аэропорт. Почему внимание приковано именно к этой локации? Какие нововведения могут ждать местных бомбил? Выясним во время рейда. А заодно узнаем, как водители такси относятся к неоднозначному для игроков рынка «Реестру автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», который вот-вот начнет действовать.

Как будут (и будут ли вообще) бороться с бомбилами в аэропорту?

С осени в Беларуси заработает «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». О нем мы неоднократно рассказывали: грубо говоря, это большой электронный банк диспетчеров, перевозчиков, водителей и автомобилей «нерегуляров». Речь в том числе о всех, кто занят в такси. Обсуждения в сети и на круглых столах, которые проводились офлайн, были бурными. Многие считают: повышение тарифов неизбежно, так что изменения должны коснуться даже пассажиров.

Но кто прочувствует их первым? Наверное, непосредственно водители такси, ведь рейды от ТИ и ГАИ неминуемы, как только нововведения вступят в силу. И теперь к просьбе «Покажите ваши документики» прибавится и вопрос о нахождении в реестре. Нет тебя там — не можешь работать. Все равно работаешь — проблемы могут быть серьезными, вплоть до конфискации авто, которое доверил перевозчик.

Еще из практических новшеств указа №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» — обязательство вести видеофиксацию всего, что происходит в салоне. Перевозчики столкнулись с тем, что не знают, как и где в перспективе хранить гигабайты записей. Водители же могут столкнуться с недовольством со стороны пассажиров.

А что вообще рядовые таксисты знают о реестре? Как к нему относятся? Чего опасаются? И жалко ли денег (хоть и не всегда своих) на регистрацию в списке? Решаем провести вместе с ТИ блиц-опрос, чтобы заодно узнать, на что нынче обращают внимание инспекторы и всех ли злостных нарушителей переловили.

Локацию выбрали не случайно — столичный аэропорт. Скопление пассажиров здесь равно скоплению таксистов, желающих заработать. Все ли трудятся по правилам? Мы неоднократно слышали жалобы гостей столицы: не успел пройти паспортный контроль, как тебя чуть ли не под руку берут неизвестные люди, предлагающие добраться до дома или гостиницы с ветерком на их авто.

— Месяц назад возвращался самолетом из Москвы. Не успел покинуть терминал — поочередно подошли человек пять. Как чайки налетели: «Молодой человек, такси! Давай как по „Уберу“ подвезу», — поделился наш читатель, не рискнувший воспользоваться таким предложением.

Для ТИ наш совместный рейд, по сути, разведка. У ведомства запланирована встреча с руководством Национального аэропорта — обсуждать хотят тех самых неизвестных бомбил. Инспекторы в том числе выступают с предложением создать терминал-такси на территории аэровокзала. Логика проста — работать и «вылавливать» клиентов смогут только те, кто заключил соответствующий договор с этим самым терминалом. Но это пока только идея.

А что на практике? Подъезжаем к аэропорту, Александр Коваленко, начальник управления филиала ТИ по Минску и области, указывает в сторону дороги рядом с большой стоянкой:

— Наши «клиенты»! Стоят, ждут заказов.

Мы же, минуя шлагбаумы, проезжаем территорию, примыкающую к аэропорту, и останавливаемся на выезде. Такси долго ждать не пришлось: один за одним водители спешат отвезти пассажиров в город.

Приехал из Туркменистана, решил подзаработать в такси. Теперь грозит депортация?

Останавливаем первого «клиента». И быстро понимаем: конструктивного диалога не выйдет. Уроженец Туркменистана не очень хорошо говорит и понимает по-русски.

Права с переводом — и то хорошо. Но в ответ на вопрос о страховке ответственности перевозчика перед пассажирами мужчина показал лишь ксерокопию «автогражданки». Знает ли он вообще о существовании первой? Водитель промолчал, видимо приняв вопрос за риторический.

— А как вы вообще работаете, как устраивались? — задает вопрос инспектор.

— Нормально!

— Сколько в Беларуси находитесь?

— Четыре месяца.

— Как платят?

— Нормально!

— Сколько?

— Много!

— А как часто работаете?

— Утром… Работаю вечером.

Мы попытались узнать мнение о том самом реестре, но наш собеседник совсем не понял вопроса. В ходе долгой беседы картинка все-таки сложилась: в Беларуси учится сын нашего нового знакомого. Вот мужчина и приехал в гости, а заодно решил подработать. Правда, разрешения на это он не имел. Если сей факт докажут в суде, жителю Туркменистана может грозить депортация на родину.

«Про реестр пусть шеф думает». Как таксисты относятся к нововведениям?

Следующим остановили Максима — водителя такси с надписью «трансфер» на бортах. Дождались момента, когда инспектор закончит проверку документов, и предложили мужчине честно высказаться о нововведениях.

— Честно… Честно, я не вникал в эти вопросы. Это больше для перевозчиков.

— А руководство автопарка не пыталось ввести в курс дела водителей?

— Говорили, мол, все будет усложняться… Камеры поставят в машине. Все это повлияет на стоимость поездок. Надо ж окупать все это оборудование.

Об отношении к реестру спросили и Александра на красном Kia Rio. Мужчина работает через «Яндекс». Серьезных нарушений у него не обнаружили, поэтому быстро отпустили.

— Вообще ничего о нем не знаю. Слышу во второй раз.

— А перевозчик ничего не говорил?

— Говорил, что собрание будет, как введут этот реестр… Мое дело — баранку крутить и людей возить. А про остальное пусть шеф думает.

Тем временем в тематическом чате таксистов появляется сообщение о том, что в аэропорту ТИ работает вместе с прессой: «Останавливают очень много машин».

«Я не сильно углублялся» и «Никто не знает, как оно будет». Окей, хоть кому-то не все равно?

На очереди на проверку — BMW. Инспекторы указывают таксисту на отсутствие плафона на крыше и другие недоработки внешнего оформления (например, не оклеены крылья).

— Шашечки лежат в багажнике, — демонстрирует их водитель, а заодно все необходимые страховки, таксометр и «корочку» об окончании курсов такси.

— Про реестр автомобильных перевозок что-нибудь слышали?

— Готовятся все машины в автопарке к нему. Как отношусь к реестру? Никто пока не знает, как оно будет! — договорить водителю не дает пассажирка на заднем сиденье: громко причитает, что спустя 30 часов пути ей вновь приходится ждать.

— Я не сильно углублялся. Но, думаю, введение реестра — это большой плюс для компаний, которые работают «по-чистому». Нелегалов в перспективе должно стать меньше, — такое мнение высказал таксист на BYD без тех самых шашечек, зато с таксометром.

— Я только поверхностно интересовался. Что сказать? Перевозчиков много, надо, наверное, наводить порядок. Скорее положительно отношусь к введению реестра. Нужна честная конкуренция. Сработает ли реестр, как задумывалось? Поживем — увидим, — так на вопрос о нововведениях ответил водитель Geely Emgrand.


«Агульная млявасць і абыякавасць» — именно такое сложилось впечатление об отношении водителей к реестру. По крайней мере, конкретно тех, с которыми нам удалось пообщаться. Перевозчики же восприняли новшества указа №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» более остро. Собственно, это им грозит простой автопарка в случае выявления нарушений и конфискации машин при серьезных «косяках». А это все — потеря денег, которые являются главной мотивацией для работы.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by