18
0
16 августа 2008 в 2:27
Источник: Павел Матусевич. Фото: Павел Матусевич, Дмитрий Гладкий, Сергей Липский

Автобус белорусской армии. Споттинг обзор

Обычно, споттинг ассоциируется с авиацией, но на самом деле споттить можно все что угодно. Представляю вам пример на автобусах.

По страницам автобусной истории

История автобуса насчитывает почти 220 лет. Основные транспортные средства в вооруженных силах это, конечно же, грузовые автомобили, а автобусы встречаются нечасто. Первая эксплуатация автобусов в армии известна во Франции. В 1905 году фирма Société des automobiles Eugène Brillié, которая производила двухэтажные автобусы для Парижа, выиграла конкурс на поставку автобусов, представляющие из себя подвижные пункты голубиной почты. Но в 1907 году фирма вошла в компанию Schneider et Cie. В итоге к 1912-му французская армия получила 150 штук «голубиных» Brillié-Schneider P2 (1907-1911). Начиная с первой мировой войны, автобусы использовались для перевозки личного состава, в качестве санитарного транспорта, штабных машин, специальных лабораторий и рекрутской рекламы. На сегодняшний день, автобусы остаются транспортным средством повышенной комфортности в армиях всего мира. Обзор посвящен автобусам стандартных конструкций Министерства обороны Республики Беларусь (вахтовые и микроавтобусы не вошли в данную статью).

Советское наследие

В Беларуси после обретения независимости и организации собственных вооруженных сил, почти вся матчасть армии была советской.

Обзор начну с городского высокопольного автобуса среднего класса ЛАЗ-695Н (выпуск модификации 1974 – 2010). Модель считается, одним из символов советских дорог. Пока я рос и взрослел, казалось, что такие обычные вещи не исчезнут никогда. Но нынче это редкость и раритет, а Львовский автобусный завод обанкротился и превратился в руины в 2014 году. Данный экземпляр служит (или уже служил) в Речицких краях. Передний правый люк напоминает о том, что это товар двойного назначения и необходим для погрузки носилок, при конвертации в военное время в санитарный вариант. Люки для носилок ставили на машины только советской сборки.

ПАЗ-672М – автобус малого класса Павловского автобусного завода (выпуск модификации 1982 – 1989), один из самых массовых и широко используемых в Советской армии. И по инерции достались всем постсоветским странам. В белорусской армии пазики служили в военной академии и комендатурах. Как вы успели заметить на фото пригородная версия без задней двери.

Наследником 672-го стал ПАЗ-3205. В вооруженных силах РБ достаточно редкая машина, а вот в российских, самый распространенный автобусный вариант. На фото ПАЗ-32053 (годы производства модификации 2001 – 2016) с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов.

И, конечно же, невозможно представить советское время без венгерского туриста Ikarus. Единицы встречались в конце 90-х в МО РБ, как этот дальне-магистральный Ikarus-256 (выпуск модели 1974 – 2002).

Поколение МАЗ

В 1993 году на Минском автомобильном заводе выпустили первый автобус МАЗ-101, а в 1997-м в серию пошла первая массовая модель МАЗ-103. В 2000-х автобусы начали встречаться в вооруженных силах РБ. Нынче это основная марка автобусов белорусской армии.

Самый первые автобусы МАЗ Минобороны, которые попались мне на глаза, оказались пригородные версии высокопольные МАЗ-104С (выпуск 1997 – 2007) принадлежащие роте почетного караула. Кстати, рота почетного караула относится к военной комендатуре (транспорт, который им принадлежит, имеет серию автономеров МР-0, хоть это и буквы белорусского алфавита, но подразумевается military police).

Пригородная версия низкопольного МАЗ-103С (выпуск 1996 – 2008) несет службу в Минском Суворовском училище. Этот автобус возит самых юных армейцев на экскурсии, спортивные мероприятия, парады и т.д.

МАЗ-256 – основная автобусная «лошадка» современных вооруженных сил, которую можно встретить почти во всех частях и подразделениях. Зачастую на них наносят шевроны и регалии воинских формирований, благодаря чему машины приобретают армейскую индивидуальность. Эта модель выпускалась в 2005 – 2014 годах.

МАЗ-152 «Вазола» (1999 – 2014) – первый вариант модели белорусского greyhound bus. Эти автобусы пришли на смену 104-х в «ганаровую варту», а также используются музыкантами главного оркестра вооруженных сил на гастролях.

МАЗ-251 (2006 – 2019) – туристический автобус с приятным европейским дизайном. Эта модель в Министерстве обороны обслуживает крупные международные делегации и гастроли артистов Драматического театра белорусской армии.

Эти малыши, МАЗ-241 (2013 – 2018), приглянулись силам специальных операций, где выполняет административно-связные функции.

МАЗ-206 (выпуск с 2006) и МАЗ-226 (выпуск с 2007) низкопольные автобусы среднего класса. Очень похожие модели с идентичными кабинами. По центру 206-й модели находится площадка для стоячих пассажиров. В 226-й таковой площадки нет, идет сплошной ряд сидений. Например, такие автобусы доставляют на парад сводный женский батальон.

МАЗ-231 «Алеся» (выпуск с 2010) универсальная пригородно-междугородняя модель с очень приятным дизайном. Крайнее обновление автобусного парка роты почетного караула.

Большая китайская дружба

У нас в стране все знают, что с КНР очень теплые дружеские отношения. Хотя в самом Китае про Беларусь слышали далеко не все. Тем не менее, Поднебесная поставляет с начала 2010-х небольшое количество автомобилей именно для Министерства обороны. Среди прочего были две модели автобусов: King Long Higer KLQ6608E3 и Yutong ZK6708DH.

King Long Higer KLQ6608E3 – это так «по-китайски», назвать модель в честь другой марки китайских автобусов или возможно другой хитрый ход.

Yutong ZK6708DH находятся исключительно на вооружении 361-ой базы охраны и обслуживания генштаба МО РБ и сопровождают небольшие международные делегации (чаще всего китайские).


Вот такая история автобусного парка белорусской армии. Очевидно, что модельный ряд уникален и обладает выраженным национальным колоритом. Этот обзор показывает, как зачастую непонятный для большинства споттинг превращает информацию в исторический срез. А сами фотографии будут радовать энтузиастов, специалистов транспорта и историков военной техники.

автобус, масштаб: 1:10, электрический двигатель, 27 МГц/40 МГц, дальность: 15–30 м, NiMH, 700 мА·ч
автобус, масштаб: 1:10, электрический двигатель, 27 МГц/40 МГц, дальность: 15–30 м, NiMH, 700 мА·ч
автобус, электрический двигатель, 2.4 ГГц, дальность: 10–20 м, NiCd, 300 мА·ч

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Павел Матусевич. Фото: Павел Матусевич, Дмитрий Гладкий, Сергей Липский
ОБСУЖДЕНИЕ
Нет комментариев