Безусловно, самыми главными и ожидаемыми событиями крупнейших мировых автосалонов являются премьеры новых серийных автомобилей, которые, спустя несколько месяцев после дебюта, попадут в шоу-румы официальных дилеров для продажи. Но ни одна автовыставка сегодня не обходится без демонстрации огромного количества концептуальных разработок практически от всех производителей. О роли концепт-каров в современном автомобильном мире мы сейчас и поговорим.
Многие читатели автоновостей вовсе проходят мимо материалов про концептуальные модели. «А зачем про них читать, если они все равно никогда не появятся на дорогах?» — объясняют свою позицию противники концепт-каров. Однако не стоит недооценивать роль прототипов в развитии автомобильного мира. Ведь компании показывают инновационные разработки не только для журналистов и посетителей выставок, но и для своих будущих (или настоящих) клиентов.
Для того чтобы более наглядно разобраться, зачем же нужны автомобильные концепты, мы разделили их на условные подгруппы.
Предсерийные концепты
Пожалуй, самыми популярными среди автолюбителей концептами являются те, которые вскоре пойдут в серию с минимальными изменениями в дизайне, салоне и часто в технической начинке. Такие концепты просто создают искусственный ажиотаж вокруг будущей новинки и провоцируют СМИ больше писать об этом автомобиле.
Так было с BMW 6-Series последнего поколения. На прошлогоднем автосалоне в Париже баварцы показали предсерийный концепт «шестерки», но уже тогда было ясно, что отличаться серийная модель от выставочного экспоната будет минимально. На автомобильных ресурсах (в том числе на Auto Onliner) больше шума было после демонстрации BMW 6-Series Concept, чем после первого показа готовой машины. Это и не удивительно, ведь никаких сюрпризов для автолюбителей не осталось — внешний вид и ориентировочные технические характеристики новинки были рассекречены вместе с концептом.
Примеров предсерийных прототипов сегодня очень много. Практически каждая громкая новинка появляется на конвейере после демонстрации концепта. Прототип Mercedes-Benz Vision CLS Concept практически не отличался внешне от серийного CLS, который показали годом позже. Показанный Audi Sportback Concept 2009 года раскрыл все тайны экстерьера серийного А7 Sportback. Найдите 5 внешних отличий концептуального Peugeot Prologue от серийного Peugeot 3008. Список можно продолжать до бесконечности. Перейдем к следующему виду концептуальных моделей.
Перспективные автомобили
Не стоит путать предсерийные концепты и перспективные. Предсерийные автомобили показывают, как правило, тогда, когда модель практически готова к производству. Обычно через несколько месяцев после дебюта предсерийной машины на рынке появляется ее «конвейерный брат». Перспективные прототипы предназначены для того, чтобы «прощупать почву» и посмотреть на реакцию автомобильного мира на ту или иную модель.
В 1995 году немцы выкатили на мировые автовыставки концептуальное купе Audi TT. Публика была в восторге! Все автомобильные СМИ взорвались от этой машины. Дизайнер модели Петер Шрайер (кстати, он же «нарисовал» New Beetle) выполнил свою работу на отлично. После успеха концептов ТТ (в 1995 году показали и концептуальный родстер), в Audi начали готовить серийную модель, которая была представлена лишь в 1998-м.
Уже хорошо известный на нашем рынке Opel Signum тоже родился не сразу. В 2000 году прошла премьера концептуального хетчбэка Opel Signum, который и был «пробой». Но, видимо, с первого раза немцы не «распробовали» рынок, и на Франкфуртском автосалоне 2001 года дебютировало второе поколение (!) концепта, стиль которого позже и лег в основу серийной модели.
Концептуальные модификации серийных моделей
Известно, что у многих моделей есть несколько кузовных модификаций. Автомобиль BMW 3-Series доступен в кузовах седан, универсал, кабриолет и купе (в скором будущем будет еще и хетчбэк). Модель Peugeot 207 тоже бывает «разного вкуса»: хетчбэк, универсал и купе-кабриолет. Приведенные примеры — это обычные серийные машины, к которым мы уже привыкли. Но автомобильные компании часто демонстрируют публике концептуальные «вариации» своих моделей.
Так, на Женевском автосалоне 2007 года корейцы выкатили Kia ExCee'd Cabrio Concept, который, по сути, являлся открытой модификацией серийного Cee’d (к тому времени он уже полгода как выпускался). В 2004 году Audi показала концептуальный A4 Coupe-Cabrio, разработанный совместно с Valmet. В то же время у компании есть обычный кабриолет А4 с матерчатой крышей.
Зачем демонстрировать такие концепты? Для того, чтобы понять, нужна людям такая модификация автомобиля или нет. В прошлом году Volkswagen показала первое купе малого среднего класса со времен второй Jetta — New Compact Coupe. Правда, машина была концептуальной. Если маркетологов VAG устроила реакция автомобильного мира на новое купе, то не исключено, что через год-второй мы увидим серийный Volkswagen Jetta Coupe.
Дизайнерские прототипы
Ну вот и настала очередь, пожалуй, главных украшений автомобильных выставок — концепт-каров в привычном нам виде: с камерами вместо зеркал заднего вида, огромными колесами, футуристичным интерьером, обилием непонятных деталей в экстерьере, большим количеством сложных геометрических форм, открывающимися вверх дверями или вовсе без них и т. д. и т. п. Эти концепты могут быть какими угодно внешне (собственно, как и внутри). Часто эти автомобили — полет фантазии дизайнера и созданы для демонстрации будущего стиля серийных моделей.
Некоторые детали таких прототипов находят место на серийных машинах, но, как правило, кроме выставочных стендов эти автомобили нигде не появляются. Тут примеров может быть просто огромное количество. Давайте возьмем Mazda. За несколько лет японцы показали ряд концептов, которые лишь демонстрируют направленность дизайна компании: Hakaze, Ryuga, Taiki, Kazamai и Kiyora.
В 2001 году дизайнер BMW Крис Бэнгл тренировался рисовать свои «огни пламени» на X Coupe Concept. Ни о каком серийном производстве речи и не шло. Просто демонстрация (возможного) дизайна будущего.
В этом году своих поклонников порадовала компания Renault, показавшая два весьма интересных прототипа — Captur и R-Space. Стилистические решения этих машин наверняка найдут применение на будущих Clio, Modus, компактном внедорожнике и др. Дизайнер Renault Лоуренс ван ден Акер (ранее работал в Mazda) отлично делает свою работу. За стиль французского производителя можно быть спокойным.
Концепты для демонстрации технических достижений
Если для вас не так важен дизайн, как техническая начинка автомобиля, то обратите внимание на эту группу концептов. Автопроизводители иногда привозят на выставки казалось бы обычный с виду автомобиль, зато оснащенный чем-нибудь очень даже концептуальным. Например, специалисты AMG создали концептуальный Mercedes A38 AMG, который был оснащен двумя двигателями по 1,9 литра каждый (отсюда и название)! Один мотор располагался в привычном месте, а второй был спрятан в задней части машины и передавал крутящий момент на заднюю ось.
Не всегда концепты демонстрируют лишь подобные нереальные технические решения. Например, многие серийные гибриды изначально были показаны в качестве прототипов. В 2008 году BMW представила гибридный Х5, который вот-вот будет запущен в производство. Электрический Audi A3 e-Tron Prototype тоже рано или поздно найдет свое место на конвейере (может быть, уже в новом кузове).
Шоу-кары
Что нужно для того, чтобы привлечь к своему стенду как можно больше людей? Нет, не обнаженные девушки, улыбающиеся в объективы фотокамер! Для того чтобы на стенде было как можно больше журналистов и обычных посетителей, производитель должен привезти на выставку крутой шоу-кар, мимо которого будет сложно пройти. Эта модель должна представлять собой творение, которое понравится абсолютному большинству автолюбителей.
Осенью прошлого года Audi Quattro Concept привлек внимание всего мира. В Audi даже думали о начале мелкосерийного производства модели (но позже решили отказаться от этой идеи). А чего стоит концептуальный Citroen Metropolis? О его серийном выпуске французы тоже задумались. Показанный в 2008 году BMW M1 Hommage Concept также не оставит никого равнодушным.
Естественно, современный автомобильный мир слишком разнообразен, чтобы просто взять и ровными линиями разделить все модели на какие-либо подгруппы. Производители часто привозят на выставки свои разработки, которые можно отнести чуть ли не ко всем вышеперечисленным категориям. Например, BMW Vision EfficientDynamics Concept. Его запросто можно назвать перспективным автомобилем, т. к. им баварцы анонсируют серийный BMW i8. Кроме того, этот концепт демонстрирует совершенно новый подход компании к дизайну и показывает технологические достижения BMW. Да и шоу-каром его, в принципе, можно назвать.
Любой автомобиль, будь он серийным или предсерийным либо вовсе далеким от производства, демонстрирует нам стиль развития как отдельной компании, так и всего автомира в целом. И, возможно, даже если концепт существует только в виртуальном мире или в качестве макета в натуральную величину (без салона и двигателя), одна маленькая «завитушка» переднего бампера появится на будущей серийной машине.