Рассвет и закат компании Saab

 
5215
01 июля 2011 в 20:30
Автор: Денис Логунович. Фото: Производителя
Автор: Денис Логунович. Фото: Производителя

Автолюбители всего мира замерли в ожидании потухания еще одной яркой «звезды» автомобильной истории. Удастся ли голландцам спасти Saab от банкротства? Эксперты считают, что это уже практически невозможно. В любом случае Saab уже никогда не будет прежним. Сегодняшнюю статью мы решили посвятить наиболее интересным моментам в истории этой знаменитой автомобильной марки.

1937 год — основание компании

Компания Saab (Svenska Aeroplan Aktiebolaget) основана в 1937 году. Общеизвестный факт, что первые годы она занималась только выпуском бомбардировщиков и истребителей для военно-воздушных сил Швеции. Также Saab специализировалась на разработке аэрокосмического оборудования и военной электроники.

Первая модель Saab

Первая модель Saab

1946 год — первый опытный легковой автомобиль

После войны авиаинженеру Гунару Лунгстрему пришла идея начать выпуск легкового автомобиля. Первым опытным образцом машины Saab была модель 92.001, которая по тогдашним меркам относилась к малому классу. Таким образом, годом «рождения» Saab как автопроизводителя можно считать 1946-й. Начиная с первой модели автомобили шведской компании отличались великолепной аэродинамикой (сказалось «авиационное прошлое») и независимой подвеской колес.

Saab 92 Prototype (1947)

Saab 92 Prototype (1947)

Дебютный автомобиль внешне напоминал крыло самолета. Машина получила передний привод и поперечно расположенный двухтактный двигатель. Продувка кузова новинки в аэродинамической трубе дала фантастический результат Сх — 0,33. Позже прототипу было присвоено официальное название 92.001.

1949 год — первый серийный автомобиль

Первый серийный автомобиль Saab был выпущен в конце 1949 года. Дизайн машины разрабатывала компания Sixten Sason. Назвали модель Saab 92. Она выпускалась до 1956 года. Всего было выпущено около 20 тыс. экземпляров 92-й.

Saab 92 (1949)

Saab 92 (1949)

1956 год — первая попытка создания спортивного автомобиля

В конце 1955 года шведы показали преемника Saab 92 — модель 93, которая начала выпускаться в 1956-м. В этом же году производитель впервые попробовал себя в сегменте спортивных автомобилей. Компания выпустила шесть экземпляров Saab Sonett, который разгонялся до 160 км/ч. На 500-килограммовый родстер устанавливали 57-сильный двигатель.

Saab Sonette (1956)

Saab Sonette (1956)

1959 год — начало выпуска первого универсала

Первым серийным универсалом Saab считается 95, который выпускался с 1959-го аж по 1975 год. Семейство модели включало в себя двух-, пяти- и семиместные модификации. Под капотом первого «сарая» Saab находился 4-цилиндровый V-образный двигатель Ford.

Saab 93 (1956)

Saab 93 (1956)

В 1960-м шведы начали серийный выпуск новой модели Saab, которая получила название 96. Это была одна из самых успешных машин за всю историю фирмы. Модель 96 претерпела два серьезных рестайлинга и продержалась на конвейере до 1980 года. Всего было выпущено около 547 тыс. экземпляров Saab 96. Они до сих пор иногда встречаются в Западной Европе.

Saab 95 (1959)

Saab 95 (1959)

В 1965 году Saab показала миру второй прототип спортивного автомобиля с названием Sonett, а в 1966-м эта модель пошла в серийное производство. Новинка продержалась на конвейере ровно три года.

1969 год — объединение с фирмой Scania

С 1969 года Saab объединилась с производителем грузовых автомобилей — фирмой Scania-Vabis. Новый автомобильный альянс получил название Saab-Scania AB. Корпорация имела 12 предприятий в Швеции, штаб-квартира располагалась в Сёдертелье.

Saab 96 (1960)

Saab 96 (1960)

В этом же году на рынок выходит новая модель Saab — двухдверный 99, который продержался на конвейере до 1978 года, пережив серьезное обновление в 1974-м. Год 1970-й ознаменовался для Saab выпуском 500-тысячного автомобиля.

Saab 99 (1972)

Saab 99 (1972)

1970 год — первый автомобиль с рычагом КПП на полу

В 1970-м мир увидел один из самых красивых Saab за всю историю компании. Речь идет о третьем поколении спортивной модели Sonett. Кузов ее рисовал итальянский дизайнер Сержио Коджиоло. Автомобиль выпускался небольшими сериями три года. Всего было выпущено около 10 тыс. экземпляров Saab Sonett III.

Saab Sonett (III) (1970)

Saab Sonett (III) (1970)

Характерной особенностью модели было расположение рычага на полу. До этого все Saab имели подрулевой переключатель, как на американских автомобилях.

1973 год — первый «практичный спорт»

Модели Saab, которые к середине 1970-х годов уже имели большую популярность на рынке, были двух типов: практичные и спортивные. В 1973 году шведы решили объединить эти две характеристики в одной машине. На базе нестареющего Saab 99 был выпущен спортивный Saab 99 Turbo Combi Coupe, который сочетал в себе практичность 99 и спортивный двухлитровый турбомотор (145 л. с.).

Saab 99 Combi Coupe (1974)

Saab 99 Combi Coupe (1974)

Начиная с этой модели компания Saab долго оставалась законодателем моды в области турбостроения двигателей. Такая репутация у производителя осталась до сих пор. Турбированные бензиновые моторы — визитная карточка Saab.

1978 год — первый в автомире фильтр очистки воздуха

Более 30 лет полносерийные модели Saab носили названия, состоящие из двух цифр (причем первая всегда была 9). В 1978 году шведы показали серийный вариант Saab 900, который выпускался в кузовах трех- и пятидверный хетчбэк.

Saab 900 (1979)

Saab 900 (1979)

Нововведения Saab имели место и в этой машине. Модель Saab 900 стала первым автомобилем, на который серийно (в базе) устанавливался фильтр очистки воздуха, поступающего в салон. В 1980-м компанией Saab была разработана система APC, которая позволяла регулировать подачу топлива, увеличивая или уменьшая давление турбонаддува. В этом же году линейка модели 900 пополняется новой модификацией с кузовом седан. В 1984-м свет увидел хорошо известный в Беларуси Saab 9000.

Saab 9000 (1984)

Saab 9000 (1984)

Saab 900 Turbo (1981)

Saab 900 Turbo (1981)

1986 год — первый серийный кабриолет

Еще одна страница истории Saab открылась в 1986-м, когда в серийное производство пошел кабриолет 900. С тех пор все выпущенные шведской компанией модели среднего класса имели открытую модификацию.

Saab EV-1 Concept (1985)

Saab EV-1 Concept (1985)

Saab 900 Convertible (1986)

Saab 900 Convertible (1986)

В 1988 году Saab 9000 получил кузов седан и стал первым полноценным автомобилем бизнес-класса от этого производителя (позже на конвейере его сменил небезызвестный 9-5). Любопытный факт: в 1980-х Saab сотрудничала с итальянским концерном Fiat. И модели Lancia Thema, Alfa Romeo 164 и Fiat Croma имели общую со шведскими машинами платформу. Еще одним «плодом» сотрудничества была модель, которая называлась Saab Lancia 600.

Saab Lancia 600 (1980)

Saab Lancia 600 (1980)

1989 год — покупка Saab концерном GM

В 1989 году североамериканский концерн General Motors приобретает контрольный пакет акций Saab, и у шведского производителя начинается новая жизнь. Отметим, что в полную собственность GM компания перешла  только в январе 2000-го.

Saab 9000 (1988)

Saab 9000 (1988)

После слияния с американским концерном модели Saab имели общую с другими автомобилями General Motors платформу. Фактически белорусы знакомы именно с теми Saab, которые были разработаны «под крылом» американского автогиганта.

В 1991 году Saab обновляет модель 9000, которая получила приставку CS. Кроме внешних обновлений автомобиль (первый среди серийных машин во всем мире) получил кондиционер, не использующий фреоносодержащий хладоген.

1993 год — первый автомобиль, разработанный совместно с GM

В 1993-м на рынок вышел новый Saab 900, который стал первым автомобилем компании, разработанным совместно с General Motors. Модель имела высочайший уровень безопасности на то время: она оснащалась задним сиденьем, в конструкцию которого входили натянутые ремни, тремя диагонально-поясными ремнями безопасности пассажиров заднего сиденья и системой защиты задней части салона от боковых ударов. Эти нововведения в автомобильной индустрии позволили закрепить за маркой Saab славу одних из самых безопасных машин в мире (наряду со шведской Volvo).

Saab 900 (1993)

Saab 900 (1993)

Кабриолет 900 появился год спустя — в 1994-м. По словам разработчиков, открытую версию Saab можно было эксплуатировать круглый год, т. к. кабриолет оснащался двойным тентом, обогревом заднего стекла и отопительной системой.

1997 год — возвращение к старому индексированию моделей

В 1997 году флагманский Saab 9000 покинул конвейер. Ему на смену пришел Saab 9-5. Таким образом, шведы вернулись к двум цифрам в названии серийных машин. При создании модели 9-5 конструкторы и инженеры отошли от традиционного для Saab кузова хетчбэк и представили четырехдверный седан. Автомобиль имел просторный салон и вентилируемые сиденья. По уровню комфорта 9-5 был не хуже представителей «немецкой тройки».

Saab 9-5 Sedan (1997)

Saab 9-5 Sedan (1997)

1999 год — первый турбодизель

В 1999 году на смену модели среднего класса Saab 900 пришла также известная нам модель 9-3. По сравнению с предшественницей она имела 1100 изменений. Главным событием, связанным с этим автомобилем, является появление в линейке силовых агрегатов турбодизеля. 2,2-литровый дизельный двигатель выдавал 115 л. с. и 260 Н·м.

Saab 9-3 (1998)

Saab 9-3 (1998)

В 2002-м шведы представляют миру долгожданный седан среднего класса (до этого были только хетчбэки) — 9-3. Каждое поколение 9-3 имело вариант с открытым кузовом — кабриолет.

2005 год — первый серийный внедорожник

В 2005-м началось производство Saab 9-2X, имеющего общую платформу с Subaru Impreza. В этом же году проводится глубокий рестайлинг Saab 9-5, который после обновления многие начали принимать за новое поколение.

Saab 9-7X (2005)

Saab 9-7X (2005)

Saab 9-2X

Saab 9-2X (2005)

Но главным событием 2005 года для Saab стало появление первого серийного внедорожника 9-7X, который был построен на платформе Chevrolet TrailBlazer. Автомобиль предлагался покупателям с 4,2- и 5,3-литровыми бензиновыми моторами мощностью 279 и 304 л. с. соответственно. В 2009-м началось производство седана Saab 9-5 нового поколения. Универсал был показан лишь в этом году.

Saab 9-5 Sedan (2005)

Saab 9-5 Sedan (2005)

2010 год — GM продает Saab голландскому Spyker

Из-за сложного финансового положения североамериканский концерн начал избавляться от своих брендов. 23 февраля прошлого года голландская компания Spyker покупает шведского производителя за 400 млн евро. Итоги продаж в 2010-м показали плачевные результаты для Saab.

Saab 9-3 Sport Sedan Aero (2008)

Saab 9-3 Sport Sedan Aero (2008)

2011 год — завод Saab перестает работать

В апреле этого года из-за долгов перед поставщиками завод компании вовсе остановился. В мае Spyker подписала соглашение о продаже до 29,9% акций Saab за 120 млн евро китайской Hawtai Motor Group. Но через неделю данная сделка была расторгнута: китайский концерн не получил разрешения регулирующих органов КНР на ее осуществление.

Saab 9-5 Sedan Aero (2009)

Saab 9-5 Sedan Aero (2009)

В конце мая Spyker нашла еще одного китайского партнера, который должен был помочь восстановить производство Saab, — Pang Da Automobile Trade Co. Но переговоры с этой компанией пока ничем не закончились. 24 июня Saab официально объявил о том, что ему нечем платить зарплату своим сотрудникам. 27 июня стало известно, что в течение семи дней производитель получит 13 млн евро в качестве предоплаты за партию автомобилей от неназванной китайской компании. На следующий день Spyker продала завод Saab риелторской фирме и сразу же взяла его в аренду. Вчера (30 июня) компания получила кредит в 25 млн евро на зарплату сотрудникам. Производство Saab не будет возобновлено еще как минимум две недели.

Saab 9-4X (2010)

Saab 9-4X (2010)

Что будет с Saab?

Вариантов развития компании Saab несколько. Производитель может перейти «под крыло» к одному из китайских концернов, которые сегодня остаются единственными реальными покупателями убыточного бренда. Вполне возможно, что в ближайшее время голландцы объявят о банкротстве Saab и шведский производитель перейдет в распоряжение государства. Не исключен и тот вариант, что бренд будет вовсе расформирован и компания присоединится к Pontiac, Oldsmobile и Hummer. Единственное, что можно сказать наверняка — мы больше никогда не увидим автомобили Saab такими, какими они были — спортивными, представительскими и в то же время очень индивидуальными.