Какие они, пешеходы?

 
575
16 июля 2011 в 9:00
Автор: Юрий Краснов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Юрий Краснов. Фото: Влад Борисевич

После выхода двух предыдущих статей про отношения водителей и пешеходов на форуме разгорелись жаркие споры. Основная критика установила, что есть проблемы в организации дорожного движения, а пешеходы не знают Правил дорожного движения. Про инженерные меры мы обязательно поговорим в будущем. А вот сказать, что пешеходы не знают ПДД, не совсем верно.

Основные правила всем известны. Не ходи на красный, пересекай дорогу по пешеходному переходу, посмотри по сторонам — этому в школе учат. А после? Потом пешеходы ПДД не читают и знают не все тонкости. Вот, например, пункт, который многие игнорируют: нельзя выходить на проезжую часть, когда зеленый сигнал светофора уже мигает.

Сегодня наша тема — пешеходы. Кто они? Вернее, какие они? Попробуем исследовать мотивы (а не оправдать, как ошибочно полагают некоторые).

Прежде всего нужно установить разницу между водителем и пешеходом. Поведение у них отличается из-за условий перемещения. Когда водитель управляет автомобилем, для него имеет значение динамический градиент — скорость приближения объектов, которые он видит. Именно поэтому автомобилист не может себе позволить долго не смотреть на дорогу. Для пешехода имеет значение направление к цели. Пешеход может долго идти, глядя в землю и думая о своем, иногда посматривая вперед.

Состояние водителя — это осознание опасности положения. Необходимость быть все время начеку. Даже опытный автомобилист, который не чувствует никакого дискомфорта при управлении машиной, согласится, что в любой момент с ним может произойти неприятная ситуация из-за действий других участников движения.

Состояние пешехода — это обычное состояние человека идущего, стоящего или бегущего. Это наш безусловный рефлекс. С того дня как в детстве человек стал на ноги, он ходит, ходит, ходит… Как и все его предки.

Какие требования к состоянию водителя ? Свод ограничений. Нельзя отвлекаться, утомляться, находиться в состоянии опьянения. И это все прописано в ПДД.

А у пешеходов? Всего лишь убедиться. Но смотреть и видеть — это разные вещи.

И сейчас мы поговорим про ту категорию пешеходов, которые не смотрят, смотрят поздно или смотрят, но не видят.

Вот он список пешеходов, которые могут нарушать ПДД:

1. Дети.

2. Пожилые люди.

3. Спешащие.

4. Задумавшиеся (в том числе слушающие музыку в наушниках и разговаривающие по мобильному телефону).

5. Спокойные и растерявшиеся нарушители.

6. Нетрезвые.

7. Пытающиеся совершить суицид.

Дети

Про состояние ребенка как нельзя лучше сказано в известной песне: «В каждом маленьком ребенке, и в мальчишке и в девчонке, есть по двести грамм взрывчатки, ну а может полкило. Должен он бежать и прыгать, все хватать, ногами дрыгать, а иначе он взорвется — трах-бабах и нет его».

Это постоянное состояние практически любого ребенка, в любой ситуации. Особенно велика вероятность, что ребенок побежит, когда он попадает в опасную ситуацию. А дорога — это очень опасно. Об этом каждого ребенка всякий раз предупреждают взрослые.

Спасаться от опасности бегством — древний инстинкт самосохранения. Вы можете тысячу раз сказать ребенку: «Не бегай через дорогу», но он все равно побежит. При этом ребенок еще и ничего не видит, хоть и смотрит. Иногда он просто не успевает посмотреть. В действиях детей нет рационализма, прагматизма, осторожности и прочей «взрослой ерунды». Они ведут себя под влиянием порывов детской души. И с этим никто ничего поделать не сможет.

Приведу пример. Когда был сотрудником ГАИ Ленинского района Минска, попалась мне книга «ПДД для преподавателя». Оттуда я узнал, что у детей нужно вырабатывать навыки поведения, а не просто рассказывать им про требования ПДД. Стал ходить в школы и проводить прямо на перекрестках занятия с детьми. Один класс — один урок. Сначала каждого ведешь за руку и показываешь, где останавливаться, куда смотреть, как переходить, за чем наблюдать. Потом они сами под моим наблюдением.

Как-то раз на одном перекрестке занимался пару дней подряд с разными классами из одной школы. Был второй день. Я увидел, как три ребенка бегут по диагонали к троллейбусу на остановке. Поймал одного, и когда он ко мне повернулся, с радостью сказал: «Дядя Юра! Здравствуйте! А вы нас вчера тут учили дорогу правильно переходить!» Занавес...

Пожилые люди

Про стариков, как и про детей, мы уже писали. Не буду разглагольствовать про психофизиологию пожилых. Просто приведу пару примеров.

Опять вспомнилась ситуация, когда я проводил занятия с детьми. Было это на проспекте Рокоссовского. Три дня подряд на одном и том же перекрестке в одно и то же время. Я на середине дороги (в разрыве разделительной полосы), а дети при загорании зеленого сигнала светофора выполняют отработанный алгоритм.

За перекрестком остановка. Подъезжает троллейбус. Из задней двери выходит дедушка лет 80 и наискосок идет прямо на меня. Машинам горит зеленый. Я деду свищу. Реакции ноль. Иду ему навстречу, встречаюсь с ним в средней полосе (там три полосы в одном направлении), отвожу на тротуар и начинаю с ним беседовать.

— Дедушка, вы идете в неположенном месте, а на перекрестке стоит инспектор ГАИ.

— А я тебя не вижу. Я слепой.

— Так я же свистел.

— А я тебя не слышу. Я глухой.

Свистнул ему прямо в ухо.

— О! Теперь немного слышу.

После профилактической беседы он пообещал мне переходить по правилам, но и на следующий день, и через день этот же самый дедушка в одно и то же время, выходя из троллейбуса, шел наискосок прямо на меня.

Другой пример. Дедушка перешел дорогу на красный свет. Машин не было, но я же как инспектор ГАИ должен был отреагировать. Спросил у дедушки, почему он нарушил. Ответ меня ошарашил, и я даже растерялся, потому что такого ни разу не слышал. Дедушка поведал мне, что у него такая болезнь: если будет стоять, то может… описаться.

Спешащие

Состояние спешки характеризуется тем, что человек не замечает опасности. Двигаться он хочет быстрее, а требования ПДД противоречат его желанию. Цель у пешехода в основном — маршрутный транспорт на остановке на другой стороне дороги. А причина — нежелание куда-либо опоздать. Например, на работу.

Остановить себя такой человек не может. У него четкая цель, он ее видит и стремится к ней. Все остальное он не замечает, хотя считает, что все под контролем. В принципе, в большей или меньше степени к спешащим можно отнести многих пешеходов-нарушителей. Некоторые спешат уже по привычке.

Задумавшиеся (в том числе слушающие музыку в наушниках и разговаривающие по мобильному телефону)

Никто не может запретить человеку думать. Никакие ПДД не смогут загнать душу человека в рамки. Счастлив ли человек, грустит ли — он всегда размышляет. И это совершенно не мешает ему идти.

Когда я был школьником, задумался и пошел через дорогу на красный свет. Очнулся, когда прямо передо мной проехал автобус. Я посмотрел на светофор и с ужасом обнаружил, что идти было нельзя. Почему пошел? Неизвестно.

Иногда задумавшиеся люди выходят на дорогу по инерции. Достаточно сделать рядом с таким человеком шаг, и он пойдет не глядя, считая, что можно идти.

Одна женщина вышла на дорогу на красный свет, и в первой полосе ее сбил автомобиль. Вот что она пояснила: «Я стояла и вместе с остальными людьми ожидала, когда загорится зеленый. В какой-то момент задумалась о семейных проблемах (я развожусь с мужем). Почему пошла — не знаю».

Самая большая неприятность в том, что задумавшегося человека никак не распознаешь. Люди, слушающие музыку или ведущие разговор, также могут вести себя беспечно. Но их, по крайней мере, можно распознать по наушникам или телефонному аппарату в руке около уха.

Спокойные и растерявшиеся нарушители

К этой категории пешеходов можно отнести людей, которые нарушают сознательно, считая, что у них все под контролем. Они спокойно подходят к дороге, так как обычно никуда не спешат. Просто они не хотят проходить лишнее расстояние до перекрестка, отдельного пешеходного перехода или ожидать, когда им  загорится разрешающий сигнал светофора. Таких нарушителей много в спальных районах Минска.

Нарушают и водители, которые переходят дорогу напротив своей припаркованной машины. Автолюбители считают, что им можно нарушать, потому что они все контролируют. Они даже всю семью за собой переводят.

В большинстве случаев эти нарушители никому не мешают, по крайней мере они стараются так себя вести. Но, как мы уже знаем, все контролировать невозможно. И спокойный нарушитель в любой момент может стать растерявшимся, когда неожиданно обнаружит, что он учел не все. Точнее, не заметил быстрый автомобиль или любую другую машину.

Стоит упомянуть, что именно эта категория нарушителей провоцирует других на нарушения. Они показывают дурной пример окружающим. Тем остальным, которые, может быть, еще сомневаются в возможности совершения подобных действий. Особенно разрушительное влияние эти люди оказывают на детей (своих или посторонних), которые все видят и впитывают, как губка.

Такие люди могут «повести за собой» на красный свет задумавшегося пешехода, который попадет потом в аварийную ситуацию или под колеса автомобиля. Много неудобств нарушители доставляют и начинающим водителям. Это опытные автомобилисты уже привыкли к таким спокойным нарушителям, научились их понимать и опасаются их. А неопытный водитель, видя такого человека на дороге, начинает тормозить, потому что боится совершить наезд на человека.

Нетрезвые

Человек в состоянии алкогольного опьянения себя не контролирует. Ни свои эмоции, ни тело. Особенно опасны мужчины. Такие люди могут специально пойти под автомобиль — они конфликтны, обидчивы или агрессивны. Одним словом, находятся под влиянием одурманивающего действия алкоголя. Конструктивное общение с этими людьми бесполезно. Их интересует только один вопрос: «Ты меня уважаешь?»

Пытающиеся совершить суицид

В основном люди, принявшие решение свести счеты с жизнью, выбирают реку, веревку, яд, поезд, падение с высоты, огнестрельное оружие или режущие приспособления. Под машины бросаются крайне редко. В Минске такие случаи происходят иногда на МКАД.

Встреча с таким человеком — неприятная неожиданность. Мы видим нарушителя, и до последнего непонятно — побежит он после автомобиля или на него? К этой же категории можно отнести и бомжей. Эти люди потеряли смысл жизни, и им уже все равно. Неоднократно получал такие ответы от них. Но бомжи под машины не бросаются. Просто идут себе тихонько, не глядя по сторонам, нередко находясь и в состоянии алкогольного опьянения.

Подведем итоги

Кто-то хочет, чтобы все пешеходы поголовно и обязательно соблюдали Правила дорожного движения. Желание хорошее, но возможно ли это? Лично я не уверен. Водитель — это человек, прошедший специальную подготовку. Единообразный индивидуум. Пешеходы многообразны. Можно ли многообразие подстроить под единообразие? Скорее наоборот. И я готов думать не о том, что мне должны пешеходы, а о том, чем я могу им помочь как водитель.

В конкретной ситуации мне некогда звать на помощь инспектора ГАИ, который оштрафует нарушителя-пешехода, вспомнит с ним требования ПДД и организует идеальный обзор дороги. Мне нужно без потерь проехать опасный участок: уберечь от беды пешехода, не осознающего, может быть, опасности своего положения, обеспечить безопасность окружающих водителей и свою.