Репортаж: где «рождаются» ЗАЗы

 
3201
21 октября 2011 в 19:20
Автор: Денис Логунович. Фото: Влад Борисевич, Денис Логунович
Автор: Денис Логунович. Фото: Влад Борисевич, Денис Логунович

Одной из самых интересных новинок в бюджетном сегменте на нашем рынке является новый ЗАЗ Forza. Единственное, что пугает в данном автомобиле потенциальных покупателей, — это качество. Для того чтобы лучше разобраться, как создаются новые украинские машины, корреспонденты Auto Onliner отправились на завод в Запорожье!

Во время ознакомительной пресс-конференции нам рассказали о современном положении компании «ЗАЗ». В настоящее время запорожское предприятие является единственным в Украине заводом, обладающим полным циклом производства автомобилей: штамповка кузовных элементов, сварка, окраска и сборка машин. В последние годы положение, в котором оказался внутренний рынок Украины, создало наиболее удачные условия для активного развития «ЗАЗа» и налаживания производства новых моделей.

На сегодняшний день «ЗАЗ» производит пять моделей под собственным брендом: седан ЗАЗ Lanos, хетчбэк ЗАЗ Lanos, ЗАЗ Lanos Pick-Up, седан (точнее — лифтбэк) ЗАЗ Forza и хетчбэк ЗАЗ Forza. В декабре текущего года на заводе начнется выпуск хетчбэка и седана ЗАЗ Danza. Как видите, все автомобили являются разработками других компаний и выпускаются «ЗАЗом» по лицензии. В следующем году украинцы наладят производство еще одной модели, которая пока держится в строжайшем секрете (информацию о ней не удалось выпытать у руководства даже за ужином в ресторане).

Кроме автомобилей под собственным брендом, на «ЗАЗе» собираются и другие модели. Сегодня украинский производитель сотрудничает с Opel, Daimler, General Motors, «АвтоВАЗом», Tata, Chevy и Kia. В 2003 году запорожское предприятие получило сертификат качества Bureau Veritas Quality International. По словам руководства компании, контроль качества является одним из приоритетных направлений нынешнего развития «ЗАЗа».

Прессовое производство

После обеда в заводской столовой мы отправились на само производство. Передвигаться по производственным мощностям без транспорта весьма затруднительно: расстояние между цехами довольно большое. Завод расположен практически в самом центре города и занимает большую площадь. В первую очередь нас завезли на прессовое производство.

После начала выпуска ЗАЗ Forza оборудование прессового производства было значительно модернизировано. Компания «ЗАЗ» может производить штампованные кузовные детали для автомобилей А-, В-, С- и D-классов. Правда, серийно выпускать машины среднего класса (D) завод не может, о причинах чего — чуть ниже. Прессовое производство состоит из трех цехов — крупной, средней и мелкой штамповки.

Работа на данном участке предприятия в основном автоматизирована. Большие станки прессуют стальные листы в необходимые детали. Человек лишь запускает конвейер и потом перевозит на специальных тележках готовые элементы на следующий этап производства — в сварочный цех.

Сварочное производство

Второй этап создания автомобиля — это сварка каркаса кузова, к которому позже будут крепиться остальные элементы машины. На этой линии людей уже больше, но все равно значительную часть работы выполняют так называемые робототехнологические комплексы. При сварке некоторых деталей работник завода вручную подносит сварочный аппарат и выполняет необходимую операцию самостоятельно.

Но часто человек просто не способен добраться до труднодоступных мест. Тут на помощь приходят автоматизированные роботы. Кроме повышения производительности труда (роботы, как вы знаете, не курят и не обедают), автоматизация производства позволяет достичь максимального качества.

В составе сварочного производства работают автоматические линии компаний Fanuk, Comau, Kuka. Под одной крышей «склеивают» все выпускаемые модели на заводе. Уже начиная с первой детали будущего автомобиля известна его комплектация, цвет кузова, двигатель и даже рынок, на который он будет отправлен.

Вообще на заводе бросается в глаза контраст между старыми, не менявшимися со времен СССР станками и современным высокотехнологичным оборудованием. На вопрос, что делают советские устройства на нынешнем конвейере, нам ответили, что надписи «СССР» находятся лишь на внешних панелях, которые не меняются с заменой внутреннего оборудования.

Окрасочное производство

Оказывается, попасть на окрасочное производства не так просто. Получить разрешение даже на кратковременное посещение данного этапа создания автомобиля может далеко не каждый. Дело в том, что малейшая пылинка, осевшая на кузове машины, может в будущем потребовать полной перекраски автомобиля.

На заводе находятся две отдельные покрасочные линии. На одной происходит окраска кузовных элементов, на второй — пластиковых деталей. На обеих линиях предусмотрена возможность использования эмалей типа «пастель» и «металлик». Кстати, производство автомобилей D-класса на «ЗАЗе» невозможно как раз из-за окрасочного производства. Максимальный размер кузова, который можно покрасить на линии, — седан С-класса.

На линии одновременно работают девять окрасочных роботов. Пять из них предназначены для нанесения самой эмали, а четыре — для нанесения лака. В цехе возможна окраска автомобилей в 12 различных цветов (8 типа «металлик», 4 типа «пастель»). По словам работников данного участка производства, оборудование окрасочных устройств легко перепрограммируется, позволяя на одной линии осуществлять одновременную окраску различных автомобилей в любой из предложенных цветов.

После полной окраски кузова сотрудники завода тщательно проверяют его. В случае обнаружения малейшего отклонения от нормы кузов отправляется на перекраску. «Дефектно-покрашенные» кузова располагаются отдельно. Все детали кузова, кроме той, которая требует перекраски, покрыты целлофаном.

Сборочное производство

Наиболее интересным этапом производства автомобилей на «ЗАЗе» является, пожалуй, сборочный цех. Здесь работает наибольшее количество сотрудников. Конвейерная линия данного этапа представляет собой длинную очередь подвесных и напольных устройств, вокруг которых добросовестно трудятся работники завода.

Скорость сборки автомобилей на данном этапе составляет 32 машины в час. Все оборудование на линии — универсальное. То есть адаптировать цех под сборку новых моделей не составит труда. Во время нашего визита, кстати, уже начиналась подготовка к сборке ЗАЗ Danza.

Пару слов хочется сказать о сотрудниках компании. Есть одна претензия к их внешнему виду — на «ЗАЗе» далеко не все работники носят спецодежду. Хотя после того, как это замечание было оглашено руководству, нас заверили, что «с понедельника будет введен обязательный контроль внешнего вида!» Большинство сотрудников завода — женского пола. «Это связано с тем, что женщины лучше мужчин выполняют однотипную монотонную работу», — объяснили нам этот факт. К тому же в Запорожье 73% жителей — женщины. Средняя заработная плата у сотрудников завода — $350.

Испытания

После того как автомобиль уже полностью готов к самостоятельному передвижению, его испытывают прямо в цехе. Первым делом проверяют работу тормозов, рулевого управления, светотехники и т. д. После этого машина проходит испытания на тестовом полигоне. Он, кстати, был построен по требованию компании Opel перед началом сотрудничества двух производителей.

Испытательный трек состоит из нескольких типов покрытий — «лежачих полицейских», пластин для проверки асимметричных нагрузок, канатов для проверки симметричных нагрузок, различных видов дорожного покрытия. Эксперты-испытатели проверяют автомобиль на соответствие требованиям по шуму, вибрации и жесткости, проводят дополнительный визуальный осмотр всех узлов и агрегатов тестируемой машины на эстакаде для подъема/спуска. Перечисленные испытания проходят абсолютно все сошедшие с конвейера автомобили.

После окончания тестов машина проходит еще несколько этапов:

— мойка после дорожной обкатки;

— инспекционный контроль на герметичность;

— устранение дефектов, выявленных после дорожной обкатки;

— контроль лицевых поверхностей;

— установка дополнительных опций.

Склад готовой продукции

После всех испытаний и окончательной обработки готовая партия машин перемещается на склад готовой продукции, в отдел логистики автомобилей. На площадке могут одновременно находиться свыше 1300 новых машин, которые ежедневно готовы к отправлению в торгово-проводящую сеть Украины и зарубежья. Предприятие осуществляет экспорт автомобилей, машинокомплектов и комплектующих в Россию, Казахстан, Азербайджан, Грузию, Армению, Беларусь, Сирию, Иорданию, Ирак, Египет.

В день нашего визита на территории завода находилась большая партия автомобилей, предназначенная для России. В отличие от украинцев и белорусов, жители РФ получают Forza под брендом Chery, а не ЗАЗ. В нашей стране сегодня реализуется весь модельный ряд запорожского завода, за исключением хетчбэка Forza (вскоре и он будет доступен для Беларуси).

Хетчбэк ЗАЗ Lanos в Беларуси стоит от $7800. За аналогичный седан придется заплатить чуть меньше — $7600. Модель Lanos Pick-Up (правильней было бы его назвать «каблучок») стоит у нас от $9660. Новинка ЗАЗ Forza обойдется белорусу в $10 490. Судя по всему, хетчбэк будет немного дороже.

Благодарим официального импортера компании «ЗАЗ» в Республике Беларусь за организацию поездки.