Защита против хама

 
753
19 января 2012 в 18:25
Автор: Нелли Сенькевич. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Нелли Сенькевич. Фото: архив auto.onliner.by

Чего греха таить, далеко не все водители такси корректны, услужливы и хорошо воспитаны. Есть и хамы, и забияки. Что делать, если оказанный сервис, мягко говоря, привел в удручающее состояние? Как везде, нужно знать свои права, права пассажира.

У каждой уважающей себя службы такси есть правила, большинство пунктов которых, насколько я знаю, совпадают.

Во-первых, опоздание машины на заказ недопустимо. Это базовое правило. Конечно, такси — это не бэтменмобиль, перелететь из одной точки города в другую не сможет. На дорогах могут быть заторы. А во дворы иногда не заехать: 5—6 разъезжающихся автомобилей, мусорка, погрузка, выгрузка вещей или группа пешеходов могут отнять у спешащего к вам такси около 3—5 минут. Но водитель обязан при опоздании позвонить клиенту и предупредить (учитывайте это, если спешите, скажем, на вокзал или в аэропорт).

Иногда причиной опоздания становится не пробка, а халатность водителя такси. Есть такая уловка у торопыг: принимая заказ, они называют нереальное время прибытия. Они понимают, что за 3 минуты от площади Победы до Национальной библиотеки никак не доедут, но все равно забирают заказ, чтобы урвать клиента.

В этом случае нужно обращаться в службу, где работает недобросовестный водитель. Уверяю вас, это не формальность: жалобу рассматривают — реакция, если заявление обоснованное, последует незамедлительно. Ни одному руководителю службы такси не нужны недобросовестные работники, из-за которых компания теряет имидж.

На первый раз водителя пригласят для беседы в офис. В его личную карточку будет сделана соответствующая запись. Второй раз беседа будет жестче. В третий раз с водителем, скорее всего, будет расторгнут договор о сотрудничестве.

Да, у служб города нет единой базы данных о водителях. И нерадивый таксист, возможно, приедет к вам завтра снова, с логотипами другой службы. Если он и там сумеет отличиться и так и не поймет, что второй шанс не дается бесконечно, — значит, работу ему придется сменить.

Во-вторых, можно отказаться от прокуренного автомобиля! Для многих пассажиров, знаю, это принципиальный вопрос. Вообще-то, водителю такси запрещено курить в салоне. Большинство следуют этому совету, поскольку берегут свою машину и уважают клиентов. Но случается, что заядлые курильщики затягиваются сигаретой прямо в автомобиле.

Если не хотите ехать в такой машине и желаете сберечь свои нервы, при заказе попросите у диспетчера прислать автомобиль, в салоне которого не накурено. Клиенты, которые забыли предупредить диспетчера заранее, могут смело отказаться от машины, напоминающей газовую камеру, и попросить прислать им другую.

В-третьих, не бойтесь хамов. Их тоже можно быстро и легко усмирить. Хотя таких водителей сложно понять. Ведь если ты выехал на линию, то, стало быть, заинтересован, чтобы клиент остался доволен сервисом. От этого зависят и чаевые, которые, возможно, получишь по окончании поездки.

Но если вам все-таки нахамили — смело направляйтесь в диспетчерскую. Жалобу рассмотрят и побеседуют с водителем. Схема действий та же: в первый и второй раз предупредят, а в третий — уволят. Хуже, если вы воспользовались услугами новой, недорогой службы. Офис у нее может находиться где-нибудь в Радошковичах. Доехать туда не у каждого найдутся силы и желание.

Тогда позвоните в службу и узнайте ее юридический адрес. Жалобу можно отправить по почте заказным письмом. В течение 10 рабочих дней вам должны дать ответ, как решилась ваша проблема.

В-четвертых, не переплачивайте. Не все водители включают таксометр и сумму называют порой завышенную. Вы можете отказаться оплачивать проезд, если в конце поездки вам не выдали чек. Большие суммы на таксометре ведут к увеличению налогов, вот и стараются некоторые водители немного сэкономить. Это часто выходит боком — есть шанс попасться транспортному инспектору или нарваться на пассажира, знающего свои права, и остаться без оплаты проезда.

Имейте в виду — плата взимается на основании выданного чека. Сверх этого платить вы не обязаны. Это сказано в правилах перевозок пассажиров. Но помните, что есть нелегалы, которые вообще не пользуются счетчиком. А нормальный «ипэшник», который платит налоги, включает его всегда.

В-пятых, используйте право на поездку по указанному адресу. Наверное, вы сталкивались с проблемой, когда водитель отказывался ехать в Шабаны или Слепянку. Если вы подошли к машине, которая стоит с горящим плафоном на стоянке такси, это означает, что автомобиль находится на линии. Отказать водитель вам не вправе, что опять-таки сказано в правилах пассажирских перевозок. «Фильтр», как еще называют нелегалов, может, конечно, и послать куда подальше.

Другое дело, если поездка предстоит дальняя, а у водителя заканчивается смена. Тогда он может порекомендовать вам обратиться к другому коллеге. Есть лимит рабочего времени — 12 часов после прохождения врача и механика, а дальняя поездка приведет к нарушению. Это тоже нужно иметь в виду.

...Так или иначе, когда клиенты рассказывают мне душещипательные истории, я им настоятельно рекомендую жаловаться. Например, недавно девушка уверяла меня, что к ней по вызову приехал пьяный водитель, и она всю дорогу дрожала, так как он ехал неадекватно, беспричинно тормозя и  подрезая. Но почему было не отказаться от поездки и не набрать 102? Неужели страх за собственную жизнь ниже страха попросить водителя остановиться и покинуть автомобиль?

Думаю, проблема в том, что в детстве нам внушали, мол, ябедничать не хорошо. Но мы давно не дети, и нарушения, которые могут совершить взрослые, гораздо серьезнее детских шалостей. Я тоже не любитель писать жалобы, но разве правильно, если один нерадивый водитель портит представление о целой службе, в которой трудятся сотни честных и порядочных людей?