Идем в автошколу. Дневник курсанта

 
11 506
04 июня 2012 в 19:02
Источник: Олег Привалов
Источник: Олег Привалов

Мы открываем цикл статей, посвященных обучению в автошколе. Что нужно, чтобы туда записаться? Придется ли, как пару лет назад, месяцами ожидать своей очереди? Как выбрать автошколу? Автор — курсант, совсем недавно записавшийся в автошколу. В своем дневнике он детально расскажет о буднях на курсах по вождению.

Получаем медсправку

Больше всего на свете не люблю очереди и поликлиники. Сочетание этих факторов — убийственная смесь, способная отвратить меня от любых свершений. Наверное, поэтому идея пойти на курсы вождения созрела совсем недавно, спустя несколько лет после зарождения. «Покурив» форумы, понял, что диких очередей в автошколы уже нет. Чтобы туда записаться, нужен паспорт, две-три (в зависимости от школы) фотографии и — о ужас! — медицинская справка. Что ж, с нее и начнем — пора, в конце концов, преодолеть фобию и заглянуть в поликлинику хоть раз за последние лет десять.

Знакомая для нашей страны ситуация: чтобы получить справку, нужна еще как минимум одна справка. Прежде чем проходить водительскую медкомиссию, надо получить выписку из амбулаторной карты в поликлинике по месту жительства. Пару часов ожидания в очереди, разговоры «по душам» с врачом о флюорографии, и вот он в руках — практически пустой лист с уймой разномастных печатей. Мелочь, а ощущение, будто сдал на права.

С медкомиссией едва не вышел «облом». Оказывается, вот уже несколько месяцев медсправку снова можно получить только в 24-й поликлинике, что на ул. Филимонова, 53. Лучше всего заранее зайти на сайт учреждения, почитать распорядок дня и заказать талончик через интернет. Я попал в поликлинику в субботу днем. Очереди были небольшие, и пройти всю комиссию почти удалось за минут сорок. Почему почти? На завершающем этапе окулист, сославшись на разные «минусы» в левом и правом глазу, выписал направление на дополнительное обследование. При этом врач ненавязчиво намекнул, что процедуру можно пройти в частной клинике этажом выше.

В общем, на Филимонова пришлось заехать еще раз, вечером после работы в будний день. К слову, на этот раз людей не было вообще, так что советую приходить сюда попозже, часам к семи вечера — успеете пройти всех врачей за 20 минут.

На заключительном этапе пожилой и невероятно важный председатель комиссии, мастерски жонглируя пятью-шестью печатями и штампами, выносит вердикт: в течение ближайших пяти лет мне все-таки можно управлять легковыми автомобилями. В кармане всего лишь разукрашенная чернильными оттисками бумажка, а ощущения на этот раз — будто не только права, но и машину к ним в придачу получил.

Трезвый рассудок, впрочем, не дает разгуляться фантазии и заставляет заняться выбором автошколы, которой придется на время отдать выстраданную справку.

Выбираем школу

Честно говоря, нынешний принцип обучения вождению мне всегда казался неправильным. «Зачем три-четыре месяца ходить в автошколу и пялиться там в тонкую книжицу ПДД? В конце концов, правила можно выучить самому за пару недель, а остальное время полезнее посвятить практическому обучению», — примерно так я думал долгое время. Как впоследствии оказалось, это было сильнейшее заблуждение, поскольку система обучения ориентирована не столько на усвоение правил, сколько на заковыристо сформулированные вопросы к зачетам/экзаменам. Но об этом позже…

Принцип действий при выборе автошколы, пожалуй, точно такой же, как и при покупке какого-нибудь телевизора: читаем форумы, отзывы, спрашиваем у знакомых, изучаем обзоры. Пару дней «повисев» в интернете и на телефоне, понял, что на самом деле таким образом выбрать курсы очень сложно. «Ни в коем случае не ходите в эту автошколу!» — к такому или примерно такому выводу скатывается обсуждение абсолютно любого учреждения, где вас могут обучать вождению. Положительные же отзывы практически идентичны для всех школ, причем на разных сайтах. Наверное, на все автошколы работает один ленивый копирайтер, который с минимальными изменениями дублирует благодарности на тематических ресурсах.

Раз интернет не помог, можно поспрашивать у знакомых. Но ведь люди, как правило, учатся в автошколе один раз, у одного преподавателя и у одного инструктора.

Остаются рейтинги автошкол. Но и здесь не все так просто: судя по выборке за несколько последних кварталов, одно и то же учреждение может «гулять» по списку чуть ли не из его начала в самый конец. Как оказалось, рейтингов, вообще-то, несколько. Например, составленные ГАИ (по итогам сдачи экзаменов), «Белтехосмотром» (который отвечает за автошколы) и т. д.

В моем случае оказалось, что самый разумный выбор — идти в ту автошколу, учебные классы и автодром которой находятся поблизости от работы или дома. Выяснилось, что в этот параметр идеально вписывается только одно заведение, до которого идти всего десять минут.

Форма обучения выбрана вечерняя, два раза в неделю (вторник и пятница) по шесть академических часов (с 18:00 до 22:30) в день. Осталось выяснить, есть ли места в группе, ведь все знакомы с перманентно возникающим ажиотажем.

День Д

Позвонил в приемную автошколы буквально за четыре дня до начала занятий — мест навалом. Ради интереса поинтересовался в нескольких других школах — и там курсантов ждут не дождутся. Ажиотажем и не пахнет, время для учебы самое подходящее.

Перед выходными забежал в автошколу, где зачем-то пришлось платить за бронирование места и оформление документов. Здесь же, в бухгалтерии, уточнили, что первое занятие начнется во вторник на полчаса раньше. С собой желательно принести ручку и тетрадь, обязательно — первый платеж. Оплата, как и в других школах, разбита на три приблизительно равные части, плюс, конечно же, бензин. За те пять минут, что потратил на заполнение анкеты и написание заявления, в кабинет зашли четыре человека, чтобы оплатить пересдачу зачетов. Насторожился.

Первое занятие походило скорее на организационное собрание. Всего в группу набрали 16 курсантов, до полного комплекта явно не хватает еще несколько человек. Кабинет похож на школьный класс или небольшую университетскую аудиторию, с обычными партами и стульями. Видавшие виды компьютеры в количестве 15 штук стоят отдельно, также есть проектор и стенд с обозначениями дорожных знаков.

Сначала все оплатили через бухгалтерию первый взнос, затем оформили договоры. Преподаватель немного рассказал о школе, учебной программе, зачетах и экзаменах. В течение часа в кабинет не переставали заглядывать курсанты, желавшие пересдать «хвосты». Насторожился вдвойне. Всего по ходу обучения предусмотрено то ли семь, то ли восемь проверок пройденного материала. На то, чтобы сдать каждый зачет, дается две попытки, в случае фиаско придется платить за дополнительное занятие с пересдачей.

Не обошлось без традиционных рассказов о строгости экзаменаторов в ГАИ и даже о том, что заранее определенных маршрутов, по которым сдается вождение, якобы не существует. После непродолжительных «ахов» и «охов» некоторые впечатлительные курсанты начали делиться своими жизненными историями на тему «Как не получить права». Кто-то рассказал о супруге, которая второй год не может сдать экзамены, а одна девушка даже поинтересовалась, можно ли на практических занятиях выбрать автомобиль с автоматической коробкой передач. Наконец страсти улеглись, и преподаватель, ответив на все вопросы, распрощался со всеми до следующего вторника, предстоящую пятницу нам почему-то разрешили прогулять.

Итог первой недели таков: подписанный договор на обучение, уплаченный первый взнос и два часа занятий вместо двенадцати. Осталось 168 часов «теории» из 180?..