Дневник курсанта. Перекрестки, светофоры… и велосипедные прицепы

 
3477
18 августа 2012 в 16:01
Источник: Олег Привалов. Фото: Аркадий Соболев
Источник: Олег Привалов. Фото: Аркадий Соболев

ПДД могут быть сколь угодно обширными, пусть даже в нескольких томах по 1000 страниц каждый, с подробным описанием всех возможных и невозможных ситуаций на дороге и вне ее. Проблема не в этом, а в системе обучения, построенной на дрессировке по заучиванию нюансов, ненужных водителю категории B. А в результате забывается то, что действительно важно и нужно знать каждому автомобилисту.

Свод ПДД касается всех участников дорожного движения и охватывает в том числе специализированные вопросы, никаким боком не затрагивающие обычного водителя. Головы же курсантов «благодаря» зачетным и экзаменационным вопросам забиваются мусором вроде информации о предельной длине автобуса с двумя/тремя осями, правилах разъезда двух трамваев, запрете «водить животных по дорогам общего пользования с усовершенствованным покрытием вне населенных пунктов» и буксировке велосипеда велосипедом (кроме велосипедного прицепа промышленного производства, конечно же!). Добавим сюда бесчисленное множество задач с грузовиками. Плюс ко всему — ворох вопросов о размерах и количестве флажков, уклонах, на которых разные транспортные средства должны стоять неподвижно, и прочее, прочее, прочее. Кстати, было бы интересно посмотреть, кто и каким образом измеряет процент этого уклона.

В то же время вскользь и мимоходом упоминаются важнейшие вещи, о которых, судя по дорожной ситуации, знают единицы и на изучении которых надо было бы сделать основной упор. У нас почему-то многие забывают о том, что зеленая стрелка в дополнительной секции светофора не предоставляет преимущества в движении. Все прут напролом, хотя с пересекаемой дороги в это время могут двигаться автомобили на зеленый свет основной секции.

Мало кто считает нужным притормозить перед пешеходным переходом, несмотря на ограниченную обзорность из-за припарковавшегося рядом автомобиля. Еще меньше водителей правильно следуют правилу «помехи справа»: вроде бы и помнят, что это такое, но забыли, что действует оно далеко не всегда (помните случай с таксистом?), а то и вовсе стараются пропускать машины, выезжающие навстречу слева. Почему так происходит? Очевидно потому, что внимание уделяется в равной степени и жизненно важным правилам, и велосипедным прицепам, флажкам, а также длине двухсекционного троллейбуса.

Вот и вся претензия. Пусть в ПДД описывают хоть правила движения дирижаблей и самолетов при экстренной посадке на шоссе. Водитель легкового автомобиля, раз уж пришел учиться именно на категорию В, должен знать все, что так или иначе касается его. Велосипедные же прицепы и ограничения для грузовиков лучше оставить велосипедистам и водителям грузовиков. Благо у последних есть собственная категория, и их ведь тоже надо чему-то учить.

Слишком большое отступление для статьи о перекрестках и светофорах, не правда ли? На самом деле рассказывать особо нечего, потому что тема оказалась на удивление — да-да, наконец-то! — логичной и не вызвала никаких трудностей. Несколько четких и понятных правил о жестах регулировщика, случаи преимущественного движения трамвая, правила проезда равнозначных и обозначенных перекрестков, светофоры…

Пожалуй, первая тема, хотя и с нюансами, но без глубоко спрятанных подводных камней. Можно разве что упомянуть светофоры, предназначенные только для маршрутных транспортных средств. Опять-таки, большой вопрос в целесообразности их изучения водителем легковушек. В остальном — самая вменяемая и полезная тема с начала курсов. Представляю, как тяжело приходилось составителям вопросов придумывать все эти полуфантастические задачи к зачету. Но даже их ухищрений оказалось мало, чтобы нарушить стройную логику правил. В общем, зачет был сдан с первого раза минут за 5—6.

Показательно, что многие из тех, кто хорошо проходил предыдущие проверки, этот зачет поначалу завалили. Наверное, потому что простой зубрежки оказалось недостаточно. Многие задачи, на первый взгляд, кажутся однотипными, но для их решения необходимо применять определенное правило: запомнить вопрос и заучить номер правильного ответа на этот раз невозможно.

Еще одно занятие практически целиком было отдано на откуп неким предпринимателям, которые старательно убеждали курсантов в необходимости купить «крайне полезный» диск с симулятором вождения по улицам Минска, в том числе и по маршрутам ГАИ! Представитель фирмы красочно расписывал достоинства программы и даже показывал на ноутбуке какие-то машинки до тех пор, пока у лэптопа не села батарейка.

На деле «симулятор» оказался простой сборкой нескольких улиц с установленными на них знаками, светофорами, нанесенной разметкой, пешеходными переходами и т. п. Этого хватило, чтобы будущие водители выстроились в очередь за коробочкой с диском. Возможно, я не прав, но решил, что лучше учиться водить машину на практике, чем тискать на две кнопки и вертеть вокруг камерой в поисках знаков.

Вот и минула примерно половина теоретического курса. Отмечу, что за все время ни одно занятие не прошло в полном объеме. В большинстве случаев вместо положенных четырех с половиной часов мы учились два, максимум два с половиной часа. Впрочем, учебой это можно назвать с большой натяжкой: монотонное зачитывание правил преподавателем и «тренировка» на билетах вряд ли являются полноценным обучением. Посмотрим, что будет дальше…

* * *

Предыдущие статьи рубрики:

Идем в автошколу. Дневник курсанта

ПДД читать буквально или между строк?

Дневник курсанта. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Дневник курсанта. Знаки