Дневник курсанта. Преподаватель преподавателю рознь

 
2833
25 августа 2012 в 18:42
Источник: Олег Привалов
Источник: Олег Привалов

Вроде бы банальная истина, но, рассказывая об обучении в автошколе, ее стоит упомянуть: в процессе учебы очень-очень многое зависит от преподавателя. Как оказалось, и ненужные правила, и каверзные вопросы к зачету вполне легко усваиваются, если курсантам посчастливится работать с человеком, который может систематизировать информацию, разобраться, в каких случаях можно разворачиваться, но нельзя двигаться задним ходом, и без привычной путаницы.

Начинал читать (употребляю именно это слово) теорию ПДД преподаватель лет 30—35. Хороший человек, понимающий, принципиальный, но находившийся явно не на своем месте. Как я писал раньше, весь процесс обучения сводился к заунывному зачитыванию пунктов правил из книжицы ПДД с редкими попытками систематизации. Так уж случилось, что последний месяц теорию стала преподавать (опять-таки слово не случайное) девушка. И вот тут, что называется, все почувствовали разницу.

Полный контакт с аудиторией, эмоциональное объяснение (нет, не подумайте — без криков и визгов, просто видна заинтересованность преподавателя в теме), многочисленные примеры из своего опыта, объяснение ПДД, а не их диктовка. Достаточно сложная тема о том, что запрещено и разрешено водителю в разных ситуациях (разворот, движение задним ходом, обгон, остановка и стоянка на пешеходном переходе, перекрестке и т. д.), прочно отложилась в памяти благодаря небольшой, но информативной и легко запоминающейся табличке. Зарисовки наиболее распространенных и сложных ситуаций при маневрировании, наглядность при объяснении темы о нормах при перевозке грузов…

Скажу честно, раньше с трудом высиживал даже два часа занятий. Теперь они стали в полтора раза продолжительнее, но пролетали, как одно мгновение. Самое главное, новенькая смогла вызвать у курсантов интерес к темам изучения, задвинув желание «лишь бы сдать зачеты и забыть половину этой мути» далеко назад.

Не обошлось, конечно, и без забавных накладок, в которых, правда, виноват не преподаватель, а программа обучения. Когда шел в автошколу, грешным делом думал, что какая-то часть занятий будет посвящена устройству автомобиля. Обстановка кабинета к этому располагала: повсюду развешены различные агрегаты и узлы, некогда бывшие частями автомобиля.

В реальности, как это часто бывает, все оказалось прозаичнее: «То, что здесь висит, нужно только для того, чтобы открыть школу. Все эти детали давно сняты с производства и неактуальны. Я вам дам только то, что надо для сдачи зачета». Ох, и снова «только то, что надо для сдачи зачета». В который раз обучение подстраивается под систему проверки знаний, а не наоборот. Для зачета, как оказалось, обязательно надо знать процент уклона, на котором может стоять автомобиль, предельно допустимый люфт рулевого управления в грузовиках, помнить о необходимости наличия противооткатных упоров у них же и прочую ерунду.

Надо отдать должное девушке, вскользь она все-таки сказала несколько слов об основных узлах машины и даже с помощью пары подручных предметов продемонстрировала, что такое развал/схождение. Пара-тройка часов — ничто для этой, как мне кажется, важной темы. Ну что ж, зато нам дали дельный и современный совет: «Кому интересно устройство автомобиля, почитаете в интернете». Даже сайт какой-то предложили — жаль, что его давно отключили за просрочку оплаты домена… Хорошо, что есть Google, который поможет найти что угодно. Главное, оба зачета сданы быстро и без лишнего напряжения.

Теоретический курс в автошколе незаметно подошел к концу. Оставалась лишь тема по медицине, а потом сразу же — практическое обучение. Отношение преподавателей к изучению нюансов первой помощи пострадавшим в ДТП слегка изумило, хотя за прошедшие три месяца, казалось бы, пора уже перестать удивляться подобным вещам.

Медицину читала женщина, которая сразу сказала: тема, мол, ерундовая, я вам просто продиктую ответы на вопросы к зачету. О нет, и здесь «ответы на вопросы к зачету»! Надо ли говорить, что после занятия в голове просто перемешались все эти ушибы, кровотечения, шины и косыночные повязки? Кстати, это было единственное занятие, которое прошло ровно за столько, сколько должно было длиться, — около четырех часов. Другой вопрос, достаточно ли этого для вдумчивого прохождения материала?

В процессе показали какие-то древние советские ролики с массажем сердца манекену, оживлением куклы и циркулирующими по бумажному человеку синими и красными стрелками. Иногда в видео попадался диктор — нарисованная «медсестра» с анимешными немигающими глазами и «пляшущим» ртом. Ладно, все это лирика, суровая правда состоит в том, что нам сказали, когда и в каких случаях надо делать косыночную повязку или повязку Дезо, даже про «шапочку Гиппократа» упомянули, но не рассказали, как все это делать. Правильно, в вопросах к экзамену этого нет, там просто спрашивают, для чего может понадобиться та или иная повязка или шина, а умеет ли курсант их наложить — это уже никого не волнует.

В общем, с медициной покончено. В конце занятия даже был некий фиктивный зачет по только что пройденным ранам, переломам, кровотечениям и т. п.

Ну что ж, к неприятным ситуациям подготовились, значит, самое время ехать на автодром. Со следующей серии «Дневников» начнем анализировать особенности самой важной части обучения курсантов — вождения.

* * *

Предыдущие статьи рубрики:

Идем в автошколу. Дневник курсанта

ПДД читать буквально или между строк?

Дневник курсанта. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Дневник курсанта. Знаки

Перекрестки, светофоры… и велосипедные прицепы