Дневник курсанта. Хамство на дорогах

 
2119
22 сентября 2012 в 13:37
Источник: Олег Привалов. Фото: Аркадий Соболев, архив auto.onliner.by
Источник: Олег Привалов. Фото: Аркадий Соболев, архив auto.onliner.by

Три недели прошли в настоящем марафонском темпе: занятия по вождению были каждый день, даже по субботам. Разумеется, к якобы намеченной дате сдачи экзамена в ГАИ никто из моей группы не успел, но об этом позже. Сначала — впечатления от обучения вождению.

Первые шесть занятий проходили на автодроме, где отрабатывались все элементы: диагональная парковка, заезд задним ходом в гараж и эстакада. Поскольку об ощущении габаритов автомобиля говорить пока не приходится, разумеется, что та же «диагоналка» отрабатывается с помощью нехитрых приемов вроде метки посреди заднего стекла.

В моем случае надо было запомнить несложную схему: становимся на исходной позиции параллельно боксу на расстоянии 30—50 сантиметров от его внешней границы, сдаем назад до тех пор, пока ближайшая стойка перестанет просматриваться через заднее стекло. Далее выворачиваем руль в сторону бокса и едем, пока дальняя диагональная стойка не станет напротив метки на окне. Остается выровнять руль, «затащить» машину и вовремя вывернуть колеса до крайнего положения влево. Немного тренировок — и дело в шляпе.

С задним заходом в «гараж» все еще проще, особенно после диагональной парковки. Тут и рассказывать нечего: главное — ориентироваться по зеркалам и при необходимости корректировать траекторию автомобиля. У некоторых получалось загнать машину сразу, без всяких поправок по ходу движения.

Эстакада. По словам знакомых водителей, самый сложный элемент площадки (хотя некоторые называют таким «диагоналку»). На практике черт оказался не таким страшным, как его малевали. Правда, в первую очередь заслуга в этом принадлежит учебной машине. Невероятно, но факт: авто относительно легко преодолевает подъем на одном сцеплении. Поэтому все выполнение маневра фактически свелось к манипулированию педалью сцепления, даже ручником пользоваться необязательно.

Другой вопрос, насколько это хорошо для дальнейшего водительского опыта. Понятно, что автомобиль настроили так, чтобы курсантам было легче сдавать экзамены в ГАИ, пусть и ценой повышенного износа сцепления. С одной стороны, похвально. С другой — вряд ли вне школьного автопарка нам еще когда-нибудь встретятся такие машины. Причем, судя по разговорам с теми, кто недавно закончил другие автошколы или еще обучается в них, сегодня мода полагаться только на сцепление распространилась чуть ли не повсеместно.

В целом же первое естественное волнение скоро сменилось скукой. Нет, правда, сам убедился: на автодроме нечего делать положенные два часа, вскоре площадка успевала нагнать сон за тот час, что приходилось проводить на ней. Хорошо, что скоро едем в город…

Эх, дороги

Первый выезд в город — это, безусловно, запоминающийся и крайне нервный опыт. Со всех сторон мельтешат автомобили, светофоры, знаки, пешеходы, троллейбусы и автобусы…

Да уж, это вам не площадка — глохнуть в первый день пришлось часто, не меньше пяти раз. Спасибо автомобилистам, абсолютное большинство которых никаким образом не выразили недовольства тем, что я их задерживаю. А ведь один раз на перекрестке при повороте налево собрал мини-пробку.

Удивительно, но поведение многих водителей меняется во время движения. Оказывается, многие готовы спокойно подождать, пока ты наконец справишься с этим сцеплением, но потом будто компенсируют это поведением в движении. Внезапные перестроения, невключенные «поворотники» (в этом грешке однажды даже была уличена машина ГАИ), подрезания. Главный тренд последнего времени (хотя, возможно, я стал его замечать только потому, что сам сел за руль) — проезд на красный свет. Иногда, будучи пешеходом, даже интересно понаблюдать: практически у любого светофора на дороге с более-менее интенсивным трафиком находится один «одаренный», который мчит на только загоревшийся красный. За ним обычно подтягиваются еще два-три таких же «спешуна».

Чаще всего в проявлении дорожного хамства замечены водители грузовиков. Сложилось впечатление, что они почему-то обижены на машины с меткой «У», а по вечерам рассказывают друг другу, кто и сколько сегодня подрезал учебных авто. А может, это ложное впечатление, и мне просто не повезло?

Ах да, как же я забыл про инструктора?! Кстати, мужик крайне щепетильно относится к правилам дорожного движения, причем в первую очередь по отношению к другим. Помнится, где-то на втором или третьем занятии меня очень уж некрасиво подрезал старенький Golf, груженый некими пиломатериалами. Истошная команда «Газу!»… Когда с обидчиком поравнялись, инструктор чуть ли не полностью вылез в окно, после чего жестами и отборным «французским» объяснил, как же сильно тот не прав. От греха подальше Golf свернул на ближайшем перекрестке.

По отношению к курсантам инструктор вел себя вполне корректно, хотя частенько некоторые его команды ставили в тупик. Например, сакраментальное «Газу!» и буквально через минуту «Никогда не торопись!» создавали, так сказать, легкий когнитивный диссонанс. Иногда сложно «никогда не торопиться», когда правое ухо закладывает от зычного призыва поддать газку.

Занятие, второе, третье… Все-таки понимание в первую очередь приходит с опытом. Со временем перестаешь пялиться только прямо, начинаешь «читать» знаки и дорожную обстановку, вспоминаешь о существовании зеркал, перестаешь думать о том, как вовремя и правильно переключить передачу. В этом смысле новичкам беспокоиться не нужно: спустя несколько занятий все это придет. Об автоматизме говорить пока не приходится, но обычно к концу курса вождения начальные навыки для езды по городу появляются у всех, даже, казалось бы, у самых безнадежных курсантов.

Некоторые «болезни новичков», правда, преодолеть не удается. У меня, например, осталось ощущение непредсказуемости действий других участников дорожного движения. Вдруг вон те подозрительно близко прижавшиеся к проезжей части пешеходы бросятся под колеса, этот автомобиль на второстепенной дороге упрется мне в бок, а трактор в момент его опережения вдруг решит сместиться влево? Хотя, кто знает, может эта излишняя, навязчивая осторожность даже во благо?

Обучение в автошколе подошло к концу. С теорией покончено давно, практика худо-бедно тоже закончилась. Пара занятий при этом куда-то запропастилась, хотя записи о них чудесным образом появились в ведомости. Ну да ладно, честно говоря, самому порядком надоел весь четырехмесячный курс. Последние барьеры на пути к правам — внутренние экзамены и ГАИ. О них и будет сказ в следующий раз.

* * *

Предыдущие статьи рубрики:

Идем в автошколу. Дневник курсанта
ПДД читать буквально или между строк?
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
Знаки
Перекрестки, светофоры… и велосипедные прицепы
Преподаватель преподавателю рознь
Вождение: Начало