30 сентября 2018 в 8:00
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский
Спецпроект

Hi-Tech-коммунизм: бесплатный транспорт и беспилотные автобусы самой продвинутой страны экс-СССР

Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский

По городу едет зеленый, как кактус, автобус. И еще невнятный черный «Джип». «Джип» швыряют на парковку. Счастливый водитель прыгает в салон ОТ, голос за кадром бормочет странное заклинание: «Успеешь в нужное место без забот. Зеленый Таллинн — будем жить как единая община!» В этой простенькой рекламе 6-летней давности пропаганда того, что мы в Беларуси считаем несбыточным счастьем, — бесплатного общественного транспорта. Как им это удалось? Продолжаем наш совместный с Huawei балтийский цикл рассказом о дорогах Эстонии и смелых экспериментах, на которые решилась самая продвинутая страна экс-СССР.

Будем ездить в ноль

Транспортная жизнь Эстонии на первый взгляд мало чем примечательна. Пузатых внедорожников в разы меньше, чем у нас. Люди в общественном транспорте такие же хмурые. Ничего космического: по славному городу Таллинну ездят автобусы, троллейбусы и трамваи (ладно, иногда очень модные, но все равно без крыльев). На остановке напоминание: билет у водителя стоит 2 евро. Целое состояние!

Фотографии сделаны на камеру Leica смартфона Huawei P20 Pro

А как же бесплатный проезд? Кто и кого обманул? Для путешественников, которые бегло знакомятся с законами другой страны перед ее посещением, это может стать неприятной новостью. Расслабимся, счастье не для нас. Для свободного проезда туристу придется покупать Tallinn Card (еще не надо платить детям дошкольного возраста и пассажирам с ребенком до 3 лет). История с тотально бесплатными автобусами-трамваями актуальна только для местных. Вот как здесь все закрутилось.

В СССР общественный транспорт стоил копейки. Вопрос талончика никогда не стоял ребром перед тружеником, который каждый будний день убывал на заводскую смену, а потом возвращался домой. Разумеется, общественный транспорт был (есть, будет) убыточным предприятием и при недостроенном коммунизме, и при глянцевом капитализме. При этом еще 30 лет назад, говоря о необходимости обеспечить доступность проезда, в наших краях никто не употреблял выражений вроде «зеленая экономика», «пространство для людей», «общее благо» и т. д. в таком духе.

Вопрос излишней автомобилизации актуализировался позже. В том числе в постсоветских странах, где прыжок из уравниловки в рынок сопровождался массовой скупкой недоступных разноцветных автомобильчиков. В крупных городах — ад, железо на железе, пробки, копоть, но принудить человека оставить машину дома — нереально. По неумению использовали только кнут: повышали цены на парковку, бензин, придумывали еще что-то. А в маленькой Эстонии пошли от обратного. Здесь решились на большой эксперимент.

В 2012-м в столице Эстонии прошел локальный референдум, на котором большинство горожан проголосовало за бесплатный общественный транспорт. Система заработала в 2013-м.

Какие были мотивировки? Самые разные, включая лозунги об уравнивании богатых и бедных. Бесплатный ОТ — это и более правильное использование общего городского пространства, откуда вытесняются машины, и общественная польза от хорошей экологии. По одной из мировых новокоммунистических теорий вопрос логистики дом-работа — это вообще не частная забота, а вопрос ответственности работодателя, в том числе государства.

Впрочем, в Таллинне тон задавали все же не «лирики», а «физики». Экономику эксперимента просчитали: меньше машин на улицах — меньше ДТП, а значит, расходов на лечение пострадавших. Меньше и траты на поддержание инфраструктуры, ремонт дорог. Плюс нулевой тариф должен стимулировать экономику. Предполагалось, что люди станут чаще выходить из дома, выезжать куда-то, а значит, тратить больше на товары и услуги (так на самом деле и произошло).

И главное в вопросе денег: общественный транспорт в Таллинне сделали бесплатным не для всех, а только для тех, кто будет официально в городе прописан. Параллельно с бесплатностью кардинально пересмотрели вопросы организации дорожного движения, отдав ОТ приоритет, сделав его удобным и быстрым.

В многочисленных интервью стоимость эксперимента для города оценивали примерно в 12 миллионов евро — сумма, которую ранее зарабатывали на билетах. С учетом «финта с пропиской» деньги не такие и большие. Ведь, оценив преимущество бесплатного транспорта, многие из тех, кто работал в Таллинне, но был зарегистрирован в других муниципалитетах, перерегистрировались. Только в первый год за счет уплаченных новоприбывшими налогов удалось отбить потерянную сумму. А далее (если верить местным чиновникам) и заработать! Такова официальная версия успеха «таллиннского чуда».

Что в итоге? С момента начала эксперимента трафик в центре столицы упал на 15%. Цифра не то чтобы поражает, но как есть. Ведь машин меньше не стало, просто транспортом стали пользоваться чаще.

Еще в Таллинне пропагандируют карпул — совместное с попутчиками использование автомобиля. Возле некоторых ТЦ есть специальные места для «карпуловцев»

Деньги закончатся, а вместе с ними и сказка?

Разумеется, Таллинн не первый и не единственный город, который сделал проезд в общественном транспорте бесплатным (вот здесь можно найти карту таких городов). Просто самый крупный, да еще первая столь прогрессивная столица — поэтому на слуху. Сами эстонцы говорят, что опирались на опыт бельгийского Хассельта. Здесь нулевой тариф для ОТ ввели в 1997 году и уже скоро после этого зафиксировали резкое увеличение количества пассажиров, пересевших в автобусы из своих авто. Опыт Хассельта приняли на вооружение все «зеленые» мира. Город субсидировал работу перевозчика, но в начале 2010-х тот резко изменил смету — вместо 1,8 млн евро в год выставил счет на 2,8 млн. Для бюджета это оказалось слишком. В 2013-м сказка Хассельта закончилась. Бесплатный проезд отменили, оставив его лишь для тех, кому нет 19 лет.

Что касается Таллинна, то и здесь скептики ожидали (продолжают ожидать) чего-то подобного. Очередной виток скептицизма связан с тем, что в 2021-м в стране сократятся евроинвестиции. Денег в бюджете точно станет меньше. Власти в ответ говорят, что давать ход назад уже нельзя, ибо история стала в том числе идеологической:

— Есть хорошая аналогия. Некоторое время назад Эстония провозгласила на весь мир, что доступ к бесплатному Wi-Fi — это право человека. И действительно, у нас появилось множество мест с бесплатным Wi-Fi в отличие, так скажем, от мирового среднего. Отнести бесплатный общественный транспорт к такой же категории вполне возможно.

С 1 июля этого года бесплатными стали автобусы и в других уездах Эстонии (пока еще не во всех). В идеальной картине мира нулевой тариф будет введен во всей стране (опять же, считается, что это стимулирует экономику, оживит рынок труда), а потом, вероятно, и на международных маршрутах, включая паромы.

Беспилотные автобусы. Не шутка

У эстонцев все замечательно с маркетингом на уровне государства. Эти ребята поняли, что у маленькой страны есть только один шанс громыхнуть в глобальном плане: быть передовой, а иногда — вызывающе передовой. Отсюда и история с бесплатным ОТ, и решение легализовать использование беспилотников на дорогах. Тут Эстония тоже стала первой в ЕС.

В прошлом году в Таллинне провели замечательную PR-акцию. Страна председательствовала в Евросоюзе. По этому поводу было решено запустить первый в истории страны автобусный бесплатный беспилотный маршрут. Во Франции арендовали автобусы-малютки Easymile. Созвали фотографов, попали в заголовки мировых новостей. Все это обошлось примерно в 100 000 евро, но расходы с большего были покрыты спонсорами, разместившими на автобусах рекламу.

Фото: rus.err.ee

Понятно, что это был всего лишь показательный эксперимент: беспилотники курсировали по прямой (по трамвайным путям) на небольшом расстоянии, что-то около 500 метров. «Смотрящий» все равно находился в салоне, наблюдая, чтобы не случилось беды. Но технология оттачивается. Судя по всему, эстонцы решительно собираются внедрить ее первыми среди других европейских стран, а Таллинн в мечтах желает стать первой столицей мира с полностью бесплатным и автономным беспилотным общественным транспортом. Звучит как фантастика, правда? Но у них вполне может получиться.

Еще 19 фактов об автомобильной Эстонии

1. В Эстонии отличные магистральные дороги, не считая отдельных, которые бегут в сторону России в районе Нарвы. Проехали много километров по местной глубинке и констатируем: машин практически нет, как и камикадзе, прочих рисковых ребят, идущих на обгон под горку и в повороте. Уже под Ригой видны отличия в поведении водителей — в Латвии они больше похожи на наших.

2. Еще одно субъективное наблюдение: на трассах, особенно не основных, маловато заправок. Только в населенных пунктах, часто — автоматические. А где пить кофе? Приходится делать крюк и заезжать в города.

Цены на бензин в Эстонии предсказуемо выше, чем в Литве и Латвии.

3. Контрастных отличий от нашего автопарка нет. Старенькие «Пассаты?» Пожалуйста — в ассортименте. Иногда мелькают «концепты». Рядом со Старым городом Таллинна заметили McLaren — промелькнул и скрылся за поворотом. Но народный автомобиль — он такой:

4. В летней столице Эстонии Пярну любит отдыхать молодежь. Сюда приезжают других посмотреть и себя показать. Вот как Виктор, который привез модный BMW.

5. На улицах больше молодежных ярких тачек.

Тоже интересная модель.

6. Для борьбы с пробками в Таллинне привлекают регулировщиков. Говорят, мера отлично работает и стоит недорого. Снова все подсчитано: работа одного стоит 18 евро в час.

7. В центре города ведется высотное строительство. Пробки в перспективе неизбежны. Среди предложений — ограничивать скорость. Как минимум до 30 километров в час. Водители, понятно, против.

8. Уже сейчас в центре меняют организацию движения, отдавая еще больше приоритета общественному транспорту. Куда уж больше? В будущем, судя по всему, автомобильного транспорта в центральных частях эстонской столицы не будет вообще.

9. Модный автобусный терминал-хаб загнали под землю, экономя пространство в городе для людей.

10. На сайте таллиннской мэрии утверждается, что основная задача для города сейчас — полное обновление автопарка с целью сделать его максимально удобным для людей с ограниченными возможностями. Тут и низкий пол, и другие «фишки».

11. Кое-где (например, в Тарту) можно увидеть на улицах «земляков».

12. Классическая мера — строительство перехватывающих парковок. В Таллинне запущена программа «Паркуйся и поезжай». Для резидентов, владельцев единой проездной карточки, и то и другое бесплатно. К слову, с парковкой в Таллинне предсказуемо напряженно. Водителям абсолютно осознанно ухудшают жизнь.

13. Распространенные в Швеции и Финляндии парковочные часы — в Эстонии их тоже активно используют.

14. В Таллинне много нетипичных дорожных табличек. Одни призывают беречься велотакси. Другие — воришек. Третьи — всего подряд.

15. Эстонцев долго учили азам безопасности. Люди, которые переехали сюда много лет назад, вспоминают бесконечные социальные кампании о необходимости ношения фликеров. И вроде бы прогресса удалось достичь. А потом был принят закон об обязательном ношении светоотражающих элементов.

С 1995 по 2015 год число жертв ДТП в стране снизилось в 6 раз. Но громкие аварии случаются. Достижение нулевой смертности пока остается абсолютной утопией.

16. За евроденьги в стране с размахом развивают велосипедную инфраструктуру. С дорожками порядок, с местами хранения, особенно в старом жилфонде, беда. И тут есть штука, которая нас объединяет, — фактор престижности автовладения для постсоветского человека (неважно, живет он рядом с Балтийским, Черным или Минским морем) все еще определяющий. Ездить на велике на работу? Это же несолидно!

17. Еще из схожего. В эстонских СМИ, как и у нас, обсуждают необходимость повышения ответственности за алковождение. Хотя в прошлом году ее ужесточили. К примеру, сбежавший с места ДТП водитель (а бегут чаще всего по одной причине) может получить до 5 лет лишения свободы.

18. В Эстонии пытаются пропагандировать электрокары. Уже есть несколько сотен зарядных станций. Водители могут ездить по полосам для движения общественного транспорта и парковаться (иногда) бесплатно на городских стоянках. Но бума пока не случилось — все же здесь далеко не Скандинавия в плане зарплат.

19. Очевидно, что эстонцы пилят на своей небольшой территории долгосрочный Hi-Tech-проект. Пока у них совсем не все идеально. В этой стране возможны и такие новости (цитата из заметки 6-летней давности): «Мэр Таллинна Эдгар Сависаар сегодня был лишен прав на два месяца за превышение скорости на загородной трассе. Мэр эстонской столицы также оштрафован на 320 евро, так как превысил скорость на 34 км/ч. В полиции сообщили, что он ехал по трассе Таллинн — Нарва со скоростью 84 км/ч на участке дороги, допустимая скорость движения по которому составляет 50 км/ч. Эдгар Сависаар и ранее нарушал скоростной режим на дорогах. Так, осенью прошлого года он был оштрафован почти на тысячу евро за превышение скорости на 47 км/ч. Однако после того, как СМИ написали о нарушениях Сависаара на дороге в июне этого года, мэр заверил общественность, что „это его первый протокол“. Тогда же эстонский политик заявил, что „подобное может случиться со всяким“ и что у главы МВД Эстонии Кена-Марти Вахера уже 22 протокола, и ему далеко до него».


Партнер балтийского цикла — компания Huawei. Линейка Huawei P20 — смартфоны, фото- и видеовозможности которых пригодятся и в работе, и для путешествий. Согласно рейтингу DxOMark, Huawei P20 Pro признан смартфоном с лучшей камерой в мире. P20 и P20 Pro делают снимки с помощью камеры Leica и искусственного интеллекта. Последний сам настраивает съемку, моделирует портреты, помогает с яркостью, детализацией и цветопередачей, дает советы по выстраиванию композиции фото, позволяя в итоге #ВидетьБольше.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Бел Хуавэй Технолоджис», УНП 190835312.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by