Дневник курсанта. Экзамены, ГАИ, права!

 
26 583
02 октября 2012 в 19:10
Источник: Олег Привалов. Фото: Аркадий Соболев
Источник: Олег Привалов. Фото: Аркадий Соболев

Четыре месяца — много или мало для получения водительского удостоверения? Судя по отзывам тех, кто учился в других автошколах, — вполне достаточно, потому что некоторые таскаются на экзамены/зачеты больше чем по полгода. Впрочем, там, где учился я, было нечто похожее. Сам в сентябре видел некоторых людей, которые приходили сдавать внутренний экзамен через несколько месяцев после окончания курса. И я их вполне понимаю…

Автошкола

Пожалуй, внутренний экзамен по теории — это одна из самых сложных штук, связанных с проверкой знаний. У нас он включал в себя 40 вопросов: 20 по ПДД, 10 по безопасности движения и еще 10 — по медицине. Времени на все про все дается достаточно, а вот ошибиться можно только один раз. Каждая пересдача экзамена — платная, причем «такса» в два раза выше, чем за пересдачу обычного зачета. Наверное, компьютеры вдвое быстрее изнашиваются.

Такая строгость и пристальное внимание к внутреннему экзамену понятны: чем больше надрессировать курсанта в автошколе, тем выше вероятность того, что он с первого раза проскочит более легкое испытание в ГАИ. А это идет в актив автошколы, повышает ее рейтинг и таким образом непосредственно влияет на интерес со стороны потенциальных курсантов.

Мне удалось преодолеть «автошкольный» экзамен только с третьей попытки. Да, пришлось снова вспоминать хитрые формулировки вопросов из порядком подзабытых задач на диске и зубрить ответы. О том, что собой представляют мало связанные с практикой и здравым смыслом тестовые задания, я уже упоминал в предыдущих частях «дневника». Сейчас же хочу слегка задержаться на теме «Безопасность дорожного движения». Дело в том, что в автошколе ее вообще не проходили, тему нам отдали на самостоятельное изучение по злосчастному диску.

Отдам должное составителям — почти все вопросы в «Безопасности» не требуют заучивания. Большинство из них крайне просты, и ответы находятся  при знании элементарнейших, скорее даже жизненных, принципов физики. И все же без «ляпов» не обошлось. Вот, например, такая задача:

У меня, например, сразу возник уточняющий вопрос: какая была исходная температура воздуха в кабине? Одно дело — повышение температуры в холоднющем, непрогретом салоне, другое — в автомобиле, который весь день простоял под палящими лучами летнего солнца. Придирки? Возможно. Но в таких случаях условия задачи должны быть предельно ясными, без вариативного толкования.

Рассказывать о внутреннем экзамене по вождению особо нечего. Разве что можно упомянуть, что он прошел как обычное занятие, да и провели мы его в счет стандартного урока по вождению. Несмотря на намеки во время первой встречи, брать дополнительные занятия инструктор меня не уговаривал. Мало того, пару «заездов» по обоюдному согласию даже списали.

Три с половиной месяца учебы — и с автошколой покончено. Удивительно, но бухгалтерия в конце даже вернула несколько «копеек» за неизрасходованный бензин. Я-то думал, что еще доплачивать придется…

Бензин бензином, но намного хуже то, что автошколе в принципе все равно, что вы будете делать после ее окончания. Я, например, был неприятно удивлен, когда оказалось, что сдавать экзамены в ГАИ все будут сами по себе, а не в составе группы. «Ну вот и все, дальше на Семашко змагайцеся сами», — сказали мне, одарив кипой документов (свидетельство об окончании школы, экзаменационный лист для ГАИ и квитанции об оплате мной экзаменов, компьютерных услуг и водительского удостоверения).

ГАИ

Сдавать экзамены в ГАИ вне группы — это зло, которое забирает уйму времени. Опишу алгоритм — вдруг кому-нибудь он сэкономит драгоценные минуты или даже часы. Итак, сначала сдаем экзамен по теории. Если вы собираетесь в ГАИ самостоятельно, сначала со всеми документами идете по адресу ул. Семашко, 17, на второй этаж в информационное окно. Там, одновременно разговаривая по телефону, мельком осматривают ваши документы и отправляют фотографироваться. Снимок делают в маленьком соседнем здании, за проходом на территорию автодрома. Там в окошке поставят печать в экзаменационном листе — мол, фото есть. Снова идем на второй этаж, на этот раз документы забирают, остается ждать начала экзамена.

Теория сдается строго по времени. То есть если вы придете в 10:10, как это сделал я, то придется ждать почти два часа до следующей приемки в 12:00. Расписание экзаменов есть на сайте ГАИ. Временной промежуток между ними может быть и час, и полтора, и два, и два с половиной. Так что лучше заранее определить лучшее для себя время и прийти минут за 40 до него. К назначенному времени в коридорчик набивается уйма народа. В «час икс» в кабинет с тремя десятками компьютеров вызывают столько же человек — на каждом экране есть соответствующее фото и фамилия, так что не ошибетесь.

После автошколы теоретический экзамен в ГАИ проходит легче легкого. На 10 вопросов дается 15 минут, допускается одна ошибка. Обычно хватает пяти минут или даже меньше. Мне хватило трех, при этом из-за спешки на последний вопрос ответил неправильно. Два часа на ожидание, три минуты на сам процесс — и первый этап пройден.

Далее — выполнение двух элементов на автодроме. Надо ли говорить, что все проходит еще ужаснее? Во-первых, заранее надо договориться со школьным инструктором об автомобиле (первый раз — бесплатно, потом — за мзду, или же можно подождать, вдруг кто даст машину прямо на площадке). Во-вторых, на площадке наверняка будет гигантская очередь. Мне в разгар дня в середине недели пришлось выстоять два с половиной (!) часа. На автодроме творится какой-то хаос, в котором хорошо ориентируются только инструкторы. Хорошо хоть интересно наблюдать, как катаются другие.

С трудом представляю, как те же два с половиной часа можно выстоять зимой. Почему не организовать нормальную предварительную запись через интернет? Почему не открыть в городе еще хотя бы пару таких же площадок? Вопросы, которые останутся без ответа. Мне же весь процесс напомнил бесконечные очереди в поликлиниках — часовые ожидания ради нескольких минут, за которые выписывается больничный или рецепты. Так и на автодроме: непосредственно на выполнение элементов (эстакада и заезд в гараж задним ходом) ушло минут пять, но впечатления, как и дикая усталость, остались только от процесса ожидания. Итог таков: теория и площадка сданы, целый день потерян, город «откатать» не успели.

Таким образом, вторую часть практического экзамена пришлось сдавать на следующий день. На этот раз просто повезло — в очереди ждать не пришлось. В машину помимо меня и экзаменатора загрузились еще трое: два парня и женщина средних лет. На странном перекрестке, сразу на выезде из ГАИ, повернули направо и поехали в сторону ул. Железнодорожной. Первый курсант ехал неплохо, но было видно, что сильно волнуется, задавал вопросы невпопад.

— Поворачивайте направо на ближайшем регулируемом перекрестке, — дал команду принимающий экзамен инструктор, весьма, кстати, толковый и рассудительный.

Ближайшим перекрестком оказался выезд рядом с автостанцией «Юго-Западная». Права были у парня почти в кармане, только и оставалось, что повернуть. Но волнение все-таки взяло верх: слишком резвое перестроение в крайний правый ряд едва не закончилось аварией — двигавшаяся по полосе машина чуть не впечаталась нам в бок. Реакция экзаменатора, вовремя нажавшего на тормоз, спасла нас от ДТП, но не оставила шансов курсанту, по крайней мере до следующей недели.

Женщина прекратила бороться с автомобилем почти сразу же. Незакрытая дверь, попытка тронуться на ручнике, заглохший двигатель. Как только экзаменатор ни старался успокоить курсантку, никуда увезти она нас так и не смогла. Дальше моя очередь. Все прошло как-то быстро и незаметно: пара поворотов, разворот, в общей сложности — минут пять поездки и вердикт «сдан» в экзаменационной карте (пусть и с парой замечаний) поставил точку в моей эпопее.

Осталось только забрать права, после чего — стать еще одним героем ветки «Новички на дорогах». Осторожно, теперь в городе стало еще опаснее. В заключительной части «дневника» я попробую проанализировать недостатки процесса обучения в автошколах и поделюсь своим видением того, каким он должен быть в идеале.

* * *

Предыдущие статьи рубрики:

Идем в автошколу. Дневник курсанта
ПДД читать буквально или между строк?
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
Знаки
Перекрестки, светофоры… и велосипедные прицепы
Преподаватель преподавателю рознь
Вождение: Начало
Хамство на дорогах