Улица непрерывного движения. Как убирают МКАД

 
33 680
13 декабря 2012 в 19:21
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

12 часов, 5 рейсов и 250 километров — это ночной режим работы на МКАД водителя снегоуборочной техники, который, между прочим, в месяц получает 3,5 млн рублей. Мы посмотрели, как убирают кольцевую дорогу ночью во время снегопадов. Читайте наш зимний репортаж с заснеженной магистрали непрерывного движения.

22:00. Подъезжаем к авторынку в Малиновке, рядом с которым расположено Дорожно-эксплуатационное управление №10. Оно обслуживает несколько автомобильных дорог, в том числе МКАД. Снег тем временем усилился. То ли еще будет! Забегая вперед, скажем, что в Минске высота снежного покрова за ночь увеличилась в среднем на 3 см. Для водителей, движущихся по скоростной магистрали, это уже проблема: заносы, накаты, снежные валы и прочие «прелести» зимней погоды.

22:05. Заходим в диспетчерскую, куда стекается вся информация. Перед диспетчером Игорем Дуда — три монитора. На одном — таблица, в которой фиксируются выезды. Кстати, местонахождение спецавтомобиля можно проверить в любой момент: на всех установлены GPS-модули. На двух других экранах отслеживается оперативная обстановка — картинка с видеокамер (они установлены на МКАД в трех местах), а также данные с четырех дорожно-измерительных станций. А еще всегда включена радиостанция, под рукой городской телефон и два мобильника. Пока все средства связи молчат.

22:08.

— Смена заступила час назад. Сейчас действует штатный режим. Вот вернулась «посыпка», — докладывает диспетчер.

Речь о так называемых пескосолераспределителях, посыпавших проезжую часть противогололедными материалами. Водители только вернулись, а их уже отправляют во второй рейс. Посиделок с чаем и длительных перекуров мы, во всяком случае, не увидели.

22:10. Сейчас надо связаться с ГАИ, договориться о прикрытии для колонны снегоочистителей. Удается это не сразу. Дежурка ГАИ города практически всегда перегружена звонками.

— На этот случай есть запасной номер мобильного телефона, — берет в руки трубку Игорь.

Поначалу, после реконструкции МКАД в 2002 году, дорожники ездили без сопровождения ГАИ, и это создавало большие проблемы: постоянно случались конфликты с автолюбителями, доходило чуть ли не до драк. Теперь зимой колонну всегда сопровождает патрульная машина ДПС.

22:15.

— Свежие данные поступили. Интенсивность снега составляет полсантиметра в час. Это считается осадками со слабой интенсивностью. Но МКАД уже заметает, — говорит Игорь.

Вообще-то для таких дорог, как кольцевая, есть директивные сроки. Проезжая часть должна быть убрана через три часа после окончания снегопада. Однако никто не ждет, когда снег прекратится. В этом мы сами убедились чуть позже.

22:26.

— В 23:10 пойдете колонной по внешнему кольцу до пр. Победителей, — дает указания диспетчер.

МКАД условно разделена на два участка. От пр. Партизанского и до пр. Победителей. Кольцевую дорогу обслуживают два структурных подразделения. С одним из них мы и будем дежурить. Но чтобы успеть, предстоит проехать половину кольцевой. Заодно проверим состояние проезжей части.

22:35. Обстановочка еще та! Кажется, снег усилился. В крайней левой полосе местами асфальта уже не видно. Машин мало. В основном движение идет по среднему ряду. Впрочем, и в такую погоду находились те, кто ехал с превышением допустимой скорости.

22:45. Дорожно-измерительная станция недалеко от развязки с Долгиновским трактом показывает температуру воздуха –5,9 градуса по Цельсию и –5,4 градуса для дороги.

23:10. Логойская развязка. Это начальная точка старта колонны. Четыре снегоуборочные машины и патрульный автомобиль ГАИ уже готовы отправиться по внешней стороне МКАД. «Ну что, по обычному маршруту?» — задает риторический вопрос водитель Сергей, с которым нам предстоит ехать. Каждая его смена — это 12 часов с перерывом на час. И так два дня, потом еще две ночи, и только затем положены два выходных. Иногда приходится меняться со следующей сменой прямо на дороге. Говорит, что каждый месяц проезжает кольцевую дорогу минимум сто раз и знает буквально каждый ее квадратный сантиметр.

23:15.

«Снег мокрый, тяжелый», — замечает Сергей. В лексиконе дорожников много эпитетов, которые точно характеризуют ситуацию. Снежная пелена вздымается, автомобильные дворники работают беспрестанно. Все равно не видно ни зги! Машину трясет. Ее скорость составляет всего 50 км/ч. Ехать быстрее? Тогда качество уборки снега будет совсем другим. На этом МАЗе установлено белорусское навесное оборудование. И быстро, и качественно не получается. Дорожники не хотят ругать отечественное, а предлагают: «Лучше давайте посмотрим на финские снегоочистительные плуги. Смотрите, какой металл! С вольфрамовыми напайками. Такой может минимум 15—20 лет отработать». Мы идем третьей машиной, и очень хорошо видно, что после финской «бритвы» остается практически голый асфальт.

23:20. Недалеко от поворота на Долгиновский тракт просыпается радиостанция: «Ребята, осторожно — возле обочины машинка». Действительно, у края проезжей части стоит занесенный снегом универсал. Рядом — никого. Как оказалось, таких брошенных автомобилей на МКАД довольно много.

«Через пару километров будет еще МАЗ», — замечает Сергей. Если вовремя не заметить, то увернуться на тяжелом автомобиле от такого препятствия сложно.

23:35. В какой-то момент сквозь снежную пелену замечаем, что едущая впереди машина не только сгребает снег, но и разбрасывает реагенты.

— Ну а как ты хотел? — удивляются водители. — Два раза рейс делать нет смысла, это и перерасход топлива, и время. И потом, мы сняли верхний слой снега. А нижний посыпали солью. Она начнет «работать», снег станет рыхлым. Это позволит не допустить образования так называемых снежных накатов.

Продолжая тему противогололедных материалов, дорожники заметили, что вещества начинают работать не сразу, должно пройти какое-то время. И чем интенсивнее поток — тем лучше: «В две чашки чая положи сахар. В одной размешай, а в другой — нет. Понимаешь разницу? А еще зависит от температуры чая. На дороге ведь то же самое».

23:40. Разворачиваемся на развязке с ул. Тимирязева. Замечаем еще несколько автомобилей дорожных служб. Оказывается, это городская техника. Тут проходит граница. «Белавтодор» отвечает за МКАД, а развязки обязаны убирать именно представители «Горремавтодора», совсем другой организации.

Перекур буквально пять минут. Осмотр техники, и снова в путь.

23:45. Мы идем уже по внутренней стороне МКАД. Снег по-прежнему валит. Кажется, что он не закончится никогда.

— Самое сложное? — переспрашивает Сергей. — Это когда минус 30 и машина замерзает на ходу. Топливо буквально стынет в трубках, фильтрах. Пару раз приходилось на морозе бегать вокруг машины. Потом буксируем на базу, в отапливаемый бокс, меняем фильтры и снова на дорогу. Еще запомнилось 15 апреля 2007 года, кажется. Тогда мы уже готовили кольцевую к сдаче в летний период, подкрашивали остановки. Как вдруг пошел снег. За полчаса — 8 см осадков! Ну а что делать — пришлось быстро ехать на базу, грузить реагенты и посыпать.

23:48. Проезжаем поворот к д. Зацень. Идем по приборам. Видимость сильно снижена. По словам Сергея, иногда приходится ориентироваться по радиостанции. А остановиться — нельзя. Колонна идет, как-никак. А за машиной ГАИ еще автомобилисты, которым не терпится попасть домой.

00:03. Обращаем внимание, что кольцевая после полуночи по-прежнему вся освещена. Ни один фонарь не выключен, что практиковалось в последнее время регулярно. Электрики вошли в положение.

00:09. С ул. Полярной выворачивает фура. Останавливается в последний момент. «Профессионал понимает, — одобрительно кивает Сергей. — А вот легковым автомобилям, что называется, пару раз приходилось загружать снег в багажник. Я же не могу остановиться в один момент, тем более что колонна идет».

00:42. Поворот на пр. Независимости. В колонну неожиданно вклиниваются два легковых автомобиля. Они оказываются между первой и второй снегоуборочными машинами, а фактически — в ловушке. Первая машина, которая расчищает левую полосу, поднимает целый вал снега, пробиваться через густую пелену довольно опасно, к тому же есть риск врезаться в боковой отвал, которого не видно. Так и едут до развязки с Логойским трактом.

00:47. Мы опять на Логойской развязке. Все! Круг завершен. Но смотрим на дорогу... засыпанную снегом. Движемся на базу. Здесь быстрый осмотр техники и загрузка песком и солью. В каждую машину — по 10 тонн! А мастер уже снова связывается с ГАИ: «Нужно прикрытие для колонны спецтехники». И все заново...

...До утра техника сделала еще три круга. Общий пробег для каждого водителя составил более 250 км. Напоследок мы спросили у дорожников: «Вам не кажется, что все это сизифов труд?» Те переглянулись: «Если мы не будем убирать, то МКАД, а следом и город остановятся. Мы часто читаем форумы, знаем, что пишут недовольные водители. Но пусть они обратят внимание на обочину: если бы мы не убирали, то на дороге было бы то же самое».