Система взимания платы за проезд по трассам будет как в Польше. Комментарий австрийской компании

 
3425
07 февраля 2013 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Kapsch
Автор: Андрей Журов. Фото: Kapsch

С 1 июля не только трасса М1, а еще несколько белорусских дорог станут платными, но главное — изменится принцип взимания дорожных сборов. На границе, заправках и в объектах придорожного сервиса появятся специальные пункты регистрации. А в ближайшее время будет запущена широкомасштабная информационная кампания. При этом транзит в ближайшие годы только вырастет, прогнозируют в компании Kapsch, которая отвечает за внедрение новой для Беларуси системы. Нам удалось получить там подробный комментарий.

Создаваться национальная электронная система BelToll (так она правильно называется) будет в два этапа. В первый включена трасса М1 и некоторые отрезки вспомогательных дорог, а также дорога до Национального аэропорта "Минск" (М2). Общая протяженность — 824 км. Во второй этап включены дороги Минск — Гомель и Минск — Могилев. Общий объем инвестиций составит 267 млн евро.

Напомним, плата не будет взиматься с белорусов, а также россиян и казахстанцев (то есть с жителей стран, входящих в Таможенный союз). Однако это коснется иностранцев, а также водителей грузовых автомобилей, автобусов и микроавтобусов (общей массой более 3,5 т). Для легковушек 1 км проезда обойдется в 0,04 евро (около 470 рублей по нынешнему курсу Нацбанка), для грузовиков с общей массой более 3,5 т и четырьмя и более осями — 0,12 евро (примерно 1410 рублей по нынешнему курсу Нацбанка).

Заниматься внедрением системы будет австрийская компания Kapsch, поставщик интеллектуальных транспортных систем. Электронные системы сбора платы за проезд на основе ее технических решений используются в Австрии, Чехии, Польше, Италии, Франции, ЮАР, Аргентине и других странах. Компания ввела в пользование почти 70 млн бортовых устройств, оборудовано около 18 тыс. дорожных полос. Директор компании-оператора в Беларуси — ИООО «Капш Телематик Сервисиз» Виктор Танаевский ответил на несколько наших вопросов.

— Какова принципиальная схема работы системы? Каким образом можно оплатить проезд? Где можно взять бортовое устройство, о котором говорилось ранее? Придется ли его сдавать до пересечения белорусской границы?

— Принцип работы системы универсален для всех стран, где применяется подобное решение. Работа BelToll будет основана на технологии специализированной радиосвязи на коротких расстояниях. Система состоит из нескольких основных элементов. Над полотном дороги установят специальные металлические рамки — порталы сбора платы. Они оснащены приемопередатчиками, обеспечивающими обмен информацией с бортовым устройством, установленным в автомобиле.

Бортовое устройство — это небольшой прибор, который крепится под лобовым стеклом машины и позволяет пользоваться системой BelToll. Он питается от встроенной батареи, подключение к источнику питания не требуется. Всякий раз, когда автомобиль с таким устройством проезжает под порталом, взимается плата за проезд по определенному участку платной дороги. Звуковой сигнал сообщает водителю о совершении определенной операции. Сбор платы осуществляется автоматически, поэтому остановка или снижение скорости не требуются.

Бортовое устройство для легкового автомобиля

Такой прибор можно будет получить в пунктах обслуживания клиентов, которые появятся около пунктов пропуска на границе, на АЗС, вдоль трасс (полный список станет известен в конце весны). Правда, перед этим нужно зарегистрироваться в системе BelToll. Это можно будет сделать заранее на сайте www.beltoll.by или же в самом пункте. После регистрации водитель пополняет свой счет, исходя из того, сколько километров он планирует проехать. Можно сразу оплатить дорогу туда и обратно.

Пункты обслуживания клиентов будут оказывать следующие услуги:

  • регистрация пользователя и открытие пользовательского счета,
  • заключение договоров,
  • выдача бортовых устройств,
  • обслуживание и замена неисправных бортовых устройств,
  • прием бортовых устройств при возврате и т. п.

— Как будет исчисляться количество километров, которые проехала машина?

— Вся платная дорога условно будет поделена на сегменты. Информация о протяженности каждого строго определена. Проезд через определенный портал соответствует проезду по конкретному отрезку. Общее количество километров платной дороги, которое проехал автомобиль, рассчитывается путем сложения длин пройденных сегментов. На сайте системы будет работать калькулятор, который позволит рассчитать длину пути и размер оплаты.

— Как будут проинформированы пользователи дороги? Если дальнобойщиков можно предупредить через Минтранс, МИД и т. д., то как об этом узнают обычные туристы?

— Будет запущена широкомасштабная рекламная и информационная кампания как в Беларуси, так и в соседних странах. Наша цель — донести до максимально возможного количества пользователей информацию о том, что с 1 июля в Беларуси начнет действовать система электронного сбора платы за проезд BelToll. Информацию можно будет получить на пограничных пунктах пропуска, АЗС (особенно тех, что расположены возле границы), будет активно использоваться наружная реклама. А пункты обслуживания клиентов будут брендированы и заметны всем водителям.

— Не ожидаете ли вы возникновения заторов возле пунктов оплаты? Будут ли организованы отдельные очереди для тех, кому надо платить, а кому — нет?

— Чтобы минимизировать риск возникновения очередей в пунктах обслуживания, мы планируем провести широкомасштабную рекламную и информационную кампанию, ориентированную в первую очередь на крупные транспортные компании, владеющие значительными парками автомобилей.

Бортовое устройство для грузового автомобиля, микроавтобуса (общей массой более 3,5 т), автобуса

Повторюсь, пользователи дорог смогут зарегистрироваться в системе заранее на сайте www.beltoll.by, заполнив необходимые формы. Планируется, что такая возможность появится в конце весны 2013 года. Регистрация в системе сократит время, необходимое для оформления пакета документов.

Напомним, чтобы получить бортовое устройство и заключить договор, пользователям платных дорог или их уполномоченным представителям необходимо будет посетить один из пунктов обслуживания клиентов, где нужно предъявить оператору все необходимые для регистрации в системе документы.

— С какими сложностями столкнулись водители в других странах, где применяются аналогичные системы? Учитывается ли этот опыт?

— Начиная проект, мы учитывали опыт создания подобных систем в других странах, в частности в Польше и Чехии. С технологической точки зрения польская система аналогична белорусской, даже бортовые устройства одинаковые. Как свидетельствует наш опыт, сложности ожидаются лишь в первые месяцы функционирования системы — ведь ко всему новому нужно привыкнуть. Иногда может наблюдаться даже некоторое снижение грузопотока, но спустя 3—6 месяцев объем трафика возвращается на прежний уровень, а в дальнейшем начинает расти, поскольку к пользователям приходит понимание, что попытки найти объездные пути приводят только к лишней трате времени и средств на ремонт автотранспорта.