Возможно, и в вашем окружении есть люди, которые хотят попробовать все. Тогда вам будет проще понять меня. Вот не было у меня Renault. Теперь есть — могу поставить галочку и к этой теме больше не возвращаться. Не было никаких ожиданий — только практичный расчет. Прошлым летом мы собирались в путешествие тысяч на 10 километров, и стоимость переезда на машине (на тот момент у меня был бензиновый Honda Accord шестого поколения) нас не устраивала по расходам на топливо. Honda была хороша, и я вроде как неплохо ее продал. А тут как раз Renault Clio (третьего поколения) подвернулся за адекватные деньги.
За городом расход больше, чем в городе
Мой Clio возит в себе дизельный двигатель 1,5 DCI. Как о нем рассуждать, если никогда не было? Оки, пусть будет. Вы хотели экономную машину, таки вы ее получите.
Clio «ест» почти в два раза меньше Accord — 5—6 литров на сотню километров против стабильных 10. Любопытно, что на трассе (на скорости от 110 км/ч) начинает потреблять больше, чем в городе.
Но у меня к топливу и расходу отношение спокойное — есть внутреннее знание, что машину необходимо содержать, тратя деньги. Это выливается в то, что в бюджете авторасходы обычно стоят в числе первых. Поэтому на автомобиль уходит столько, сколько нужно. И ни счастья, ни разочарования это не приносит. Более того, с годами и машинами приходит уверенность, что все они стоят примерно одинаково (исключая откровенно плохие экземпляры, навязанные опытным продавцом наивному покупателю).
Снаружи лучше, чем внутри
Снаружи мне Clio нравится больше, чем внутри. При том, что и внешний дизайн, так скажем, «замылен». По крайней мере, даже я не смогу нарисовать свою машину на бумаге, по памяти.
По сравнению с Accord нравится то, что Clio повыше. Как уверенный самец, Renault может вскарабкаться на любую кучку снега. Я не задел пока ничего днищем машины: ни мусора, ни «лежащего полицейского», ни бордюра. Резина R15 195/65.
Сзади… Как-то ехал по кольцевой дороге и уперся в такую же Clio. Не смог сдержать улыбку, настолько не в своей роли она смотрится, кого-то опережая. Какой-то подростковый профиль, несуразная высота…
Внутри все хуже. У меня слезы, связанные с автомобилем, теперь наворачиваются по двум причинам: когда вспоминаю об отделке салона в Accord и когда — об автономном подогреве двигателя, который позволял садиться в теплую машину при любых морозах. Что мы имеем в Clio? Пластмасса, которой можно убить, какой-то родной «мафон», читающий только CD, и мультяшную панель приборов.
Настройки печки и кондиционер в Honda реализованы не намного симпатичнее.
Интересные параметры «стрекозы» под рулем. Взгляд цепляется за короткие рычаги, наводя на мысли о неудобстве. Но это обман, потому что они растут из «ушей». Зато очень удобная штука — «лепестки» управления музыкой.
Сидеть можно, обзор нормальный.
Как не разлить горячий кофе?
Подстаканники специфические. Если любите кофе из известного ресторана быстрого питания — держать вам его в руках. Возможно, реношники пьют кофе из низких эспрессо-стаканчиков или из рюмок. В эти колодцы стаканчик вставляется только под углом. Если стаканчик полон, то при наклоне вы с вероятностью в 90% напиток разольете. Возможно, если очень-очень аккуратно… Но я водитель, еду, кручу рулем, смотрю на знаки, а производитель заставляет меня аккуратно втискивать стаканчик на его законное место?
Короче, там я храню очки, жвачку, визитки и прочее барахло. Телефон удобно пристроился в кармашке между сиденьями. Вроде можно пользоваться.
Автоподъемники стекла — для лягушачьих лапок. У меня — руки, поэтому приходится выгибать кисть.
Прекрасны карманы в дверях — это мусорка.
Про цвет вставок разрешите умолчать. Я буквально недавно с ним смирился, поэтому не хочу теребить больное.
Багажник о'кейный!
Размер багажника нормальный, я не знаю, что к этому добавить. Может, я мало вожу корнеплодов и свинины, но во всех машинах мне багажника хватало в избытке. Уместнее эмоциональных оценок будет пример из практики. В течение двух недель того самого отпуска, ради которого я поменял автомобиль, мы ездили вчетвером (включая двух девушек, у которых вещей относительно немало) на море. Влезали все сумки, два чемодана, покупки там всякие… Всем хватило, хотя сначала хотели брать в аренду автобокс. Короче, багажник о'кейный.
Меня немного беспокоит запаска, которая крепится снизу… Пока не требовалась, но с трудом представляю, как ее доставать по грязи, в темноте, на морозе (ломается всегда не вовремя, поэтому прогнозирую самые мрачные варианты). Учитывая, что ключ лежит под ковриком внутри. Короче, если бы в путешествии что-нибудь случилось с колесом, я бы проклял французов.
За замену лампочки отдают по 500 тыс. рублей
По ремонту делаю все, что нужно делать в моей ситуации. В начале поменял комплект ГРМ. Каждые 10 тыс. км — масло. Не знаю, надо ли чаще или реже, но я с бензиновых времен запрограммирован на 10 тыс. км.
Перед зимой поменял топливный фильтр. Заправлялся зимой обычной или евросоляркой. Разницы не почувствовал, хотя не очень и прислушивался. Накануне сильных морозов на полный бак (55 литров) доливал 2—3 литра керосина. В минус 18 градусов по Цельсию (ниже температура вроде не опускалась) плоховато, но заводился. Грелся минут 15—20 и ехал. В дороге не замерзал ни мотор, ни я — печка работает, тело греется.
После давнего неудачного ремонта езжу к одному механику. Даже когда прошу сделать что-то по мелочи, легко заметить, что он не в большом восторге от возможного ремонта моей машины. Хотя я не заметил каких-то больших неудобств. Вроде с Clio все просто. Но неудобно, это правда. Поменять лампочку ближнего света? Подавай музыкальные пальцы или разбирай воздуховоды. Я играл на аккордеоне, поэтому одну лампочку поменял минут за 20, но не без неугодных в постное время слов.
Но потом перегорела вторая, и я езжу с одной, жду теплой погоды, потому что ковыряться вслепую, обжигая пальцы о холодный металл, я не хочу. По легенде, рассказанной моим механиком, водитель такой же Clio за замену лампочек отдал 500 тыс. на сервисе. Год назад я бы рассмеялся, а теперь пожал плечами. Все может быть.
Аккумулятор тоже не снять без лишних усилий. Я не знаю, почему инженеры-французы придумывают все эти лишние конструкции, но на самом деле неудобно.
Буквально через неделю после покупки под стекло повесили приглашение вступить в клуб любителей Clio. Я передаю ребятам привет и благодарю за приглашение, но, наверное, откажусь. Потому что с точки зрения механики этого автомобиля говорить просто не о чем — все сшито ладно и просто. А «тусить» на базе любви к машине — так у нас с ней любовь по расчету. Accord, надо отметить, вызывал куда больше эмоций…
130 км/ч — это ее предел
По вождению. На 110—120 можно разговаривать, без надрыва. На магистрали в Хорватии, когда жарило +40, нам очень хотелось побыстрее доехать, и я ехал даже 140 км/ч (± по правилам). Начало трясти, и мы нашли консенсус на 130 км/ч. Думаю, при хорошей дороге, резине, загрузке это ее предел.
За подвеску я ставлю Clio твердую пятерку. Потому что по ощущениям она едет намного мягче, чем ты того ожидаешь, — подвеска просто выше на класс всего остального.
По поводу мотора сказать ничего не могу. По субъективным впечатлениям, Clio едет быстрее, чем я ожидал. На СТО сказали, что двигатели шустрые, но из-за этого у моторов короткий ресурс. Верить этому или нет — решайте сами.
* * *
Подведу итог для тех, кто еще не составил свое впечатление о Clio третьего поколения. Нормальная, добротная машина. Не эталон красоты, не годится для съема, «рванья бэх» и прочих молодых и дерзких целей, в том числе по вхождению в повороты. Это просто автомобиль, который едет, разгоняется, тормозит и поворачивает. При этом старается делать это комфортно и дешево. В этом и есть сила Clio. Мне кажется, что в нашу небогатую и практичную жизнь такая машина может неплохо вписаться.
С правилами участия в конкурсе «Авто моё» и списком автомобилей, обзоры которых были ранее опубликованы или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь. Также напоминаем, что сейчас объявляется аналогичный конкурс для мотоциклистов (правила будут действовать те же, а призом послужит сертификат на покупку мотоэкипировки).