Во что Мингорисполкому выльется переименование МКАД в МУНД?

 
354
29 марта 2013 в 18:22
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by, MOnk_V, forum.onliner.by

Заявление гендиректора «Горремавтодора» Дениса Глинского о том, что с 8 февраля МКАД не существует и теперь называется Магистральной улицей непрерывного движения (МУНД), вызвало волну обсуждений среди минчан. Со сменой хозяина дороги автомобилисты ждали перемен в лучшую сторону (в организации движения, ремонте, предотвращении аварий), но никак не переименования. Многие отмечали неблагозвучность нового названия, особенно при склонении аббревиатуры. Вдобавок Мингорисполком может столкнуться с массой проблем — от установки новых указателей до исправления каждого упоминания уже несуществующей МКАД в документах. К тому же, как сообщили в Национальной академии наук Беларуси, название было дано в обход закона «О наименованиях географических объектов».

На данный момент о конкретных шагах по улучшению дороги не сообщается. Информация довольно размыта: «Выработан план действий, который одобрен Мингорисполкомом. Вроде бы удастся кое-где установить эффективное ограждение, а на двух развязках улучшат ориентирование». Не так давно была озвучена примерная сумма вложений — из городского бюджета хотят выделить минимум 90 млрд рублей. Но если кольцевая дорога станет МУНД, большие средства уйдут непосредственно на урегулирование конфликтов между старым и новым названиями.

Чуть ли не сразу после объявления нового имени кольцевой дороги, на форуме Onliner.by появился вопрос: «Выходит, все документы, в которых зафиксированы ДТП или нарушения на МКАД и которые оформлены после 8 февраля, недействительны? Как можно нарушить на дороге, которой уже нет?» Пользователь MOnk_V даже разместил постановление о наложении административного взыскания. «В тексте „подарка“, пришедшего по почте, указано: дата и время совершения — 16.02.2013 14:29,пишет форумчанин. — Место совершения — Минск, Центральный р-н, а/д МКАД 41 км. Помогите, пожалуйста, решить этот вопрос: как я мог совершить нарушение в месте, которого юридически нет?»

На поверхности лежат и другие проблемы: с ними столкнутся организации, официально зарегистрированные по адресу, в котором фигурирует аббревиатура МКАД. Всем им придется менять юридический адрес. Кроме того, необходимо будет переписать или исправить не один десяток документов, справочников, карт. В то же время, как уверяют в Национальной академии наук Беларуси, карты не спешат переписывать — название «Магистральная улица непрерывного движения» пока не имеет законного основания.

— До этого времени в НАН Беларуси никто не обращался с предложением (подчеркнем, не требованием или постановкой перед фактом. — Onliner.by) назвать МКАД Магистральной улицей непрерывного движения, — прокомментировал ситуацию Игорь Копылов, председатель Республиканской топонимической комиссии при НАН Беларуси. — А это обязаны сделать в соответствии с законом «О наименованиях географических объектов». Во-первых, словосочетание «магистральная улица» тавтологично — «масло масляное», — его использование некорректно. Во-вторых, раз уж назвали улицей, значит она, в соответствии с упомянутым законом, приобретает статус географического объекта. Согласно тому же документу, в нашей стране улицы должны называться на первом национальном языке — белорусском, а уже позже переводиться на второй — русский. Это правило должно отражаться и на указателях, то есть не МКАД, не МУНД, а МВБР (Магістральная вуліца бесперапыннага руху). При этом в законе прописано: аббревиатура не может стать названием улицы.

Из-за того что «Горремавтодор» не обратился в НАН Беларуси за консультацией, не был учтен и психолингвистический аспект: горожанам сложно будет привыкнуть к новому названию, абсолютно не похожему на старое (если это в целом когда-либо произойдет). С этой точки зрения вполне подходящим было бы название «улица Минская кольцевая дорога», если в «Горремавтодоре» так хотят подчеркнуть ее принадлежность городу.

Представитель НАН Беларуси также обратил внимание, что в случае переименования МКАД городские службы обязаны разместить новое название на указателях. Все таблички и щиты, на которых встречается надпись «МКАД», должны быть заменены. По данным Мингорисполкома за осень 2012 года, закупка и установка только одного дорожного знака обходится бюджету в 11—13 млн рублей. «Мне кажется, город не настолько богат, чтобы это осуществить, — высказал мнение Игорь Копылов. — Особенно когда повсюду говорят о годе бережливости. Переименование — это слишком затратное и неоправданное решение».

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by, MOnk_V, forum.onliner.by
ОБСУЖДЕНИЕ