Идет большая вода! Репортаж из эпицентра паводка

 
13 апреля 2013 в 17:05
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Вместе с волной тепла юг Беларуси накрыло водой. Вспоминая дождливую осень и снежную зиму, скептики рисуют мрачную картину: автомобильные дороги затопит, к деревням и дачам будет не подобраться, транспортное сообщение может быть нарушено. А сегодня еще и дождь зарядил. В оперативных сводках сообщается, что около двух десятков дорог и автомобильный мост оказались под водой. Но о каких участках речь, и такая ли уж критическая ситуация? Корреспонденты Onliner.by проехали по маршруту Гомель — Речица — Хойники — Мозырь — Калинковичи и увидели, как спасают трассы республиканского значения и кому действительно нужна помощь.

Гидрологи говорят: самая сложная обстановка сейчас в Петриковском и Мозырском районах, где интенсивно тает снег и вот-вот выйдет из берегов Припять. Именно оттуда сейчас передают фотокорреспонденты мировых агентств. Может сложиться впечатление, что повсеместно идет массовая эвакуация: местные жители на руках выносят поросят из подтопленных домов, а на лодках вывозят последний скарб. Но это не совсем так. Да, проблема есть. Но люди, уже привыкшие к ежегодным подтоплениям, отказываются уезжать, опасаясь мародеров. Максимум, на что согласны, — переночевать в соседней хате. «Мониторинг ведется. Если потребуется, местных жителей эвакуируют в считанные минуты», — говорят в МЧС.

Проблемы доставляют не только большие реки. Прямо в двух километрах от Гомеля тоже паводок. Причина — в том числе поднявшийся уровень реки Уза. Вот фраза из сводки: «В деревне Уза (Гомельский район) подтоплены дворы нескольких домов, частично — дорога». Но что это значит? Выезжаем на место. Возле асфальта бежит ручеек, покрытие дороги частично разрушено. Впрочем, это нисколько не повлияло на движение автомобилей (хоть дорога и местного значения, но трафик здесь активный, ходят маршрутные автобусы).

Воздух прогрелся до +15 градусов по Цельсию. Солнышко. Но наступившей весне здесь не рады. У обочины что-то оживленно обсуждает какая-то группа людей. Как оказалось, собралась целая комиссия по чрезвычайной ситуации, хотя назвать то, что мы увидели, ЧП язык как-то не поворачивается.

«Не туда смотрите, — говорит один из местных жителей, представившийся Александром Ивановичем. — У меня в огороде — целое озеро, погреб полон воды. Такого никогда не было!»

У его соседки похожая ситуация. Люди опасаются, что может подмыть фундамент.

«Проблема была спровоцирована еще во время возведения этих домов, — считает заместитель председателя Гомельского райисполкома Игорь Ермольчик. — Ведь строили прямо возле мелиоративного канала, который теперь переполнен — с трассы снег всю зиму сбрасывали в поле. Пришло время паводка, и талыми водами заливает низменные места. Через огород одного из жителей проложена труба, но ее, видимо, засыпали, и теперь вода пошла в обход. Просили помощи у одного из соседей, хотели проложить там трубу, чтобы организовать быстрый сток, но тот наотрез отказался, хотя у самого во дворе воды по щиколотку».

Решение коммунальной проблемы есть: выкопают канал через двор одного из местных жителей, чтобы вода могла уйти. Поскольку рядом проложен кабель, коммуникации, задействовали связистов, газовщиков. Дорогу обещают отремонтировать в ближайшие дни. Развернута целая спасательная операция.

В другом конце деревни прямо около автомобильного моста капризная речка Уза вышла из берегов. Где в обычное время поле, сейчас стоит вода. Проезжая часть сухая, а вот двор расположенного поблизости дома представляет собой сплошную лужу. До крыльца здания с высоким фундаментом (когда строили, явно знали о проблеме) вода не дошла. «Владельцы живут в Гомеле. А это их дача. Они в курсе, что дом подтопило, поэтому спокойно ждут в городе, когда паводок сойдет», — объясняет заместитель начальника Гомельского районного подразделения МЧС Максим Горустович.

В задачи спасателей входит мониторинг ситуации, но, повторимся, чрезвычайной ее пока не назовешь. Во всяком случае мы не увидели, что есть угроза чьей-то жизни или будет нарушено движение транспорта, а деревня окажется отрезанной от города.

«Хотя на днях, можно сказать, спасал человека, — показывает кровавые мозоли Максим Горустович. — Женщина привезла мужа-инвалида на дачу, которая расположена поблизости. А вода неожиданно стала прибывать. Когда семейная пара поняла, что не выберется, позвонила нам. Около полукилометра грузного мужчину пришлось тащить на руках. Хорошо, что помогли эвакуировать, иначе бы не вытянул».

Выезжаем на дорогу М10 (граница России — Гомель — Кобрин). По обе ее стороны поле подтоплено, но, как правило, профиль дороги расположен гораздо выше. Хуже будет, если сильным течением подмоет насыпь. Вообще-то подтопление такой оживленной трассы, соединяющей юго-запад и юго-восток Беларуси, можно смело называть ЧП. Но для этого нужно, чтобы, скажем, уровень воды в Днепре поднялся в несколько раз. Пока могучая река, хоть и вышла из берегов, не принесла бед автомобилистам.

А вот возле съезда на Речицу паводок вполне может отразиться на автомобильном движении. Вода вот-вот выйдет на проезжую часть. Рядом дежурит бульдозер. Вообще половодье всегда прогнозировать сложно, потому что одновременно складываются несколько факторов: подъем уровня воды в реках, таяние снега и осадки. Все понимают, что где-то подтопление может случиться, но назвать точное время довольно сложно, хотя хронические места известны. Этим и коварно весеннее половодье.

Сворачиваем на дорогу Речица — Хойники. Поля затоплены, снега практически нет. Здесь активно копают каналы вдоль проезжей части — арыки, как их называют в Средней Азии. Задействованы экскаваторы, бульдозеры. Кое-где тяжелую технику перевозят на МАЗах. Один из водителей рассказал нам, что за полдня раскопал канал длиной около 5 км.

Что-то похожее было сделано уже давным-давно во многих населенных пунктах области. Такова уже вынужденная необходимость Гомельщины. В деревне Новый Барсук (Речицкий район), например, в таких арыках мирно купаются утки. Местные жители говорят, что нынче в огородах вода стояла, но дома́, дороги, к счастью, не затопило.

«Ну а что ты хочешь, зимой на крыше метр снега был, — рассказал один из старожилов. — Такого давно не было, но вроде нас бог миловал».

А вот в соседней деревне Вышемир не обошлось. На окраине водой залиты дворы нескольких двухэтажных домов, улица была затоплена.

«За 27 лет, что живу здесь, такого не видела, — с отчаянием говорит пенсионерка Раиса Николаевна. Мы застали ее, когда она доставала из затопленного погреба картошку. — И сельсовет приходил, и коммунальщики приезжали. Говорят, за бочку воды девяносто тысяч рублей плати… Не знаю, что делать. Пропал огород, тут же кусты были».

По словам самих коммунальщиков, сейчас откачивать воду бессмысленно. Только вывезут, а через полчаса опять хлюпает под ногами. Почва перенасыщена влагой.

Кстати, одно наблюдение, которое мы сделали во время подготовки репортажа: в зоне подтопления оказываются постройки советских времен или недавно возведенные. Старые хаты, как правило, находятся на возвышенностях.

Проблема есть не только в отдаленных деревнях, но и в райцентрах. Жители Хойников, например, за прошлую неделю несколько раз звонили в МЧС: топит! На центральных улицах все хорошо, сухо, но стоит только свернуть в частный сектор…

Улица Комсомольская, где подтоплены несколько дворов. Грунтовая дорога размокла, представляет из себя жалкое зрелище. Машины оставляют на улице, во дворы не заехать.

Василий, хозяин одного из домов, выходит к нам в резиновых сапогах (здесь это повседневная обувь весной): «Вода стала прибывать неделю назад. Двор затоплен. Обращался за помощью несколько раз: воду коммунальщики за деньги откачали, а она снова прибыла. Копать канал смысла нет, потому что это самое низкое место. Остается только ждать. Ни пройти, ни проехать!»

В доме двое меленьких детей. Печку молодая семья топит практически все время, несмотря на теплую погоду. Иначе сразу же становится сыро. Под полом — вода, погреб безнадежно затоплен.

«Даже с коляской выехать не могу. А старший ребенок сразу в воду лезет, балуется, — жалуется хозяйка. И с тревогой спрашивает: — А вы не знаете, сколько дожди продлятся?»

Сейчас прогнозы синоптиков по Гомельской области ждут с большим волнением: осадки ох как некстати. Это только усугубит положение: гидрологи еще зимой обращали внимание на высоту снежного покрова.

Напротив дома Василия живет еще одна семья. Проблема у них та же. Дети чуть постарше, но от этого не легче.

Местные власти говорят, что председатель Гомельского облисполкома в курсе ситуации, проводил в Хойниках совещание, что семьям предлагали переселиться на время в общежитие. Но люди отказываются.

«А как же хозяйство, дома что ли бросить? — спрашивают жители улицы. — Так разворуют же, вернемся в пустые хаты».

Выезжаем на еще одну местную дорогу, соединяющую Хойники и Калинковичи. В одном месте талые воды с горки стекают прямо на проезжую часть. На дороге образовалась лужа, есть риск аквапланирования, но о перекрытии речи пока не идет. Хорошо, что ночью уже устойчивый плюс, иначе все бы превратилось в сплошной лед.

Самая капризная река весной — Припять. Это известный факт. Кто живет рядом, уже привык — топит деревни, они оказываются отрезанными от цивилизации. В этот раз проблема с дачными кооперативами в Мозырском районе. Рядом трасса с высокой насыпью. А местный проезд, расположенный в низине, оказался под толщей воды. На свой страх и риск несколько дачников решили проехать на автомобилях. И пожалели!

«Вода прибывает очень быстро, — рассказал мужчина, который на руках выносил жену и ребенка. — Там, где два часа назад воды было по щиколотку, теперь по колено. А всего-то хотели посмотреть, как тут дела».

Его сосед тоже решил проверить, что происходит на даче. Как раз застали его переобувающимся из резиновых сапог в цивильную обувь. Говорит, добирался до своего домика буквально вплавь.

«Воды было по самые окна. Я даже во дворе расставил сети для рыб. Один карась попался», — грустно усмехается он.

С трудом выбравшись из грязи, мы уехали, оставив позади Мозырь, Калинковичи, Бобруйск. Везде заметны следы паводка, обочины дорог кое-где подтоплены. Но во время репортажа у нас не сложилось ощущения какого-то состояния бедствия. Весеннее половодье приносит в первую очередь коммунальную проблему, но не автомобильную, и пока пессимистические прогнозы не сбываются. Впрочем, синоптики говорят: все еще впереди, паводок на юге Беларуси продлится еще как минимум две недели.