«Белстат»: по вине пьяных водителей в 2013-м совершено всего 5,5% учетных аварий

 
8398
26 апреля 2013 в 7:45
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by

Есть в обществе такой стереотип: пьяные водители — главная причина бед на дорогах. На то, чтобы остановить нетрезвых автомобилистов, тратятся огромные ресурсы. Сотрудники ГАИ нацелены на задержание именно таких участников дорожного движения, в СМИ подобная информация подается в духе победных реляций с последующим осуждением обществом. Но в реальности это не главная проблема: судя по данным «Белстата», в абсолютном большинстве случаев учетные аварии совершают трезвые.

Вот какие цифры обнародовал Национальный статистический комитет: за первый квартал 2013-го совершено 702 ДТП с пострадавшими и погибшими (для сравнения: за тот же период прошлого года — 969), жертвами стали 147 человек (171), травмы получил 701 (1053). Из этих учетных аварий только 30 совершены по вине пьяных водителей.

Борьба с нетрезвыми на дорогах — это своего рода ответ обществу на обвинения в бездействии. Как же ничего не делаем? Всегда есть ответ: вот задержано столько-то пьяных, предотвращены трагедии. Общество безоговорочно одобряет подобные действия ГАИ. И это правильно — такие водители должны быть остановлены, что в принципе не обсуждается.

Однако вот какие интересные данные в Европе, где с безопасностью дорожного движения гораздо лучше, чем у нас: там тоже совершаются «пьяные» аварии — их около 10—15% от общего числа. То есть в процентном соотношении даже больше, чем в Беларуси! Наркологи, дорожная полиция, эксперты по безопасности дорожного движения сходятся во мнении — свести к нулю такие ДТП невозможно, хотя стремиться, конечно, надо.

Дело в том, что в Европе, особенно в скандинавских странах, купить алкоголь довольно проблематично — он дорогой и продается в специализированных магазинах в определенное время. Это существенно облегчает задачу дорожной полиции. У нас же водку и пиво можно приобрести даже на заправках!

То есть задача для ГАИ многократно усложнена, инспекторы огромное количество времени тратят на обнаружение и задержание пьяных водителей из-за неэффективных методик. А в это время на соседней улице каждый день люди переходят вне положенного места, проезжают на красный или совершают опасные обгоны. Из-за 5% асоциальных граждан не предотвращаются 95% других аварий: не решаются принципиальные вопросы с организацией дорожного движения, эффективным контролем скорости не из-под куста, устранением конфликта «пешеход — водитель» и т. д.