С тягой к прекрасному на Апеннинском полуострове все в порядке: музыка, мода и кухня давно служат мировым эталоном стиля, а местную архитектуру традиционно называют музыкой, застывшей в камне. А легендарные итальянские марки автомобилей! Одни названия чего стоят — Alfa Romeo, Maserati, Ferrari, Lamborghini. Кстати, именно так правильно — «Ламборгини»! Итальянцы обижаются, когда говорят «Ламборджини». Корреспондент Onliner.by побывал в музее этого производителя.
История Lamborghini занимательна: сначала компания производила тракторы, но потом решила удивить не только фермеров, но и весь мир. Получилось. Всю историю компании — вернее, ее продукты, развивающие скорость за 300 км/ч, — можно найти в деревушке Sant’Agata Bolognese. В 30 километрах от Болоньи находятся «конюшни» одного из мировых производителей суперкаров.
Завод и офисы — слева. «Стекляшка» музея — справа. Посередине грустно собирает капли первого весеннего дождя белый и невозмутимый Lamborghini Gallardo. Этот спорткар — одна из самых массовых моделей. Выпущено более 3 тысяч единиц. Название переводится с испанского как «храбрый и мужественный». Все объяснимо: символом итальянского автозавода является бык, а Gallardo — порода боевых быков.
Пожалуй, правы те, кто говорит, что Lamborghini — одни из самых мощных, дорогих и эксклюзивных автомобилей. А через зеркальное стекло музея на тебя уже смотрят другие легенды. Идем внутрь.
Слева — касса. Вход — 13 евро. Дети до 12 лет в сопровождении родителей — бесплатно. Для организованных групп — 10 евро с носа. А за 40 евро можно посетить и музей и фабрику, но не в этот день. А посмотреть на 100% ручную сборку, такую редкую в наше время, очень хотелось. Гиды и экскурсоводы в музее не предусмотрены. В спину предупреждение: смотреть можно только глазами, руками ничего не трогать!
Музей — из двух этажей. На первом встречают раритеты, с которых и началась история итальянской марки. После Второй мировой войны Ферруччо Ламборгини вернулся в родную деревню и начал переделывать военную технику для нужд сельского хозяйства. Дело пошло. И итальянец основал компанию Lamborghini Trattori. В то время на всю Европу уже гремела слава Ferrari, да и Ламборгини был поклонником «Скудерии». Говорят, толчком к созданию производства скоростных суперкаров стал в 1962 году конфликт с Энцо Феррари.
У Ферруччо была Ferrari 365 GT, но он был недоволен постоянными проблемами со сцеплением. Приехал Ламборгини к старику Энцо с конструктивным предложением по устранению неполадки. На что Феррари довольно резко ответил ему, чтобы он оставил его в покое, не мешал заниматься спортивными автомобилями и возвращался бы к своим тракторам. После этого разговора обиженный Ламборгини приехал домой, выпил стаканчик вина (или граппы?) и в тот же день продал свой Ferrari.
Уже через год в Италии появилась новая автомобильная марка Lamborghini, а с заводского конвейера сошла первая модель Lamborghini 350 GTV. Чтобы окончательно добить старика Энцо, Ферруччо украсил эмблему разъяренным быком, намного превосходившим по агрессивности символ Ferrari. Кто в итоге выиграл, а кто проиграл? Да, в принципе, никто не проиграл, а выиграли все!
Выставку открывает тот самый первый серийный автомобиль в истории марки — красный Lamborghini 350 GT 1964 года. Это — доработанный прототип Lamborghini 350 GTV 1963 года, который имел убирающиеся фары. «Старичок», которому почти полвека, был очень резвым для своего времени и разгонялся до 240 км/ч.
Рядом — Lamborghini 400 GT. Этот аппарат уже мог развить 250 км/ч. За два года выпустили 247 таких автомобилей. В 60-е завод Lamborghini выпустил еще три модели — Islero, Espada и Miura. Названия традиционны — кличка боевого быка, шпага тореадора и название ранчо.
Самая легендарная из «шестидесяток» — Miura. Это был поистине первый суперкар, и деньги на его производство пошли от продажи «четырeхсотки». Выпуск Miura принес Ламборгини всемирную славу. Она разгонялась от 0 до 100 км/ч за 5,7 секунды, а максимальная скорость была выше 270 км/ч. И это в конце 60-х годов прошлого века! Стоила машина достаточно дорого для того времени — $20 тыс.
Модель Miura постоянно дорабатывали — окончательно в двигателе получили прописку 385 «лошадей». Последние 50 автомобилей выпустили с самоблокирующимся дифференциалом. А коробку передач оборудовали независимой системой смазки, отдельной от двигателя. Но Ферруччо не унимался — впереди были 70-е. Кстати, в музее есть и концепткар Miura, выпущенный в 2006 году.
В 1970-м Lamborghini решила перепроектировать модель Islero для соответствия требованиям США по безопасности. На этой же машине появились дополнительные опции — гидроусилитель руля и коробка-«автомат».
Спорткар Urraco позиционировался как доступная многим альтернатива модели Miura и аналог моделей-конкурентов Ferrari Dino и Porsche 911. Двигатель усовершенствовали — двойной верхний распределительный вал (DOHC) и цепная передача.
А в следующем 1971 году Ламборгини снова удивил мир. Свет увидел прототип новой модели — Lamborghini Countach, хотя сам автомобиль начал производиться только тремя годами позже. Новая мода — вертикально открывающиеся двери, задние воздухозаборники и мощный 4-литровый двигатель. Ярко-зелeный Countach — первая машина, побившая порог скорости в 300 км/ч. Это была уже революция, и Ферруччо ещe раз доказал всем, что может производить не только тракторы.
Однако в 1972-м компания пережила серьезный кризис — был сорван контракт на поставку крупной партии тракторов в Южную Америку. Недостаток средств вынудил Ферруччо продать часть своей доли тракторного производства, которая была куплена компанией Fiat. В конечном счете все тракторное производство перешло под владение Same Deutz-Fahr Group, которая и выпускает тракторы Lamborghini по сегодняшний день.
Успешные продажи Countach в 70-х еще поддерживали компанию на плаву, и все автомобильное производство стало прибыльным. Но Ламборгини все-таки продал свою долю швейцарским инвесторам.
Нефтяной кризис 70-х повлиял на продажи спортивных автомобилей — объемы резко упали. У Ламборгини начались финансовые проблемы: поставки запчастей были сорваны, заказы на машины были сформированы на два года вперед, но покупатели были весьма недовольны таким сроком ожидания.
Как результат, в 1978 году компания объявила себя банкротом. Итальянский суд продал ее братьям Мимрам из Швейцарии, а вскоре хозяином стал Chrysler. Но в 1994-м корпорация из-за финансовых трудностей продала Lamborghini инвестиционной группе Megatech из Индонезии. За год до этого в возрасте 76 лет умер Ферруччо Ламборгини. Но азиатской компания Lamborghini была недолго — четыре года. В 1998 году ее купила Audi AG, дочерняя контора Volkswagen.
Немцы продолжили творить — делать суперкары. Заодно и сделали этот самый новый музей. Раньше экспонаты располагались где-то на задворках «конюшен». Экспозиция впечатляет, и кажется, что на втором этаже музея тебя уже ничего удивить не может. Но там еще круче.
Легендарный Lamborghini Diablo, который многие из нас впервые увидели на фантиках жвачки Turbo… Его выпускали с 1991-го по 2001 год, и он пришел на смену модели Countach. Цифры говорят сами за себя: объем двигателя — 6 литров, максимальная скорость — 335 км/ч.
На смену Diablo пришел Murcielago — так захотел новый владелец. Это самый массовый 12-цилиндровый Lamborghini за всю историю компании — с конвейера сошло 4099 экземпляров. Видимо, по причине особого уважения один из них прикреплен к стене.
Посреди зала стоит невероятно футуристичный Lamborghini Reventon 2009 года, от которого просто невозможно оторвать взгляд. Поразительное волшебство линий и очертаний кузова! Модель Reventon создана всего в 20 экземплярах. Первый — в музее, под серийным номером 00/20. Одна машина — 1 млн евро.
Концептуальный родстер Gallardo Concept S 2005 года удивляет отсутствием крыши и ярко выраженным лобовым стеклом. Ощущение, что у машины — два огромных глаза. Что-то из «Звездных войн».
Не менее удивляет еще один Gallardo — в полицейской раскраске. 24 октября 2008 года состоялась официальная передача новейших спортивных автомобилей, оборудованных специально для нужд полиции. В салоне — система видеонаблюдения с камерой, позволяющей фиксировать все правонарушения. Эта машина — реально действующая, и два экземпляра успешно работают в Риме и Болонье.
С 2011 года Lamborghini начала выпускать модели Aventador и Sesto Elementо, но их в музее нет. Как и 750-сильного полноприводного Veneno, который будет выпущен сверхмалой партией в 3 экземпляра. Купить этот среднемоторный дорожный суперкар уже невозможно — все планируемые к выпуску машины раскуплены.
Среди всей экспозиции музея грозным видом выделяется внедорожник Lamborghini LM 002. Сперва даже удивляешься, что делает этот «желтый слон» в итальянской посудной лавке. Единственный серийный внедорожник компании впервые представили на автосалоне в Брюсселе в 1986 году. Выпустили 301 джип. Кстати, именно на таком гонял Саша Белый в «Бригаде». На таком, к слову, неплохо было бы заниматься и перевозкой топлива в страны ЕС — бак вмещает 290 литров. Правда, мотор от Countach «прожорлив» — расход 27 л/100 км. Но разве это преграда для обладателей и настоящих ценителей легендарной марки Lamborghini?