Холодные и снежные зимы, не лучшее качество дорог и частые поездки за город сделали вседорожники очень популярными в Беларуси. Кроссоверы, «паркетники», SUV… называйте как хотите, но автомобилей данного сегмента становится на наших улицах все больше. Onliner.by пообщался с преподавателем московского подразделения Land Rover Experience Игорем Губарем, который к тому же является автором многих маршрутов Land Rover Expeditions. Он уже приезжал в Беларусь на зимний тест нового Range Rover и летний Land Rover Experience для покупателей британских внедорожников.
— Расскажите, как вы пришли в школу внедорожной езды Land Rover?
— Фактически, с 1996 года я — автомобильный журналист. Вся моя деятельность связана в основном с внедорожниками и с бездорожьем. В 2001-м пригласили в Москву, где тружусь до сих пор и в печатных изданиях, и на телевидении. Участие в проекте Land Rover Experience — это интересный эксперимент. По идее, я должен был стать первым журналистом, получившим в 2008 году диплом инструктора прямо в «академии» Land Rover Experience в Великобритании. Главной целью отправивших меня туда была большая статья, ну а я просто не мог отказаться от уникальной возможности. По возвращении в Россию был приглашен в Московский центр LRE, где получил основательный практический опыт инструкторской работы. После того как Land Rover появился в Беларуси официально, с удовольствием приезжаю и сюда.
На самом деле школа внедорожной езды универсальна и подходит не только для Land Rover. В свое время я прошел аналогичные курсы с Jeep Academy. И сделал вывод, что за исключением некоторых технических деталей, которые связаны с конкретными автомобилями, все одинаково. Я знаю, что и Volkswagen делает подобные курсы для Touareg и полноприводных Multivan. Везде используются те же самые приемы управления. Я лично занимался организацией небольших курсов для владельцев «Нив» и Chevrolet Niva. И оказалось, что некоторые приемы идеально подходят и для российских внедорожников.
— Получается, у владельцев многих внедорожников есть доступ к специализирующимся на конкретной марке курсам?
— В целом, курсов off-road (самодеятельных и официальных) не так уж и мало, но я с уверенностью могу сказать, что столь масштабной школы внедорожного вождения, как Land Rover Experience, в мире нет ни у кого. Особенно в России. В данном направлении здесь только-только начинает активничать Jeep. Ну и Volkswagen, продажи которого просто огромны. Кстати, владельцам Touareg очень полезно овладеть навыками правильной езды по бездорожью. Машина, мягко говоря, не самая выносливая и не самая прочная, поэтому уметь управлять ей в любых условиях — это важно. Стоило бы подтянуться и японцам. Скажем, Toyota Prado или Land Cruiser сейчас довольно насыщенны технологиями, помогающими справиться с бездорожьем, а обучение тонкостям обращения со всеми этими Terrain Response, Crawl Control и подобными составляет порядочную часть курса.
— Многие знают вас как организатора экспедиций в самые разные уголки нашей планеты. Обязательно ли иметь внедорожник для дальних путешествий?
— О путешествиях на автомобилях вообще можно говорить вечно. И совсем не обязательно покупать для поездок специально подготовленный внедорожник. Более того, в некоторых случаях внедорожник и вовсе не нужен, как бы странно это ни звучало. Хотя лучше, конечно, ехать хотя бы на кроссовере, имея какой-то запас по проходимости. Вдруг захочется свернуть с асфальта! Современные «паркетники» хороши и на дороге, и на среднем бездорожье, уровня разбитого проселка. Взять тот же Evoque. Машина отменно управляется и имеет хорошую проходимость (особенно если не жалеть пластика). Да не нужно далеко ходить — Renault Duster! За такие деньги он имеет впечатляющий уровень проходимости и достойную управляемость.
Хотя, повторюсь, совсем не обязательно иметь внедорожник. У меня был опыт путешествий на родстере Mazda MX-5. И я доехал на нем от Москвы до Хакасии и предгорьев Саян, поднялся вдоль Енисея до Красноярска и завернул в Минск! Есть такой город и в Сибири, кстати… Да, я, бывало, царапал днище о кочки на лесных дорогах. Иногда приходилось заезжать в такие лужи, что порожки были под водой. Тем не менее мы доехали. По большому счету любая машина подходит для любых путешествий. Я вообще считаю, что чем проще автомобиль — тем интереснее может быть поездка. Вспомните Renault 4L Trophy, где на 40-летних «старушках» преодолевают тысячи километров. А ралли «Плимут-Дакар», где нельзя участвовать на машине, которая стоит дороже 300 фунтов… Вот это — приключения!
— Что из себя представляет Land Rover Expeditions?
— Land Rover Expeditions — это глобальный проект Land Rover. Он связан с экспедициями в места, которые так или иначе способны подчеркнуть достоинства автомобилей этой марки. Поездки бывают и в пустыни, и в горы, и в болота… Мы начали делать этот проект в 2011 году, существенно расширив предложенные рамки. Если британцы делали один маршрут в год, то московский Land Rover открывает минимум четыре маршрута за границами России и еще несколько в пределах страны и ближайшего зарубежья. Каждый тур был задуман как этап программы Школы. Скажем, Намибия с самыми высокими в мире дюнами, страна сотен бродов Исландия, в которую я влюбился раз и навсегда, Америка с ее Диким Западом, скалами Моаб, Долиной Смерти и Route 66… Или, к примеру, совершенно неожиданный тур в Ирландию. Не самая популярная у туроператоров, но крайне интересная страна с изобилием замков и почти полным отсутствием бездорожья, где нам пришлось арендовать военный полигон, чтобы вкусить местной грязи.
— Какой из этих туров самый длинный?
— В Штатах. Он длится 10 дней и проходит через большое количество городов, от Лос-Анджелеса через Лас-Вегас до (почти) Аспена, сквозь пустыни и горы, по дамбе Гувера и Долине Антилоп. Ежедневные пробеги иногда составляют по 800 км, из которых на дороги общего пользования приходится лишь 200. Получается, что за рулем находишься почти день, с остановками на достопримечательности.
— Какова примерная стоимость такой поездки?
— Могу сказать, что тур в Америку стоит где-то $10 тыс. Без перелета. Для того чтобы попасть в эту экспедицию, не обязательно владеть машиной Land Rover. Правда, сейчас очень много желающих именно на этот тур, поэтому иногда даже бывает конкурс в несколько человек на одно место.
— Как вы относитесь к небольшим частным школам внедорожного вождения?
— У нас часто подобные школы открывают спортсмены-любители. Они организовывают «покатушки» и приглашают всех желающих научиться правильной езде. Здесь часто действует очень простая формула: на всех этих «покатушках» человек учится на собственных ошибках. Элементарный здравый смысл подсказывает, что на ошибках ты учишься ошибаться. Понять, что ты делаешь неправильно, — очень непросто. Только когда ты начнешь делать правильно под контролем инструктора, разбирающегося в нюансах процесса и имеющего опыт преподавания, ты научишься не ошибаться.
К тому же в Land Rover Experience все занятия проходят на машинах, принадлежащих компании, на специальном полигоне. Иногда у меня спрашивают: «А можно я попробую на своей?» Я стараюсь отговорить... Обычно мы такое не практикуем. Всякое может случиться, а мы ответственны за своих учеников. Вообще, важно понимать, что в Land Rover Experience учат не столько преодолению бездорожья, сколько безопасной езде по пересеченной местности. Именно безопасность занимает у нас первое место в приоритетной пирамиде, которая выглядит так: на первом месте — человек (экипаж и люди, которые нас окружают), на втором — окружающая среда, на третьем — автомобиль. То есть можно все, если под угрозой жизнь или здоровье человека. Но выбирая маршрут, я лучше проеду лишние 20 км, чем сломаю несколько живых деревьев.
— Где берет свое начало история Land Rover Experience?
— Понятно, что Land Rover Experience — проводник британских традиций. И обучение «заточено» под эту страну. Много времени уделяется подъемам и спускам, а колея едва ли не вскользь. Про болота и вовсе ни слова… Здесь важно помнить, как вообще развивался бренд. Исторически Land Rover — это автомобиль для фермеров. И лишь потом уже служебный, военный и т. д. В отличие от того же Jeep, который изначально был военным, а потом стал игрушкой для офицеров запаса и только после этого превратился в том числе в универсальную машину и для фермеров, и для почтальонов, и для домохозяек. У всех внедорожников примерно одинаковая история, а вот настоящее отличается. Взять тот же Mercedes G-Class. В серию пошел по заказу арабского шейха, а попробуйте найти араба, который ездит по пустыне на «Гелендвагене». Он скорее выберет Patrol, Land Rover или Land Cruiser. Зато встретить Land Rover в центральной Америке почти невозможно. Да и в Австралии тоже придется поискать.
— То есть в некоторых странах нет Land Rover?
— Есть такое условное понятие — «страна определенных марок». В Беларуси, например, рынок внедорожников до недавнего времени был представлен в основном Mitsubishi, Nissan и Jeep, не считая Opel. Сейчас все чаще встречаются Toyota и Land Rover. Хотя в наше время ситуация с внедорожниками в Беларуси совершенно дикая. Смешно, но в России сегодня иногда можно купить внедорожник дешевле, чем у вас. Да и найти в приличном состоянии подержанную машину в Беларуси непросто.
В этом смысле интересно наблюдать за белорусскими энтузиастами off-road. Внедорожное движение держится на энтузиастах и местных умельцах. Бизнеса соответствующего почти нет. Ребята пытаются, делают что-то методом проб и ошибок. Но часто видно, что им просто не хватает денег или хороших подержанных экземпляров на рынке.
— Какие советы вы могли бы дать тем, кто выбирает подержанный внедорожник?
— Если не брать в расчет вопросы вроде: «А какой внедорожник самый лучший?» — то можно подойти наукообразно… Я классифицирую внедорожники на четыре типа. Первый — надежные и выносливые. Это Toyota Land Cruiser (не Prado), Mercedes G-Class и Nissan Patrol. Хотя у последнего иногда есть сложности с выносливостью ряда узлов. Второй — надежные и невыносливые. Это остальные японские внедорожники. Тот же Mitsubishi Pajero, Toyota Prado или Nissan Terrano. Очень надежные машины. Но трофи могут не пережить просто физически. Третий — ненадежные и выносливые. К этому классу я бы отнес Jeep и Land Rover, УАЗ. Машины этих производителей выдерживают колоссальные нагрузки, но у них есть свои проблемы с надежностью. Ну и четвертый класс — ненадежные и невыносливые. Таких автомобилей, к счастью, не очень много, и их беда чаще в бестолковых владельцах.
Что касается выбора конкретной марки и машины... Когда определите сумму, с которой вы готовы расстаться, отнимите от нее 10% на «послепокупочную» доработку и посмотрите на улицу. Вот у меня друг спрашивает: «Хочу купить себе Range Rover второго поколения. Стоит брать?» Я ему отвечаю: «Ты посмотри на ценовую категорию этой машины. Это где-то $17—18 тыс. за экземпляр 2000—2001 годов. А теперь посмотри на улицы той же Москвы, да и Минска, собственно. Какие машины за $17 тыс. ездят по дорогам? Ты не увидишь почти ни одного Range Rover II! Ну может, и встретится один за несколько дней. Discovery, Terrano? Тоже очень мало. Может, попадется пару Toyota Prado. И мы поймем, что чаще других внедорожников в этой ценовой категории встречается Jeep Grand Cherokee WJ. Делаем вывод — машина ремонтопригодна и недорога в обслуживании. Кроме Jeep в Москве часто можно встретить Mitsubishi Pajero за эти деньги». Хотя я, конечно, за Land Rover!
Однако самое главное при покупке машины — это чтобы она просто нравилась. И чтобы ее можно было легко продать, разумеется. Покупка любого автомобиля не имеет значения, если потом ты не можешь его продать полгода. А вот предугадать, на что пойдет мода через несколько лет, очень трудно. Может, людям придется по вкусу именно Discovery 4, на котором комфортно едешь по любой дороге, в отличие от того же Jeep, где руль сам по себе, колеса сами себе и болтает, как в телеге...
А вообще, за машинами нужно просто следить. Я еще не видел у вас в Беларуси дизельного автомобиля, чтобы он жутко не дымил. И качество топлива, полагаю, здесь не всегда виновато. Это мне напоминает историю о пневматической подвеске Range Rover, которая, по мнению многих, крайне ненадежна, все время ломается и вообще жуткая вещь. Однажды, во время работы на ТВ, я в прямом эфире попросил позвонить мне владельца Range Rover, который после бездорожья просто моет свою подвеску. Загоняет на мойку, поднимает на уровень off-road и говорит мойщику: «Пробейте „керхером“ баллоны и рычаги, пожалуйста!» Ни одного звонка за час эфира. Никто даже не думает об этом. Нет, один звонок был, человек спросил, что я имею в виду под мытьем подвески… Англичане очень удивляются, когда им говорят, что многие у нас считают Land Rover ненадежной машиной. Но послушайте, почему тогда больше 80% выпущенных для британского рынка автомобилей этой марки до сих пор на ходу?!
Есть такая интересная история. Когда предыдущий глава Land Rover приехал в Россию на местное мероприятие любителей марки, он посмотрел на все это и сказал: «Так, в России гарантию на подвеску снять. На трансмиссию снять. Россияне не умеют ездить по бездорожью. Срочно организовать курсы Land Rover Experience в этой стране!» И это мы-то не умеем ездить по бездорожью? Мы, кто уже сотню лет ездит едва ли не исключительно по бездорожью? Как Россия никогда не станет цивилизованной страной, так здесь никогда не закончится бездорожье. А ведь действительно не умеем! У нас работает правило «газ в пол, пока не застряну», а любимым комментарием к роликам на YouTube стала фраза: «Да я и не по такому бездорожью на батиной „девятке“ рулил!» И невдомек бедняге, что просто не надо там на «девятке» рулить. И не будет она «ломучая» и ненадежная…
— Какие у вас есть рекомендации для любителей путешествовать на внедорожниках?
— В первую очередь я не рекомендую путешествовать в одиночку. А уезжая, следует ставить в известность как можно больше народу и не забывать о мобильной связи (деньги на счет, зарядка...). Еще стоит помнить «правило трех»: вас могут убить три секунды паники, три минуты без кислорода, три часа в некомфортной температуре, три дня без воды и три недели без еды. Таким образом, для того чтобы избежать главного — паники, важно понимать, куда вы направляетесь, что вы там увидите и что будете делать, если что-то пойдет не по плану... Англичане называют такой подход Respect the environment. Дословно перевести сложно, но получается что-то вроде нашего «Будь готов!» Хорошо, когда в машине есть запас воды и еды, особенно воды. Не помешает собственноручно уложенная аптечка, дополненная правильными лекарствами (скажем, противошоковым набором), хороший крепкий нож, складная лопатка, буксирный трос, пару мотков крепкой веревки, кружка или котелок и пара таблеток сухого спирта, спички и зажигалка, блестящее «космическое одеяло», рабочие перчатки и минимальный набор инструмента. В лесу может понадобиться банальная пила. У кого из вас она лежит в багажнике, даже складная?
Нужно рассчитывать на то, что в некоторых случаях вам придется покинуть машину и идти пешком. Совсем недавно произошел трагический случай, когда у одного украинского спортсмена-рейдовика на тренировке в пустыне сломалась машина. Он пошел искать помощь. И умер от обезвоживания в тот же день. У нас, конечно, не пустыня, но Хавьер этой зимой, полагаю, многих кое-чему научил… Бросьте в багажник бутылку воды и пару батончиков мюсли. «Сникерсы» лучше не брать — растают. Моток прочного монтажного скотча. Топорик. Все это не помешает. Есть, правда, одна загвоздка. Подготовка к экстремальным ситуациям может перерасти в хобби, то есть несколько утратить признаки здравого смысла. У меня, скажем, машина забита так, что я могу где угодно остановиться и прожить там неделю фактически без проблем. А так, к «зомби-апокалипсису» мы готовы!