Эксперимент Onliner.by: насколько увеличивается расход топлива при открытых окнах?

 
03 сентября 2013 в 17:41
Автор: Денис Логунович. Фото: Влад Борисевич
Автор: Денис Логунович. Фото: Влад Борисевич

Из опережающего нас Opel Zafira можно было заметить три удивленных взгляда. Даже водитель слегка отвлекся от дороги и, поравнявшись с Ford Focus, на секунд 10 повернул голову в нашу сторону. Да, не каждый пасмурный вечер встретишь на МКАД автомобиль со всеми открытыми окнами и двумя странными мужчинами в салоне, одетыми по-февральски. Знали бы эти люди из Opel, что мы проезжаем кольцевую уже по четвертому кругу! И все ради одного — узнать, как открытые окна в машине влияют на расход топлива.

Ни для кого не секрет, что открытые окна нарушают задуманную производителем аэродинамику кузова автомобиля и это приводит к увеличению расхода топлива. Также все знают, что почти у всех машин кондиционер и климат-контроль тоже повышают «аппетит» двигателя. На современных автомобилях потребление топлива кондиционером измерить очень просто — достаточно посмотреть на бортовом компьютере, сколько литров в час заведенная машина расходует с выключенным кондиционером и с включенным. Как правило, активация охлаждения или обогрева салона добавляет дополнительные 0,5 литра топлива в час. Но эксперты рекомендуют в жаркую погоду в дальних поездках использовать именно кондиционер, а не открытые окна, т. к. последние добавляют к расходу гораздо больше. Проверим!

Есть только один способ узнать, на сколько процентов повышается расход топлива при открытых окнах — проехать один и тот же участок дороги с разными положениями окон и замерить, сколько литров бензина было потрачено. Для чистоты эксперимента мы решили заправиться «до краев» на одной из АЗС, расположенной на МКАД, проехать кольцевую дважды (с включенным круиз-контролем) и на той же заправке вновь залить полный бак (на той же колонке). Так мы точно (до сотых литра!) узнаем, сколько машина израсходовала на преодоление 112 км (два раза по МКАД). Потом нам нужно будет проделать эту же операцию с четырьмя открытыми окнами и замерить расход в таком режиме.

На МКАД мы выехали вечером в субботу, когда машин на дороге не так много и можно спокойно передвигаться на круиз-контроле. В качестве автомобиля для эксперимента белорусский дилер Ford выдал нам Focus c 1-литровым EcoBoost. Отлично, заодно проверим расход этого 3-цилиндрового турбомоторчика.

 

С закрытыми окнами

Сразу посоветовал фотографу одеться потеплее, т. к. прогноз погоды не сулил нам комфортную поездку на расстояние более чем 100 км в машине со всеми открытыми окнами. Выехав на кольцевую, заехали на первую попавшуюся АЗС и до «отсечки» заполнили 55-литровый бак Focus 95-м бензином. Прямо на заправке мы обнулили одометр и показатели среднего расхода топлива (проверим его погрешность). Закрыли все окна, выключили климат-контроль и двинулись в путь.

Как мы и предполагали, МКАД оказалась полупустой. Выставили на круиз-контроле 95 км/ч, заняли правую полосу и принялись с фотографом обсуждать тему социального неравенства в Мозамбике. Первые километров 10 бортовой компьютер показывал средний расход почти 6 литров на сотню. Потом цифра активно начала снижаться, и когда мы проехали один круг, средний расход варьировался вокруг 5 литров.

Завершая второй виток по МКАД, заезжаем на ту же заправку. На панели приборов — 4,9 литра на сотню. Одометр показывает 112,7 км. Подъезжаем на третью колонку, где час назад мы заправили полный бак, вставляем пистолет. «До отсечки, на третью, пожалуйста», — протягиваю деньги кассиру. «Уже успели спалить?» — интересуется тот. «Да, мы любим погонять», — отшучиваюсь и ухожу смотреть, сколько литров потратили на 112,7 км.

Отсечка сработала на отметке 5,42 литра. Подсчетами займемся позже, а сейчас самое время выпить горячего чая и съесть пару хот-догов, ведь ближайший час мы будем мерзнуть в машине с открытыми окнами на скорости 95 км/ч при температуре около 14 градусов и легком дожде. На парковке АЗС вновь обнулили одометр и показатель среднего расхода и двинулись на уже почти родную кольцевую.

 

С открытыми окнами

Уже с первого километра было понятно, что расход будет выше — бортовой компьютер информировал, что двигатель расходует почти 8 литров на сотню. Позже эта цифра, конечно же, снизилась. Двигаемся на круиз-контроле со скоростью 95 км/ч. Так же, как в первый раз. Спустя 30 км я подумал, что лучше прервать эксперимент, проехать только один раз вокруг Минска. Потом все цифры просто умножить на два. Дело в том, что мы решили не использовать печку (для «чистоты» цифр) и в салоне было действительно очень холодно. После 50 минут езды с открытыми окнами я уже не чувствовал рук (фотограф хотя бы мог спрятать их в карманы). Удовольствия от второй поездки мы, мягко говоря, не получили, но все же преодолели заветные 112,7 км.

Подъезжаем к третьей колонке «нашей» заправки и вставляем пистолет. Бортовой компьютер информирует, что расход у нас составил 5,8 литра на сотню. «До отсечки на третью», — говорю улыбающемуся кассиру, который интересуется: «У вас там что, гонки по кольцевой?» Пистолет отщелкнул, когда в бак залилось 6,46 литра бензина. Берем в руки калькулятор, едем на парковку.

 

Считаем

Для начала посчитаем расход топлива с закрытыми окнами. Делим 112,7 на 5,42 и получаем 20,79 — столько километров мы проезжаем на одном литре бензина. Теперь делим 100 на 20,79 и получаем расход — 4,81 литра на 100 км. Компьютер показывал 4,9 литра на сотню. Теперь аналогичным способом считаем расход автомобиля с открытыми окнами. Итог — 5,73 литра на 100 км (компьютер показывал 5,8 литра). В нашем случае открытые окна увеличили расход Ford Focus 1,0 EcoBoost на 0,92 литра на 100 км. Это вдвое больше, чем потребляет кондиционер. Конечно, на машинах с большим расходом цифры будут иные, но отопительные системы в среднем расходуют топливо примерно одинаково. Наш эксперимент показал, что открытые окна (все четыре) в автомобиле увеличивают расход (при 95 км/ч) более чем на 19%. Не так уж и мало, если вы едете за несколько сотен километров.

 

Ford Focus 1,0 EcoBoost

Главным героем эксперимента был Ford Focus третьего поколения в кузове хетчбэк. Машина оборудована 1-литровым бензиновым турбодвигателем с тремя цилиндрами (125 л. с.) и 6-ступенчатой «механикой» (АКП для 1,0 EcoBoost недоступна). Комплектация Titanium c кучей дополнительных опций, среди которых — мощная аудиосистема Sony c девятью динамиками, обогрев лобового стекла и форсунок омывателей, функция Follow me home, «провожающая» вас ближним светом, датчики дождя и света, дополнительная подсветка салона и др. Стоимость такого автомобиля — $31 355.

Разгон машины до сотни занимает 11,3 секунды. По ощущениям — гораздо быстрее. В очередной раз поразился, каким тяговитым может быть мотор столь малого объема. Недаром этот 3-цилиндровый агрегат получил кучу наград, среди которых «Лучший двигатель года». По настройкам ходовой части Focus близок к Golf. Часто кажется, что «трансляция» качества дороги в салоне слишком подробная. К педальному узлу привык очень быстро, а вот ход рычага КПП мог бы быть поменьше.

В салоне спереди — раздолье! Руль и сиденья регулируются в огромном диапазоне. Сел «сам за собой» (186 см) — тесно! Очень мало места для коленей. Пересел еще раз на переднее сиденье (может, слишком сильно отодвинул водительское кресло назад?). Нет, все нормально. После бюджетных «выстрелов» Nissan Almera, Citroen C-Elysse и Skoda Rapid, в которых сзади можно закидывать ногу на ногу, не ожидал упереться коленями в водительское кресло в Focus. Объем багажника варьируется от 277 до 1062 литров.

Выражаем благодарность автоцентру «Атлант-М Боровая Ford»
за предоставленный для эксперимента автомобиль