Tesla Model S: растаможить, застраховать, поставить на учет, пройти техосмотр

 
461
05 апреля 2014 в 9:59
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич, Аркадий Соболев

Регистрация в Беларуси первой Tesla Model S на самом деле оказалась не такой простой задачей, как можно подумать. Предстояло пройти юридическую подготовку, оформить целый пакет документов, растаможить и застраховать автомобиль. И это стало нетривиальной процедурой, ведь речь шла не о привычном двигателе внутреннего сгорания, к объему которого «привязано» буквально все — от растаможки до обязательной страховки. В первой публикации цикла рассказываем об оформлении электромобиля в нашей стране.

Растаможка

После прибытия автомобиля первым делом его предстояло растаможить. Предоставлялся обычный для таких случаев пакет документов, но сразу возник вопрос: по какой ставке? Привычных «кубиков» нет. Но не будем забывать, что на этот случай есть оговорка про таможенную стоимость. Касается ли это нас?

Мы вспомнили, что еще в конце прошлого года было объявлено: с 1 февраля 2014-го отменят 19-процентную таможенную пошлину на все автомобили без двигателя внутреннего сгорания в Таможенном союзе. Такие условия будут действовать до 31 декабря 2015 года.

Выяснять условия, связавшись с таможенниками, стали еще до прибытия Tesla Model S в Беларусь. Это было разумно! Поскольку декларантов мы явно озадачили вопросом: «Нужно пройти процедуру таможенной очистки для электромобиля. Чего ждать?» Потом был сделан запрос в Государственный таможенный комитет, поступили пояснения. В итоге нас обрадовали: действительно для юридических лиц действует общая процедура, то есть 0%.

Но это не значит, что на таможне ничего не пришлось платить. Необходимо было внести €50 сборов и 20% от таможенной стоимости в качестве налога на добавленную стоимость.

Если бы таможенную очистку проходил электромобиль, ввозимый физлицом, то ситуация была бы другой. Ставка тоже нулевая, сбор составляет всего €10, но предстояло бы оплатить 54% от таможенной стоимости машины. Так нам пояснили на таможне: это и есть «расплата» за отсутствие «кубиков». Тут, конечно, возникает вопрос: если последняя сумма не пошлина, тогда что? В общем, ситуация крайне неоднозначная. В любом случае для юрлиц условия получаются более выгодными, чем для обычных автомобилистов.

Предстояло также оплатить утилизационный сбор, который рассчитывается у нас в российских рублях. Вообще-то, он составляет 20 тыс., но для электромобиля действует ставка 0,86. То есть за Tesla Model S пришлось перевести 17 200 российских рублей (чуть меньше $500). Интересно, кто и как будет утилизировать батарею? И знакомы ли специалисты с рекомендациями завода-изготовителя?

Страховка

— Нужно застраховать автомобиль с электродвигателем, — этот вопрос поставил в тупик страхового агента.

Та сразу кому-то бросилась звонить: «Тут такая ситуация…» В какой-то момент показалось: а вдруг автомобиль вообще не застрахуют, мол, не положено. Тогда как быть? После некоторых консультаций агент все же стала оформлять страховку. В свидетельстве она указала тип «А4», а в качестве объема двигателя — 3500. Хотя это, понятное дело, некорректно.

Объяснения были такими: это временная мера, поскольку по действующему законодательству страховщики обязаны отталкиваться от объема двигателя. Выход придумали такой — сопоставляют мощность электромобиля с мощностью двигателя внутреннего сгорания и получают объем. Оказалось, что у Tesla Model S, если бы автомобиль был оснащен ДВС, по мнению страховой компании, объем составлял бы 3,5 литра. Вот такой курьез.

По нашим сведениям, к 1 июля страховое законодательство претерпит изменения, и интересы владельцев гибридных машин, а также электромобилей будут учтены. «Это не первый электромобиль, зарегистрированный в Беларуси (мы знаем достоверно об одном поставленном на учет в Беларуси Nissan Leaf), в предыдущих случаях действовали аналогичным образом», — дополнили страховщики.

Постановка на учет в ГАИ

По большому счету сотрудникам ГАИ все равно, что будет установлено под капотом, а в случае с Tesla — между задних колес. Они попросили предоставить: справку-счет, заявление о постановке на учет, декларацию о товаре, документ об уплате утилизационного сбора, «автогражданку» и квитанцию за регистрацию.

А потом стали живо интересоваться: «А как она подзаряжается? Сколько времени? Какие ощущения от езды? Звук есть?» Забегая немного вперед, скажем, что этим вопросам эксплуатации будет посвящена целая статья.

Некоторой интригой все же было то, к какому типу кузова отнесут Tesla Model S. Предсказуемо электромобиль был определен как хетчбэк. Аналогичная ситуация, кстати, с Porsche Panamera.

Техосмотр

Нужно было пройти еще одну формальность. Но с ней как раз никаких казусов быть не могло, поскольку техосмотр на новые автомобили проставляется автоматически. Хотя было бы интересно, искали бы на диагностической станции выхлопную трубу или нет? А что бы указали в диагностической карте?

Перед этим была уплачена госпошлина. Автомобиль попадает в категорию от 2 до 3 тонн. Для юрлиц — 9 б. в. в год. А поскольку техосмотр для автомобилей младше 10 лет надо проходить раз в два года, то предстояло оплатить 18 б. в. (2 700 000 рублей).

— Какая марка? — лишь поинтересовался сотрудник «Белтехосмотра».

— Tesla, — в этот момент очередь оживилась.

— Какая-какая? — специалист явно был озадачен.

— Tesla Model S.

Повисло молчание. Сотрудник стал искать что-то в базе. Но потом молча выдал документы. На этом оформление закончилось. Все! Теперь Tesla Model S — зарегистрированное по всем требованиям Беларуси транспортное средство, и можно приступать к полноценному тестированию на белорусских дорогах.

Ранее публиковалось:

обзор об истории создания автомобиля и особенностях его конструкции;

— В Беларуси зарегистрирована первая Tesla Model S.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич, Аркадий Соболев
ОБСУЖДЕНИЕ