Болельщики в основном едут на автобусах, а не на частных машинах. Репортаж из центра BelToll

 
26 291
14 мая 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Перед чемпионатом мира очень многое сделали для развития транспортной инфраструктуры, особенно в Минске. Главный аргумент был таким: а как болельщики будут добираться до спортивных арен! Первые дни показали, что машин с иностранными номерами в городе не так уж много, как ожидалось. По оценкам BelToll, в основном болельщики едут на чемпионат мира на автобусах, реже — на собственных автомобилях. Корреспонденты Onliner.by увидели, как освобождают от платы машины, попавшие под «льготы», а заодно задали несколько вопросов о развитии системы платных дорог.

Центр проверки происшествий системы BelToll. Сюда приходит информация о нарушениях порядка оплаты, зафиксированных системой. Принцип работы не изменился. По-прежнему круглосуточно семь дней в неделю операторы обрабатывают все подозрительные случаи. Как и раньше, используется сложная система перепроверки, в частности принцип «четырех глаз». Точно так же факты нарушений передаются транспортной инспекции для разбирательства: если автомобиль зарегистрирован в Беларуси, то отправляется письмо с уведомлением, с иностранцами же разбираются на дороге.

Теперь есть одно «но». Из списка подозрительных исключают все транспортные средства с технически допустимой полной массой не более 3,5 тонны (далее по тексту имеется в виду именно эта формулировка). С 25 апреля по 31 мая в связи с чемпионатом мира по хоккею и Годом гостеприимства они освобождены от платы за проезд по белорусским дорогам. Причем не важно — купил ты билет в «Минск-Арену» или же едешь транзитом в Россию. Не имеет также значения, где зарегистрирована такая машина, — хоть в Аргентине.

— Коллеги, есть ли у кого-нибудь зафиксированный факт проезда иностранного автомобиля с технически допустимой полной массой не более 3,5 тонны? — спрашивает начальник управления контроля оплат ИООО «Капш Телематик Сервисиз» Алексей Лобанов.

Сразу несколько сотрудников поднимают руку. «Да, поток легковушек через Беларусь немаленький, — признает оператор системы BelToll. И добавляет: — Однако прирост в связи с чемпионатом невелик. Есть увеличение числа автомобилей с латвийскими, польскими, литовскими, финскими номерами. Но, повторимся, их доля незначительна».

Вот и сейчас показательный пример. На мониторе — микроавтобус Mercedes с молдавскими номерами. Бортовое устройство не установлено. В обычное время было бы создано нарушение, информацию передали бы сотрудникам транспортной инспекции и от водителя потребовали бы плату в увеличенном размере (читай — штраф).

Но закон есть закон: автомобиль имеет массу менее 3,5 тонны, а значит, освобожден от платы. Клик мышки, и он исключается из списка. Хотя очевидно, что вряд ли водитель машины и пассажиры направляются на хоккей.

— Все подобные случаи идентифицируются как подозрительные и поступают в центр для проверки даже сейчас, — объясняет Алексей Лобанов. — В систему внесены технические изменения, позволяющие идентифицировать такие транспортные средства как освобожденные от оплаты. Дальше вы все видели: по законодательству ни оператор BelToll, ни сотрудник транспортной инспекции в этом случае с 25 апреля по 31 мая не имеют права создавать происшествие.

В BelToll особенно подчеркивают: система в данный момент настроена так, что ни одно нарушение с такими автомобилями не доходит до транспортной инспекции. Как в авиации, основного пилота дублирует автоматика. Здесь то же самое: базы данных перепроверяют человека и наоборот.

— Хорошо. А если у машины (массой менее 3,5 тонны) уже установлено бортовое устройство? Допустим, человек часто ездит через Беларусь и забыл его снять, — моделируем вполне реальную ситуацию.

— Такой вариант тоже продуман. При проезде под станцией сбора оплаты транзакция будет произведена, бортовое устройство выдаст соответствующее звуковое оповещение. Но списания средств не произойдет. Стоимость транзакции — ноль рублей.

По словам специалистов BelToll, некоторая активность болельщиков на дорогах все же заметна — с конца апреля увеличилось число автобусов из Словакии, Польши, Латвии, Финляндии. Причем как рейсовых, так и заказных. Как раз за эту категорию транспортных средств (массой более 3,5 тонны) платить нужно. Об этом предупреждают консультанты на границе.

— В 10 пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза по 21 мая будут работать консультанты. Они оказывают информационную помощь. Пограничная служба к ним очень лояльна. Поэтому они встречают водителей транспортных средств с массой менее 3,5 тонны прямо возле шлагбаума на въезде в Беларусь, — рассказывает Сергей Бурый, менеджер по маркетингу и связям с общественностью компании Kapsch. — Используют паузу во время проверки документов и вручают нашу информационную листовку (их раздали уже более 10 тыс. штук). Устно обращают внимание на две важные вещи: на освобождение от оплаты с 25 апреля по 31 мая и на возвращение к прежним условиям с 1 июня.

Болельщикам специально дали неделю после окончания чемпионата, чтобы они спокойно, не спеша могли уехать домой. Но после нуля часов 1 июня на белорусские дороги возвращаются старые правила. За проезд по платным участкам трасс на иностранных автомобилях (зарегистрированных за пределами Таможенного союза) — с массой менее или более 3,5 тонны — придется платить. Водитель должен будет взять в залог бортовое устройство и заключить договор в пункте обслуживания.

— На парковках возле «Минск-Арены» и «Чижовка-Арена» сейчас также работают консультанты BelToll, которые, увидев машину с иностранными номерами, под дворником размещают листовку с предупреждением, — продолжает Сергей Бурый. — Кстати, многие водители-иностранцы признаются консультантам, что уже в курсе особенностей работы BelToll во время чемпионата и после. Это означает, что они были охвачены нашим вниманием. На подъезде к границе с Беларусью в Украине, Польше, Литве, Латвии установлены билборды с информацией на разных языках (украинском, польском, литовском, латышском), а в пунктах пропуска размещены вот такие антивандальные стенды с листовками и картами.

Нарушений, впрочем, сейчас регистрируется гораздо меньше, чем в августе 2013-го. Число таких фактов снизилось в 10 раз! По оценкам оператора, около половины нарушителей — водители автомобилей, имеющих массу не более 3,5 тонны. Большая часть из них — украинцы.

Вообще, за время работы BelToll был собран большой массив информации: например, какие машины и по каким дорогам чаще ездят. Подтвердилось, в частности, очевидное: самая загруженная трасса из платных в Беларуси — это М1 (хотя ей далеко до МКАД). Это если брать дорогу в целом. С точки зрения интенсивности корректно говорить об отдельных сегментах трасс, на которых агрегируется трафик. В этом отношении, к примеру, выделяется участок дороги М2 от Минска до Кургана Славы.

По оценкам специалистов, альтернативными путями (а таковой, как мы выяснили во время репортажа, у участка трассы М1 от Бреста до Минска есть) пользуются мало. В сфере логистики сейчас высокая конкуренция, и перевозчикам важнее время и проезд по прямому участку, а не возможность сэкономить на оплате проезда.

— Когда дорога Минск — Гомель станет платной? — мы не могли не задать вопрос, который волнует в особенности водителей-профессионалов.

— Скажем так: решение о расширении системы принимается на уровне правительства, и стороны используют механизмы инвестиционного договора, позволяющие выполнить такие работы в согласованные сроки, — говорит Алексей Лобанов. — Технически особых сложностей по масштабированию системы нет.

Алексей Лобанов

Тоже осторожно в Kapsch комментируют и возможность развития сети платных дорог. По идее, после обязательного этапа реконструкции таковыми могут стать все трассы с индексом «М», в том числе будущая МКАД-2. Известно, что после гомельской дороги запланирована реконструкция гродненской трассы, потом — витебской. Оператор системы BelToll утверждает: технически это возможно при условии, что соответствующее решение будет принято заинтересованными сторонами.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by