Fiat Tempra SW, или 90 бодреньких осликов

 
24 мая 2014 в 9:30
Источник: Elemental, forum.onliner.by. Фото: Elemental, forum.onliner.by
Источник: Elemental, forum.onliner.by. Фото: Elemental, forum.onliner.by

Первый взгляд на этот автомобиль будущего владельца поверг в смятение: салон засыпан семечками и песком, двигатель весь в пыли, передние амортизаторы болтаются в «стаканах». А когда на машине решили проехаться, настало время молиться. Но опытный автомеханик зашипел на ухо: «Бери и не думай, тачка — огонь». Чем обернулась покупка Fiat Tempra, читайте в сегодняшней публикации в рубрике «Авто моё».

До этого были Volkswagen, BMW и Peugeot

Предвидя причитания, «троллинг», охи и ахи любителей Audi, Volkswagen и BMW, хочу рассказать предысторию покупки. До Fiat довелось мне владеть многими машинами, в числе которых были Volkswagen (Passat B5) и BMW (530 Е39). Volkswagen был просто надежной бездушной скамейкой с рулем, отлично подходил для ежедневной эксплуатации, но совершенно не радовал душу, а о цене для его года выпуска вообще молчу... BMW же был идеален, однако, кроме острых ощущений и удовольствия, вызывал еще и слезы, когда дело доходило до заправки и ремонта, потому менее чем через полгода был продан.

Взвесив все «за» и «против», решено было приобрести недорогой и резвый автомобиль с умеренным аппетитом. Сначала купил Peugeot 306 GT, который оказался удивительно темпераментным и шустрым автомобилем, несмотря на все мои опасения. Спустя несколько лет решил сделать Peugeot автомобилем выходного дня, а для работы приобрести машину побольше и подешевле. Начав поиски «рабочей лошадки», был удивлен, насколько белорусский рынок завален металлоломом по цене нормального автомобиля, и все «не биты, не крашены»...

Плюнув на принципы, в выборе стал руководствоваться не любовью к какой-то марке или модели, а состоянием авто, ремонтопригодностью (имеем опыт с BMW) и его ценой. На Volkswagen Passat и Audi даже не смотрел — при бюджете в $2500 там ничего «живого» не купить: либо цены астрономические для таких «ведер», либо возрастом старше меня и ушатаны до состояния автозапчастей. Несколько раз ездил смотреть «японцев» — та же картина, что и с «немцами», правда, двигатели получше сохранились. А потом случайно наткнулся на объявление о продаже Fiat Tempra SW 1994 года выпуска. Оказалось совсем недалеко, можно сказать, «на районе», и цена показалась адекватной. Но ведь это Fiat! Посомневался, но все же решился.

Спустя час поехал смотреть. То, что я увидел, меня ужаснуло. Машина дико грязная, салон засыпан семечками и песком, двигатель весь в пыли, передние амортизаторы болтаются в «стаканах», так как попросту прогнили крепления. В объявлении про это ни слова и фотографии приличные. Хозяин, увидев мое лицо, тут же сбросил цену с $2500 до $2000, заявив, мол, ошибочка вышла в ценнике, а что грязная — так просто не мыл ее годик и даже не закрывал (замки в дверях просто забились песком и закисли), кому ж она нужна-то, а так машинка как «часики», нормальный «бульбавоз», отмоешь — не пожалеешь. Завели, послушали, проехались (когда разогналась, даже молиться начал, думал, развалится на ходу и нам однозначно хана). Прикинув, чем грозит приобретение такого авто, почувствовал недомогание, однако товарищ, работающий автомехаником, зашипел на ухо: «Бери и не думай, тачка — огонь». Если честно, было страшно покупать это, но положился на опыт бывалого человека. Ударили по рукам, и на следующее утро я стал обладателем Fiat.

Разгон для своих лет бодренький

Что же мы получили за $2000? Двигатель объемом 1,6 литра с моноинжектором Bosch мощностью в 90 л. с. Работает как часы, бывший хозяин не обманул. В устройстве он чуть сложнее ВАЗовского, да и по цене запчастей далеко не ушел. Качество удивило: машине двадцать лет, но нигде не «сопливит», и компрессия в норме. Коробка пятиступенчатая, механическая, ход рычага как у «Жигулей», большой и не слишком четкий, но привыкаешь быстро. На низах тяга у двигателя отличная (в солидную горку без газа на первой передаче бежит резво), разгон для своих лет бодренький — 13 секунд до сотни, но до 40 км/ч выстреливает не хуже, чем Peugeot 306 GT. Кому-то покажется мало, но ведь это универсал и трудяга, причем в возрасте. Отстающим в городском потоке себя не чувствуешь. Максимальную скорость не измерял, по мне, так 110 км/ч едет — и хватит, чай, дороги у нас не для быстрой езды.

Кузов оцинкован, конечно, не настолько хорошо, как в Audi или Peugeot. В итоге две дырочки в районе запаски. А так днище крепкое и блестит, как тазик. Задние крылья и крышка багажника — пластиковые, гнить там нечему. Явно были биты передок и задняя левая дверь: вытянули хорошо, а покраска дрянная, видно невооруженным глазом.

Салон в Tempra довольно интересен: с одной стороны, необычный, можно сказать, даже неординарный по дизайну, а с другой — хорошая эргономика, на сиденьях и обивке дверей прекрасный велюр, панель с soft-touch покрытием (которое дико облезает). Эффективный и простой в управлении климат-контроль, автогидрокорректор фар (!), ABS, передние сиденья с лифтом, подлокотниками и массой регулировок, родная сигнализация, заводская акустика Pioneer (весьма недурного звучания), а вот подсветка приборов лампочкой сверху (это при том, что с 1989 года ставились полностью электронные панели вместе с бортовым компьютером) и стеклоподъемники механические. Воистину — машина контрастов.

Приборы читаются легко, ничего лишнего на них нет. Несмотря на электропривод индикаторов, во время езды по неровностям стрелки начинают «дрожать и прыгать». Подсветка подведена даже к подрулевым переключателям, выглядит в темноте дорого и солидно, жаль, что только в темноте. Кнопок вообще минимум, все управляется на 99% из-под руля, отдельно вынесены только клавиша активации противотуманок и управление климат-контролем. Нареканий к его работе нет, дует сильно, температуру выравнивает быстро.

Посадка очень высокая, как в минивэне, сидишь высоко, смотришь далеко, и… ноги затекают через час езды даже на минимальной высоте сиденья, так как подушка глубокая. Водителю с длинными ногами будет тяжеловато, руль по вылету не регулируется, и приходится тянуть руки вперед. Зато пассажирам раздолье, особенно сзади. Сиденья большие и мягкие, места для ног там очень много, я, например, при своем росте в два метра спокойно сажусь сам за собой, не упираясь коленками в спинку переднего сиденья, — чудеса. Есть обдув ног (спрятан под сиденьем) и лица задних пассажиров, связанный с общим климат-контролем. Предусмотрены ремни безопасности для всех трех задних пассажиров.

Багажник не сказать, что огромен, но сиденья трансформируются, и можно получить ровный пол до передних пассажиров. В боковых стенках лючки — можно положить инструмент и всякие мелочи. Под полом багажника расположилась докатка, но влезает и полноразмерное колесо или мешок картошки. Сама крышка багажника состоит из двух частей: нижней и верхней. Можно спокойно грузить длинномер, закрыв при этом основную крышку, — несомненный плюс перед остальными европейскими универсалами того времени.

Через пару дней предложили продать за $2800

Первым делом поменял переднюю подвеску сразу на новую. Обошлась вместе с работой в $300. А далее решил заняться ремонтом сам. Руки вроде прямые, желание есть, а остальное Google подскажет. Начал с салона: отмыл его от грязи — ушло два литра «Винета» и литр «Ковроля».

Результат превзошел ожидания: сиденья, несмотря на первоначальную загрязненность, сохранились просто отлично, равно как и обивка дверей. Хуже пришлось с отмыванием мовили, которую хозяин намазал куда только руки дотянулись. Починил «визжащий» моторчик печки и выставил зазоры на кузове. Почистил двигатель, подварил и обработал дырочки в днище, установил подкрылки. Съездил на мойку и… не поверил глазам: передо мной стоял совсем другой автомобиль.

Решил проехаться по трассе, разогнался до 90 км/ч и понял, что машина вообще неуправляемая. Она буквально рыскала по дороге, хотя подвеска новая и развал-схождение сделаны. «Козлит» как будто на «Газели», по ямкам — ажно пломбы готовы выпасть, а рев стоит в салоне такой, будто это «Запорожец». Сразу пришло на ум, что это не авто, а «бешеная табуретка». Сначала даже расстроился, поговорил с соседями по гаражу. Те подошли, осмотрели шины и сунули колеса от «Жигулей», посоветовав поставить и проехаться. Поставил, проехался и понял, что вся проблема в резине, которая стояла ранее (спереди летняя 185/75 R14, сзади зимняя 185/60 R14). Нет, тряска не пропала, но управляемость стала не хуже, чем у Passat, и шум от покрышек стал тише.

Назавтра махнул в фирменный магазин «Белшины» и приобрел новые покрышки Artmotion Бел-254, вышло дешево, и машина ведет себя на дороге хорошо. С причиной шума разобрался в тот же день — оказалось, прошлый хозяин снял с авто всю заводскую шумоизоляцию, чтобы промазать днище изнутри мовилью, а новую не положил (вместо нее оказались домотканые половики). В качестве альтернативы использовал нефольгированный ИЗОЛ десятку в два слоя. Он дышит и не собирает влагу, а значит, и ржавчины не будет. Проклеил, поставил на место обивку и получил вместо 104 Дб всего 70 Дб. Теперь в салоне можно спокойно говорить на скорости в 100 км/ч. На все работы ушло около $400. Спустя пару дней подошли перекупщики и предложили отдать ее за $2800. Но от продажи я отказался — как-то жалко стало. После завершения всех работ поехал на техосмотр. Боялся, что не пройду, ведь машинке сколько годков, да и я не сильный спец, чтобы ее до идеала довести, однако всё прошел с первого раза, даже механики со станции удивились: чтобы Fiat да без проблем…

Что могу сказать про Tempra сегодня? Машина вызывает двоякие чувства. По двигателю и кузову проблем нет вообще, там и ломаться нечему. Можно половину датчиков обрезать или отключить, и все равно будет ехать. Электрика не глючит и не коротит, я заранее обработал все провода датчиков и разъемы специальным спреем-герметиком. Управляемость, несмотря на жесткость подвески и знаменитую устойчивость данной модели авто, просто отвратительная, даже на скорости нужно солидно ворочать рулем, чтобы перестроиться. Педаль тормоза очень мягкая и информативная, как в BMW, а вот акселератор, наоборот, тугой и с коротким ходом — с непривычки машина норовит «шлифануть».

При пустом салоне поездка превращается в пытку: машина подпрыгивает на «волне» асфальта высоко и опасно, поэтому приходится ехать до 90 км/ч. При загруженном багажнике или хотя бы паре пассажиров все кардинально меняется в лучшую сторону. Картошки влезает 15 мешков, и зад особо не проседает — те, кто живет «на районе» или работает на машине, оценят по достоинству такую вместительность. Бензин ест только АИ-95, на 92-м тоже едет, но вяло и неохотно. Расход поражает: по городу — 9—10 литров (если «давить тапку», то и все 13), по трассе — 6—7 литров в зависимости от загрузки…

Конечно, предложи мне выбор между Tempra и Passat B3 в таком же состоянии и за те же деньги, выбрал бы Passat, но если такого выбора нет и бюджет маловат, то Fiat Tempra — достойная альтернатива с высокой практичностью и солидной комплектацией. На вид приличная карета, правда, внутри скрывается пусть и надежная, но бешеная тележка, запряженная не рысаками, а девятью десятками бодреньких осликов, исправно тянущих ее.

...Прежде чем сделать выводы и написать комментарии, задайте себе вопрос: какой должна быть машина для работы? И зацените котейку Сёму, ему Tempra явно по душе.

Мы по-прежнему ждем ваших обзоров. Обращаем внимание на изменение правил конкурса. С ними, а также со списком автомобилей и мотоциклов, обзоры которых были опубликованы ранее или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.

Больше автомобилей — на «Автобарахолке»!