В Европе ездить по городу на велосипеде или скутере — значит быть как рыба в воде. Водители там уже давно привыкли к медлительным «двухколесникам», и увидеть на Елисейских полях (проспект Независимости по-парижски) в крайнем левом ряду скутер можно с такой же вероятностью, как Passat B5 на парковке возле «Гиппо». Минские же улицы еще не готовы принять толпы скутеристов. Корреспондент Onliner.by оставил на три дня свою машину и ездил по всем делам исключительно на скутере, чтобы выяснить, с какими проблемами сталкиваются водители подобного транспорта в белорусской столице.
— Вы когда-нибудь ездили на скутере? — встретили меня в «Минск-Мото».
— Нет. Но, думаю, справлюсь. На машине езжу уже много лет.
— Не так все просто… Ладно, давайте паспорт, пойду подготовлю документы. А вы пока потренируйтесь.
Действительно, до этого дня я ни разу не ездил на двухколесном транспортном средстве с двигателем внутреннего сгорания. Скутер M1NSK TM49 имеет объем двигателя 49,5 куб. см, что позволяет ездить на нем без категории А. Достаточно иметь права на обычный легковой автомобиль (при получении категории B категория АМ открывается автоматически). Заявленная максимальная скорость данной модели — 45 км/ч. Есть небольшой багажник под креслом, ниша для мелочовки у ног и крючок, на который, по идее, нужно вешать рюкзак. Но в таком случае не остается места для ног.
За несколько дней до того, как взять скутер, я «погуглил», как на нем ездить, и полистал ПДД. Оказывается, на таком транспортном средстве нельзя «поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении», поэтому поворот/разворот на широких минских улицах становится невозможным. Это, безусловно, усложняет задачу эксперимента — использовать скутер в качестве ежедневного транспорта четыре будних дня.
Заводится скутер с помощью кнопки. Для этого необходимо включить зажигание, выжать задний тормоз (под левой рукой) и нажать на красную кнопку. На M1NSK TM49 установлен вариатор, поэтому никаких передач здесь нет. Аккуратно газую (правой рукой). Скутер трогается. Добавил газку — поехал. Перестал газовать — начал постепенно останавливаться. Выжал тормоз (слева — задний, справа — передний) — полностью остановился. Проще, чем на велосипеде! Посмотрим, что будет в городе.
Первая в моей жизни поездка на скутере по городу состоялась спустя 40 минут после того, как я вообще впервые на него сел. Цель — офис. По дороге нужно заехать на заправку. Выезжаю с «Минск-Мото» на Партизанский проспект и аккуратно двигаюсь по правой полосе в сторону площади Ванеева. На ближайшей АЗС дал оператору 40 тысяч и гордо сказал: «Первая колонка. 92-й. На все!» Комичности ситуации добавило то, что «на все» не влезло в бак. Отсечка сработала на 36 тысячах рублей. Ну, бак наполнен, пора в путь!
Маршрут от завода до офиса продумал заранее. Он оказался весьма простым. С Партизанского свернул направо на 2-й Велосипедный переулок. Пересек Тростенецкую и повернул направо на улицу Ванеева. По второму кольцу доехал до трехуровневой развязки Жукова/Дзержинского и там тоже повернул направо. Таким образом удалось избежать левых поворотов и выездов во вторую полосу (кроме тех мест, где с правой полосы — только направо). Доехал за минут 30, включая заезд на заправку. Неплохо для начала!
Доехать домой (улица Васнецова) оказалось сложнее. С парковки «Рубин Плазы» повернул направо на проспект Дзержинского и на площади Богушевича свернул направо на улицу Клары Цеткин. Проехал мимо вокзала и направился на Бобруйскую. С нее повернул направо на Свердлова и поехал в сторону Аранской. Так я каждый день езжу и на машине. Но на машине я поворачиваю на Аранскую с левой полосы Свердлова. По ПДД скутеру это делать запрещено. Пришлось поворачивать направо на Аранскую, а спустя несколько десятков метров — направо на Могилевскую (к автосалону «Мультимоторс»). На этой узкой улочке без труда развернулся и выехал обратно к Аранской, откуда только что приехал. Дождавшись зеленого сигнала светофора, повернул налево. Вот я и на финишной прямой до дома. По Аранской и Партизанскому проспекту проехал по крайней правой полосе и спокойно повернул на Васнецова. Посмотрел на секундомер, который включил сразу после того, как надел шлем, — 22 минуты 40 секунд. Правда, выехал я в часов 7 вечера, когда основной час пик уже прошел. На машине был бы за минут 18.
Где хранить скутер? Это первый вопрос, который задают себе люди, присматривающие данный тип транспортного средства. Не у каждого есть гараж у подъезда. Затащить скутер домой теоретически можно, но вряд ли вы будете заниматься этим каждый день. Весит M1NSK TM49 почти 80 кг. Просто поставить на парковку у подъезда? Укатят! Затащить в сам подъезд? Соседи могут быть недовольны. Подвал? Мягко говоря, не самое удобное место. Самый лучший вариант — платная стоянка. Если в шаговой доступности от дома таковая есть, можно за три рубля договориться со сторожем и ставить там. Я же решил рискнуть и оставил скутер у подъезда. Прикрепил его к перилам велосипедным замком. Не украли.
Впечатления от первого дня были весьма странные. Да, скутер дарит эмоции, и каждая поездка превращается в маленькое приключение. Ты не сидишь в своей закрытой коробочке, слушая музыку, а ощущаешь каждый поток ветра и чувствуешь себя «голым» на проезжей части. Но при этом можно ли назвать передвижение на скутере по городу комфортным? Вряд ли. Первое, чего не хватает, — это мощности. С одной горки скутер пошел 65 км/ч, но обычно скорость не превышала заявленных 45 км/ч. Это в полтора раза медленней, чем едет поток машин. Стартуешь со светофора одновременно со всеми и первые метры даже опережаешь большинство автомобилей, но потом все переключаются на вторую и ты остаешься позади. Сюда бы кубов 150, и в городском потоке можно было бы передвигаться с бóльшим комфортом. А так, я согласен с ПДД — правый ряд лучше не покидать.
Проехав первых пару километров, я понял, что автомобилисты не считают скутер за полноценное транспортное средство. Постоянно кто-то норовит занять твою полосу. Скутер ведь узкий — поместится! Поэтому у меня сразу вошло в привычку ехать по центру правого ряда, чтобы никто сзади не пытался опередить меня по моей же полосе. Так гораздо безопасней. Ну и не стоит забывать про шлем. Без него ездить нельзя.
За первый день полностью привык к управлению «поворотниками». Они не издают никаких звуков, а световой индикатор на приборной панели можно увидеть разве что ночью. Автоматически указатели поворотов не выключаются, поэтому приходится постоянно выключать их вручную. К зеркалам тоже привык быстро. Иногда по автомобильной привычке поднимал голову вверх посмотреть на центральное зеркало заднего вида.
Передвигаясь по оживленным улицам, ловил себя на мысли, что я думаю не за себя, а за водителей машин вокруг. Будто ставлю себя на их место. Еще до того, как они включают «поворотники», можно предугадать, куда они собираются ехать, и, отталкиваясь от этого, корректировать свое нахождение в «законной» полосе. Если честно, я не представляю, как на скутерах ездят люди, никогда не управлявшие легковым автомобилем.
Утром на работу выехал в самый час пик. На машине я обычно выезжаю на улицу Райниса, поворачиваю направо на улицу Ванеева, разворачиваюсь на площади Ванеева и еду по второму кольцу до развязки с Дзержинского. По ПДД на скутере можно ехать так же. Левых поворотов нет. На кольце (площадь Ванеева) разворачиваться никто не запрещает. Но учитывая, что за рулем скутера я лишь второй день, решил туда не выезжать. Нет, мне не пришлось разворачиваться через двойную сплошную. Я заглушил скутер при выезде на улицу Ванеева и покатил его на тротуар. Там включил кнопку вызова «зеленого» для пешеходов и перекатил свое транспортное средство на противоположную сторону. Затем завелся и продолжил движение по второму кольцу в направлении любимого офиса.
Возле «Рубин Плазы» хранить скутер очень удобно. Я оставлял его под крышей на стоянке для велосипедов. Прикреплял велосипедным замком, хотя можно было обойтись и без него. Там везде камеры. Да и вряд ли кто-то средь бела дня зайдет во внутренний дворик бизнес-центра, чтобы украсть скутер. На второй день обнаружил, что зря я постоянно таскал с собой шлем, — он помещается в багажник под сиденьем.
Вечером съездил по делам в Каменную Горку, потом — в центр и просто покатался по городу. Привыкнув к управлению, начал получать от езды только удовольствие. Спустя 100 км мне уже казалось, что езжу на этом скутере вечность. Несколько раз позволил себе аккуратно проехать между стоящими рядами автомобилей на перекрестке, когда видел, что не успеваю на ближайший «зеленый». Никаких выкриков «ты куда прешь?» от водителей не поступало.
Хотя в целом у автомобилистов Минска есть определенный негатив по отношению к водителям двухколесных транспортных средств. Возможно, это связано с неадекватными мотоциклистами, разгоняющими свой «литр спорт» на проспекте до 150+ км/ч. Или же с байкерами, проносящимися между рядов со скоростью 60 км/ч. А быть может, это просто менталитет.
За три с половиной дня владения скутером проехал более 160 км. Когда отдавал его, в баке было меньше одной трети. Значит, расход — около трех литров на сотню. Я думал, будет меньше. В целом, первый в моей жизни опыт езды на скутере оказался удачным. Ни одного намека на аварийную ситуацию. Ни одного падения. Ни одного конфликта с водителями. Главным недостатком скутера считаю малую мощность: на некоторых затяжных горках 3 л. с. не могли разогнать его и до 40 км/ч. Хотя в последний день до работы доехал за 15 минут.
Стоит M1NSK TM49 у нас 960 долларов. Есть еще модель M1NSK TC49 за 1157 долларов. Она двухтактная и гораздо резвее. К тому же ТС49 имеет полноценное второе место, в отличие от «полуторки» на ТМ49. Примерно в таком же диапазоне стоят бюджетные модели Hors и Racer. Выбрать есть из чего. Осталось дождаться, когда Минск станет более пригодным для передвижения на скутерах.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by