Чтобы оформляли «европротокол», штраф за ДТП нужно повышать в 10 раз. Репортаж с экспертом по оценке

 
15 июля 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

В среднем по «автогражданке» в Беларуси выплачивают 400 евро. Как раз до такой суммы с 1 июля увеличился размер выплат по европротоколу. Предполагается, что теперь участники каждого третьего ДТП обойдутся без вызова ГАИ. Но так пока не происходит. Почему? Вместе с экспертом по оценке поврежденных автомобилей мы выехали в город, чтобы услышать аргументы участников аварий. Многие из них, впрочем, были убедительными.

Только мы сели в машину ГАИ, как заговорила рация: на пр. Дзержинского сразу два ДТП, пострадавших нет. Оформление европротокола предполагает много ограничений. Одно из главных — нельзя обойтись без участия ГАИ, если есть травмированные, а тем более погибшие. В наших двух случаях, к счастью, обошлось без жертв. Сказалось также, что оба столкновения были попутными.

— Грань между 200 и 400 евро довольно тонкая, — еще в начале репортажа заметил директор бюро автоэкспертиз, аварийный комиссар Сергей Шахлович. — Если речь про относительно новый автомобиль, то 400 евро хватит разве что на покраску одного элемента. В случаях, когда в аварию попала машина старше 10 лет, за эту сумму можно восстановить несколько элементов. А, например, для Volkswagen Passat B3 этого хватит, чтобы весь бок отремонтировать.

В момент первого ДТП прямо перед светофором столкнулись Saab 9-3 и Nissan Qashqai. У кроссовера (его водитель будет считаться потерпевшим в этой аварии) поврежден задний бампер. Наш случай? Но эксперт не столь оптимистичен: «Пограничная ситуация. Видите, есть повреждения в районе креплений. А значит, возможны скрытые глазу дефекты. Тем более машина свежая, ее восстановление может обойтись дороже. На месте водителя я бы вызывал ГАИ».

Впрочем, участники ДТП это уже сделали и активно помогают в проведении замеров. Следующая авария произошла буквально в полусотне метров. За перекрестком пр. Дзержинского и пер. Р. Люксембург столкнулись Citroen и Mercedes.

— Еду, никого не трогаю. Тут меня как резанет — и по крылу. Говорит, в мертвую зону для него я попал, — эмоционально объясняет водитель Citroen. — Времени жалко, это же запчасти теперь искать, красить. А летом без машины… Сами понимаете. Вон с ГАИ сейчас разбирайся.

Кстати, последний этап можно было бы опустить. Но хватит ли лимита? Сергей Шахлович берет в руки планшет. Рассчитывается нанесенный вред c помощью специальных программ, которые доступны онлайн. У водителей, разумеется, таких возможностей нет. Им приходится прикидывать на глазок: достаточно или нет? Но нужно учитывать: если согласились подписать европротокол, то впоследствии максимум на что можете рассчитывать — это 400 евро, даже если потом насчитают больше.

— Повреждены крыло, крепление фары, бампер… Удар пришелся в колесо, а это бесследно не проходит. С подвеской лучше не шутить, — перечисляет эксперт. — Здесь явно более 400 евро, даже с учетом того, что автомобиль выпуска начала 2000-х.

Отмечаем про себя, что это уже второй случай, когда лимита в 400 евро не хватит. По словам эксперта, в России сумма по европротоколу ограничена 1000 евро, а в Западной Европе полиция вообще не выезжает на места ДТП без пострадавших. Так что нам есть куда стремиться.

— Как-то по работе ездил в Польшу. Застрял в заторе на трассе. Оказалось, столкнулись два белоруса, нашли, что называется, друг друга, — вспоминает по дороге на место следующей аварии Сергей Шахлович. — Говорю им: оформляйте европротокол и разъезжайтесь. Меня послали. Приехавшая полиция задержала виновника за создание аварийной ситуации (не за ДТП, а за то, что спровоцировал пробку) — его машину расценили как препятствие и оттащили на обочину. А потерпевшему сказали: поезжай, никакой справки мы не выдаем.

Сергей Шахлович

По мнению эксперта, в Беларуси должен быть сильный стимул, чтобы человек оформил европротокол. Например, извещение частенько составляют таксисты, попавшие в ДТП второй раз, — чтобы не остаться без прав. Если бы минимальный штраф за совершение аварии был не 2 базовые величины (300 тыс. рублей), как сейчас, а раз в 10 больше, то, может быть, многие решали бы такие вопросы без вызова ГАИ. Но пока проще вызвать инспектора. За это время образуются заторы, а участников ДТП мало волнует, что чужие экономические издержки будут несопоставимы с суммой ущерба.

Очередная авария на улице Орловской. Водители Audi A3 и Volkswagen Passat не поделили полосу. Спрашиваем: определились, кто виновен? Оба пожимают плечами. Хотя на первый взгляд все очевидно: Volkswagen находится в крайней левой полосе, Audi одновременно занял два ряда. Позади тем временем уже собрался затор.

— Тут однозначно более 400 евро что у одной, что у второй машины, — эксперт даже не достает планшет. Хватает беглого взгляда, чтобы оценить повреждения.

Это уже третье ДТП, для которого нынешнего лимита недостаточно. Впрочем, делать выводы рано. По данным страховщиков, в прошлом году, когда ставка была еще 200 евро, без вызова ГАИ обошлись 15% участников аварий. Предполагается, что при 400 евро эта цифра достигнет 30%.

— А что если поврежден не только автомобиль, но, например, телевизор, который перевозили в багажнике (такой случай как-то был на пр. Пушкина в Минске)? — спрашиваем по дороге на следующее ДТП.

— Страхуется гражданская ответственность владельца транспортного средства, — напоминает Сергей Шахлович. — Так что нанесенный в результате ДТП вред имуществу должны компенсировать. Как, скажем, экипировку мотоциклиста, потерпевшего в аварии.

Прибываем в один из дворов по пр. Независимости, где легонько столкнулись два Mercedes. Спрашиваем у одного из автовладельцев: «Почему решили вызывать ГАИ?»

— Так я виновнику говорю, мол, можем бумажку подписать. А он ни в какую.

Второй водитель сразу подключается к беседе, выкладывая ключевой аргумент:

— У меня каско. В страховую компанию я должен предъявить бумажку. Как мне ее получить без вызова ГАИ?

А после паузы признается: «А что это такое вообще — европротокол? Не слышал».

Очевидно, европротоколу не хватает большой информационной кампании. При заключении договора «автогражданки» страховые агенты часто вручают извещение, не особо вдаваясь в подробности. На билбордах нет плакатов, по телевидению не крутят ролики. Многие даже не знают, где брать это самое извещение. Отвечаем: бумагу можно найти в офисе любой страховой компании и на некоторых заправках.

Направляемся как раз на АЗС, где зарегистрирована мелкая авария (для справки: в городе ежедневно фиксируется 100—120 ДТП). Но там уже вовсю идет оформление. Инспекторы с ходу припоминают: «Сегодня был случай. На ул. Ак. Купревича столкнулись два автомобиля (заключить европротокол можно только в том случае, если в ДТП попали два транспортных средства — ни больше ни меньше). Водители звонили даже страховым агентам, а те… предложили вызвать ГАИ. Мы приехали, смотрим — ущерб копеечный. Советуем оформить европротокол. Водители опять позвонили страховщику. Тот опомнился: ну да, можно. И виновник без штрафа остался, и потерпевший свою страховку получит».

Участники аварии на ул. Андреевской тоже могли бы обойтись без вызова ГАИ. Потерпевший на BMW вообще-то не возражал. Но водитель Volkswagen Passat, сдававший назад на парковке, настоял. Эксперт внимательно осматривает повреждения «тройки», снова берет в руки планшет и спустя несколько минут выдает: «Ущерб составит 2 697 000 рублей. Это даже менее 200 евро».

Однако настрой водителя Volkswagen не позволяет сомневаться: на попятную он не пойдет. Видимо, получить штраф, а также аварийную надбавку за следующую обязательную страховку для него проще.

…По инерции многие водители по-прежнему боятся обойтись без вызова ГАИ. Хотя европротокол в Беларуси был введен 4 года назад, а сумма лимита уже выросла до 400 евро! В Западной Европе давно подсчитали: на ДТП «с железом» проще вообще не выезжать, лучше оформить их задним числом через систему СТО, не напрягая полицию и не создавая заторов. В нашем обществе пока действуют по старинке, ориентируясь на стереотипы.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by