Тест-драйв Kia Soul EV: выясняем, подходит ли электромобиль для ежедневной эксплуатации в Минске

 
21 октября 2014 в 8:30
Автор: Денис Логунович. Фото: Влад Борисевич
Автор: Денис Логунович. Фото: Влад Борисевич
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Год назад белорусская группа компаний «А-100» привезла в Минск первый электромобиль — Nissan Leaf, который уже «пробежал» по нашим дорогам 30 тыс. км. Позже у нас появилась парочка подержанных Mitsubishi i-MiEV и еще один Leaf. Небезызвестный вам интернет-портал зарегистрировал в Минске первую Tesla. Электромобили потихоньку наступают. Свою роль в неравной схватке с традиционными ДВС-машинами вскоре сыграет первый официальный дилер, который начнет продажи электрокаров в Беларуси — автоцентр Kia. Сейчас в Минске находится тестовый экземпляр Soul EV, предоставленный корейцами «на пробу» белорусским автомобилистам. Onliner.by провел подробное испытание первого серийного электромобиля Kia и попытался зарядить машину в различных условиях белорусской столицы.

Брать электромобиль на три часа и посмотреть, как он держится в поворотах на съездах с кольцевой, — бессмысленное дело. Мало кому интересна управляемость Soul EV. Куда более важны достоверные данные: какой у машины запас хода? Где можно заряжать? Сколько времени уходит на зарядку? Сколько будет стоить? Мы взяли автомобиль на три дня, чтобы на собственном опыте проверить, можно ли сегодня жителю Минска присматриваться к машине без ДВС для ежедневной эксплуатации.

От обычного бензинового Soul, «электричка» отличается отсутствием решетки радиатора, другой оптикой, уникальной расцветкой кузова и специально разработанными для EV колесами. Вряд ли рядовой водитель в потоке поймет, что у этой машины нет ДВС, коробки передач и бака
От обычного бензинового Soul «электричка» отличается отсутствием решетки радиатора, другой оптикой, уникальной расцветкой кузова и специально разработанными для EV колесами. Вряд ли рядовой водитель в потоке поймет, что у этой машины нет ДВС, коробки передач и бака
Вместо привычной нам решетки радиатора, у Soul EV — разъемы для зарядки. Один для бытовой розетки, второй — для CHAdeMO, который поддерживают японские и корейские производители
Вместо привычной нам решетки радиатора у Soul EV — разъемы для зарядки. Один для бытовой розетки, второй — для CHAdeMO, который поддерживают японские и корейские производители
Для того, чтобы открыть разъемы для зарядки нужно "заглушить" машину, нажать клавишу открытия, открыть еще одну крышку на самом разъеме и вставить зарядное устройство. У Tesla, например, нужно просто поднести зарядное устройство, нажав на клавишу (прямо на устройстве) и вставить зарядку
Для того чтобы открыть разъемы для зарядки Soul EV, нужно «заглушить» машину, нажать клавишу открытия, поднять еще одну крышку на самом разъеме (спереди) и вставить туда зарядное устройство. У Tesla, например, нужно просто поднести зарядное устройство, нажав на клавишу (прямо на устройстве), и вставить зарядку

Дилерскую площадку я покинул с заряженной на 70% батареей. Компьютер утверждает, что я могу проехать ровно 90 км. Под капотом — 110-сильный электромотор, развивающий 285 Н·м, как только вы начинаете давить на правую педаль. Как же мне нравится это ощущение мгновенного разгона! Ни один бензиновый автомобиль такого не демонстрирует. Правда, в отличие от Tesla, которая готова выстреливать в горизонт практически на любой «законопослушной» скорости, корейский электрокар хорошо подхватывает лишь на городских скоростях. Разгон 60—100 км/ч начинается очень бодро, но быстро угасает. Отсюда и разгон до сотни — 11 с копейками секунд. Примерно как у 1,6-литрового Soul.

Kia Soul EV создавался на базе бензинового Soul и поэтому компоновка не отличается от привычной нам. Двигатель расположен в передней части машины и приводит в движение передние колеса
Kia Soul EV создавался на базе бензинового Soul, и поэтому компоновка не отличается от привычной нам. Двигатель расположен в передней части машины и приводит в движение передние колеса
Это не автоматическая коробка передач, хотя и похожа внешне. Это блок изменения режима работы редуктора
Это не автоматическая коробка передач, хотя и похожа внешне. Это блок изменения режима работы редуктора

У EV есть два режима езды — D (Drive) и В (полагаю, Blue). Первый — стандартный, напоминающий машины с ДВС, второй — заточенный на экономию энергии. По сути, главное отличие этих режимов — активная рекуперация во время торможения двигателем. В режиме Вlue можно (а главное — нужно!) ездить не касаясь тормоза. Чем меньше вы нажимаете на левую педаль, тем лучше. Как только отпускаешь «газ», машина начинает активно тормозить двигателем, заряжая аккумулятор, расположенный в днище. При этом сзади загораются стоп-сигналы! Наловчившись, можно проехать весь город, не притронувшись к педали тормоза. Сидя на пассажирском месте, не поймешь, колодками машина тормозит или двигателем. Правда, до полной остановки Soul не оттормаживается, поэтому иногда на светофорах приходится помогать левой педалью. Если отпустить педаль тормоза, машина начинает ехать. Как на авто с ДВС и АКП. К примеру, Tesla не тронется с места, пока не нажмешь на правую педаль (хотя в настройках можно поставить и режим а-ля АКП).

Производитель утверждает, что запас хода у Soul EV составляет 200 км. Если аккумулятор заряжен на 100%, бортовой компьютер пишет 147 км с выключенным климат-контролем или 136 км с включенным. Эти цифры не совсем корректны. Расстояние, которое вы сможете проехать от розетки до розетки, очень сильно зависит от стиля езды. Оптимальная скорость для максимального энергосбережения — до 60 км/ч. Тогда машина потребляет примерно 5 кВт. Для сравнения — на скорости 90 км/ч Soul EV требует втрое больше (14—15 кВт). Грубо говоря, на скорости 60 км/ч машина проедет расстояние примерно вдвое больше, чем на скорости 90 км/ч при прочих равных условиях.

В салоне Soul EV все пронизано «экологичностью». Мало того, что вся приборная панель и мультимедийная система пестрит тремя буквами ECO, так еще и материалы, используемые в интерьере, являются «биологически чистыми». На руле и сиденьях — голубая прострочка. Этот же цвет часто встречается в мультимедийной системе
В салоне Soul EV все пронизано «экологичностью». Мало того что вся приборная панель и мультимедийная система пестрит тремя буквами ECO, так еще и материалы, используемые в интерьере, являются «биологически чистыми». На руле и сиденьях — голубая прострочка. Этот же цвет часто встречается в мультимедийной системе

В целом интерьер во многом повторяет обычный Soul. Удобная посадка, отличная обзорность, приятные материалы отделки. «Пухлый» руль хорошо лежит в руке. Климат-контроль получил клавишу «Driver Only», чтобы не расходовать энергию на пустые места, если в машине едет один водитель
В целом интерьер во многом повторяет обычный Soul. Удобная посадка, отличная обзорность, приятные материалы отделки. «Пухлый» руль хорошо лежит в руке. Климат-контроль получил клавишу Driver Only, чтобы не расходовать энергию на пустые места, если в машине едет один водитель

Камера заднего вида расположена на пятой двери и практически никак не защищена
Камера заднего вида расположена на пятой двери и практически никак не защищена от грязи
Картинка камеры заднего вида не самая качественная. Направляющие не поворачиваются в след за рулем
Картинка камеры заднего вида не самая качественная. Направляющие не поворачиваются вслед за рулем
Посадка в электрическом Soul на несколько сантиметров выше чем в бензиновом, но это не сказалось на комфорте. На втором ряду хватает места и по высоте и для ног. Можно потесниться и втроем
Посадка в электрическом Soul на несколько сантиметров выше, чем в бензиновом, но это не сказалось на комфорте. На втором ряду хватает места и по высоте, и для ног. Можно потесниться и втроем

Багажник имеет объем 154 литра. Это на 70 литров меньше стандартной версии Soul
Багажник имеет объем 154 литра. Это на 70 литров меньше стандартной версии Soul

Кстати, во время езды на электромобиле начинаешь задумываться над цифрами, которые не волнуют нас при езде на обычных машинах. Например, сколько потребляет оптика, климат, подогрев сидений? При комфортной температуре в салоне (22 градуса) и включенных фарах автомобиль расходует примерно на 1 кВт энергии больше. Переведем эти цифры на реальную жизнь. Допустим, заряд аккумулятора позволяет нам проехать 100 км на скорости 60 км/ч с выключенными фарами и деактивированным климатом. Если мы включим оптику и сделаем комфортной температуру, то запас хода снизится до 80 км. Еще Soul EV не любит активных разгонов «педаль в пол», которые требуют много энергии.

На дисплей мультимедийной системы можно вывести эко-дерево, которое расцветает в зависимости от стиля вашей езды (шкала от 1 до 8). Но алгоритм пополнения листьев не до конца продуман и иногда дерево полностью «расцветало», несмотря на активные старты со светофора и даже торможение педалью
На дисплей мультимедийной системы можно вывести «экодерево», которое «расцветает» в зависимости от стиля вашей езды (шкала от 1 до 8). Но алгоритм пополнения листьев не до конца продуман, и иногда дерево полностью «расцветало», несмотря на активные старты со светофора и даже торможение педалью

Заряжать Soul можно либо от бытовой розетки, либо от зарядки CHAdeMO, которая есть на заправке «А-100» на Боровой. Последняя позволяет зарядить машину до 80% за полчаса. Но каждый день на эту станцию не наездишься — расположение не самое удобное. Таким образом, владельцу Soul нужно побеспокоиться о наличии розетки в том месте, где обычно «ночует» автомобиль. На полную зарядку аккумуляторов уходит примерно 14 часов.

Три голубых индикатора мигают, когда автомобиль заряжается
Три голубых индикатора мигают, когда автомобиль заряжается

Во время тест-драйва мы заряжали машину в нескольких местах. По приезде в офис попросили розетку у сотрудников ресторана Mazaj. За два с лишним часа машина зарядилась примерно на 30 км. Попросить «вилку» можно на любой мойке — электромобиль потребляет не больше обычного бытового обогревателя, никто не откажет. Администраторы еще двух столичных кафе были не против предоставить нам удлинитель на место парковки EV. Попытка найти место на паркинге «Замка» рядом с розеткой не увенчалась успехом. Правда, начальник охраны ТЦ так вдохновился темой электромобилей, что обещал обсудить с руководством возможность установки розеток на паркинге. Один раз зарядились на Боровой. Последнюю ночь Soul питался энергией в уютном гараже от бытовой розетки.

Реальный запас хода у машины составляет 130—140 км при обычной езде по городу/кольцевой с теплым салоном и включенными световыми приборами/магнитолой. На трассе эта цифра заметно снижается. На второй день тест-драйва, когда мы направлялись на «А-100», умудрились высадить аккумулятор почти в ноль. Надев шапки и шарфики (печку решили не включать), мы медленно двигались по кольцевой по направлению к CHAdeMO, словно истощенный жираф направляется к водопою после длительной засухи. Когда заряд батареи упал ниже 3%, машина даже перестала прогнозировать оставшийся километраж. При этом на приборной панели появился логотип «черепашка», означающий, что разгоняться мы больше не можем. Чем дольше едешь в таком режиме, тем меньше максимальная скорость. Под конец машина отказывалась разгоняться выше 40 км/ч. Нажимаешь правую педаль, а вместо активного разгона, к которому я уже успел привыкнуть, на приборной панели написано «ограничена мощность». На АЗС мы въехали с 1%. Слава богу, эвакуатор не понадобился, хотя это и было близко.

Режим "черепаха" активируется когда заряд упал ниже 3%. Автомобиль в таком режиме не рассчитывает запас хода и вместо километража пишет прочерк
Режим «черепаха» активируется, когда заряд падает ниже 3%. Автомобиль в таком режиме не рассчитывает запас хода и вместо километража пишет прочерк

Я редко проезжаю в день больше 100 км. Уверен, большинство жителей Минска тоже. Это расстояние без труда может преодолеть и Soul. Но при условии, что каждое утро он будет полностью заряжен. Если у вас нет гаража с розеткой или хотя бы возможности провести розетку на место парковки, то подобный автомобиль вам не подходит. Если вам иногда нужно уезжать за 200 км от города и у вас нет второй машины — тоже забудьте про Soul EV. Вам знакомо ощущение, когда у вашего авто загорелась лампочка низкого уровня топлива и вы по какой-либо причине не можете еще пару десятков километров заехать на АЗС? Так вот с чувством «загоревшейся лампочки» вы не расстанетесь при езде на Soul EV, если у вас нет возможности ежедневно оставлять машину на ночь включенной в розетку. Если же такая возможность есть, то такой электромобиль — идеальный транспорт для города!

Если ездить со скоростью до 70 км/ч, то Soul проедет заявленные 200 км на полной зарядке. А ездить на электромобиле, поверьте, намного приятнее, чем на схожей по классу бензиновой машине. Мало того что Soul разгоняется до 60 км/ч примерно как 3-литровые спортивные купе, так он еще и отлично держит дорогу. 270-килограммовый аккумулятор значительно понизил центр тяжести, практически лишив машину кренов. Добавьте сюда идеальную тишину, отсутствие каких-либо вибраций и приятную музыку, издающуюся снаружи при езде до 20 км/ч, и вы получите тот самый автомобиль завтрашнего дня.

Чаще всего за три дня тест-драйва меня спрашивали, сколько стоит эта машина. Цены для нашего рынка пока еще не объявлены, как и спецификации. В Европе Soul EV стоит около 30 тысяч евро. Правда, чаще всего такие машины покупают в лизинг и платят 250 евро в месяц. В США за электромобиль просят $33 750. Можно предположить, что в Беларуси Soul EV точно будет стоить дороже $50 тысяч. Очередей за электромобилями в Минске дилер не ожидает, но даже сам факт появления подобной машины у официального дилера приближает нас к новой главе автомобильной истории. Хотя, возможно, найдется парочка энтузиастов, которые захотят приобрести машину с электродвигателем. Ведь если не брать в расчет дорогущую Tesla, то у Soul EV — самый большой запас хода в сегменте.

Виталий Шуравко (ездит на Tesla Model S):

Автомобиль радует симпатичным дизайном и качеством материалов. Если Nissan Leaf отпугивает своим внешним видом, то Kia Soul EV притягивает. Да и едет он очень неплохо! Хотя здесь и нет необходимости напрягать шею при нажатии педали газа до упора, как в Теsla, динамики для города вполне достаточно. Тишина в салоне, мгновенные реакции на педаль газа — все, за что владельцы любят электромобили, здесь на месте.

Запас хода в 100—120 реальных километров является минимально приемлемым. Это приблизительно столько, сколько проезжает автомобиль в день в городском режиме. При езде приходится постоянно обращать внимание на оставшийся заряд батареи. На мой взгляд, комфортный запас хода для электромобиля начинается от 200 реальных километров.

Кабель для зарядки от обычной розетки значительно менее требовательный, чем у Tesla, работает даже там, где Tesla «ругается» на наличие заземления. Мощность всего 2,2 кВт (10 А), можно без проблем использовать удлинитель в разумных пределах.

Под капотом все почти как у авто с ДВС, ведь Soul EV базируется на платформе обычного Soul. Внутри тоже никаких сюрпризов. Хотя электромобиль позволяет избавиться от огромного количества рудиментов эпохи ископаемого топлива. Это касается как компоновки, так и базовых элементов управления.

Как и большинство других производителей электромобилей сегодня, KIA продвигает Soul EV как экономный, экологичный, «зеленый», «голубой» и т. д. Если присмотреться, в салоне и снаружи можно найти не менее десятка надписей ECO. На месте и традиционная «голубизна» в элементах дизайна. Ну сколько можно? Когда уже электромобили будут рассматривать всерьез?

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by