Автоактеры от Mercedes W143 до полуторки. Исследуем гараж «Беларусьфильма»

 
12 января 2015 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

В гараже национальной киностудии нет Aston Martin DB10 как у Джеймса Бонда или Nissan Skyline из «Форсажа». В фильмографии «Беларусьфильма» в основном военные ленты, так что большинство игровых транспортных средств, хранящихся в боксах, — это грузовики, танки, бронемашины… Суровая, мужская, брутальная техника! Впрочем, практически у каждого «персонажа» — своя киношная история. Например, как-то танк покрасили в розовый цвет — того потребовал сюжет картины.

— Все автомобили, которые вы увидите, — на ходу, — с некоторой гордостью предупреждает начальник цеха специального и игрового автотранспорта киностудии Сергей Соболев. — По возможности поддерживаем технику в исправном состоянии своими силами, хотя на некоторые транспортные средства найти запчасти ой как непросто. Другое дело, например, с танком. Его помогают обслуживать специалисты с борисовского завода.

Сергей Соболев

На самом деле это не совсем танк Panzerkampfwagen III (в СССР его называли «Тип-3»), а всего лишь копия. И хотя корпус сделан максимально точно, внутри это всего-навсего БМП-1. Во время Второй мировой войны Panzerkampfwagen III был основой бронетанковых войск вермахта. Интересно, что оригинал оснащался 12-цилиндровым двигателем от Maybach мощностью 300 л. с. Увидеть беларусьфильмовский экспонат можно в фильмах «Днепровский рубеж» (2009 г.), «Брестская крепость» (2010 г.), «Немец» (2010 г.) и других.

Забавно, что за руль игровых автомобилей актеров практически не пускают. Во время съемок техникой управляют профессиональные водители, которые работают на студии. Один из шоферов рассказал: «Чтобы ездить за рулем танка-БМП, нужны специальные навыки. Это вам не современный автомобиль с АКПП, ABS и ESP! А вокруг массовка, нужно думать не только о съемках, но и о том, чтобы никто не пострадал. Так что неопытным водителям не доверяем. Сам процесс выглядит довольно просто: говорят направление, дают сигнал — поехали! За один съемочный день успеваешь сделать до десяти „рейсов“. Вокруг неразбериха, все куда-то бегут, ты едешь. Удивляешься, как только из этого хаоса кадров получается ладный сюжет и добротно скроенный фильм!»

Кстати, режиссеры часто дорабатывают бронетехнику — чтобы она максимально соответствовала времени и стилистике картины. А однажды танк вообще покрасили в розовый цвет. Того потребовал сюжет эксцентричной комедии «Дастиш фантастиш» (2009 г.).

А вот бронеавтомобиль БА-20 снимался в основном в серьезных, боевых фильмах. В 1930—40-х годах всего было выпущено чуть больше 2 тысяч таких машин. Одна из них очутилась в боксе «Беларусьфильма». Бронеавтомобиль использовался только в начале Великой Отечественной войны, а потом был снят с вооружения. Тем не менее БА-20 — завсегдатай на съемочных площадках.

Переходим к следующему бронеперсонажу, «брату» помладше. Перед нами БТР-40. Большинство бронетранспортеров данного типа уже сняты с вооружения. Зато этот бывалый «актер» также засветился во всех военных фильмах киностудии. Внутри он выглядит аскетично, по-военному. Снаружи зияют бойницы. Нужно всего-то установить пулемет, и вперед, на съемочную площадку!

Но один из самых любопытных игровых «персонажей» — Mercedes W143 (Typ 230), как у Штирлица. Настоящий автомобильный раритет, видавший виды!

Поднимаем капот и до-о-олго гадаем — родной 6-цилиндровый двигатель объемом 2,3 литра или нет? У оригинала — мотор мощностью 55 л. с. и отличная по тем временам подвеска.

Правда, обзор с низкого водительского сиденья совсем никудышный, да еще эти толстенные передние стойки... В любом случае машина, как ее называли, генеральская, на ходу. Автомобиль часто мелькает в военных фильмах. Сейчас, когда то оттепель, то морозы, он хранится в специальном боксе под охраной. Дожидается своего съемочного дня.

Кадр из фильма «Днепровский рубеж»

В годы войны самыми ходовыми автомобилями были грузовики. Так что в гараже «Беларусьфильма» много таких машин. Самая знаменитая — полуторка, или ГАЗ-АА, которая в середине прошлого века была самым массовым автомобилем в СССР. Тем не менее сейчас таких экземпляров не очень много, и хранятся они в основном в музеях. Ну или в гараже национальной киностудии.

— Пару раз именно эта машина у нас гастролировала — ездила на съемки в Ригу и Санкт-Петербург, — рассказывает Сергей Соболев. — В таком случае отправляем автомобиль с сопровождающим — нашим водителем. Иначе, боюсь, со съемок мы получим машину не в таком виде, в каком отправляли. Мы ответственны за ее состояние, так что не рискуем, хоть это иногда и накладно.

А вот знаменитый Studebaker. Это модель US6. Спросите, как оказался у белорусской киностудии американский грузовик? Ну, тут все просто: во время Второй мировой войны компания-производитель проиграла в США конкурс конкурентам и не смогла поставлять свои автомобили в американскую армию. Тогда по союзнической программе машина попала в СССР.

У автомобиля характерный вытянутый капот и полный привод на три оси. После окончания войны грузовики отправились обратно в Америку, но не все… Экземпляр, который сейчас числится на балансе «Беларусьфильма», работал на одной из баз, а потом оказался на студии. К слову, известная сцена погони в фильме «Место встречи изменить нельзя» снималась именно с участием Studebaker.

Примечательно, что похожий путь проделывают многие автомобили. Честно отработав на торговых базах и в автопарках, они отправляются на пенсию на тихие задворки «Беларусьфильма». Есть в этом какая-то завершенность километража. Машинам, как и людям, дают возможность спокойно провести старость. Так доживают свой век ГАЗ-53 и ЗИЛ-157, которые уже списаны, но еще так и не стали «актерами».

Вся игровая техника техосмотр не проходит и по «автогражданке» не застрахована. Ее участие в дорожном движении не предполагается, исключительно — в пределах съемочной площадки. Хотя увидеть эти автомобили обычному человеку можно, например на День Победы в парке им. Горького в Минске или 22 июня у стен Брестской крепости. Ну и, конечно, в картинах «Беларусьфильма».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by