Volkswagen Touran: резвый адепт CNG-секты

 
07 марта 2015 в 10:00
Источник: Vaikinas, forum.onliner.by. Фото: Vaikinas, forum.onliner.by
Источник: Vaikinas, forum.onliner.by. Фото: Vaikinas, forum.onliner.by

Я белорус, но живу за кордоном, живу долговременно, но не имею «постоянного вида на жительство». Поэтому на меня, как гражданина, распространяется правовое регулирование «временного ввоза» автомобиля. В Беларусь я езжу часто, поэтому каждый раз стоять в «красном» коридоре и возить с собой определенную сумму только для того, чтобы меня (гражданина этой страны) впустили на машине в мою страну — я решил, что не готов принять новые правила таможни, поэтому и не покупал авто в стране, где живу. Нужна была проходная, как говорят, и вместительная машина. Альтернатив, честно говоря, не очень много.

В этот узкий отбор с условиями от трех до пяти лет и с объемом до 1500 кубических сантиметров попадало не так уж много моделей. Поскольку, как и большинство белорусов, являюсь сторонником «прэкраснага» и «шоб была красива», то поиск проходил под трактовку дизайна экстерьера и интерьера. По такому принципу найти подходящие машины становится проще, поскольку странные космические подходы в дизайне, характерные для французских автомобилей, — это не мое. Сосредоточился на немецких автопроизводителях. Opel Insignia очень хотелось. Но везде, где ни смотрел, стоил дорого. Поэтому оставалась только группа Volkswagen. И тут случайно наскочил на Touran 2010 (как говорят у нас, «рэстайлингавы») с двигателем объемом 1400 кубических сантиметров. Скажу просто: нравится, особенно белый цвет.

Было одно «но»! Найти такой Touran на чистом бензине очень сложно, все экземпляры были на метан/бензин (CNG). А машину хотелось здесь и сейчас, поэтому началась вычитка матчасти по поводу эксплуатации автомобиля на метане в Европе и Беларуси. Как бы это прискорбно ни звучало, приходилось родную страну выключать из европейского пространства в этом вопросе. В «интернетах» пишут много всякого, однако в целом не все так страшно, как кажется. Но надо помнить одно, CNG — это секта, вступив в которую, ты принимаешь все правила и ограничения. Ограничений немного, но они, так сказать, делают машину хозяином над водителем, поскольку всегда составляешь свои маршруты исходя из наличия газовой заправки. Больше эксплуатация автомобиля на метане ничем не отличается.

Осознав все ограничения и возможности, я отправился за автомобилем. Пока ехал в машине с продавцом-литовцем, тот слушал «Русское радио» и ругался матом так, что я в своей жизни даже на Социалистической не слышал. Я очень хотел быстрее забрать машину. Поехал на границу. Машина все сделала правильно: довезла, не выделывалась. Все устройства работали в соответствии со спецификациями завода-изготовителя.

Итак, что есть в данном аппарате? Имеется самая страшная вещь, которую, кроме двигателя TSI, боятся земляки, и это DSG. Хорошо, что я приехал на место дислокации в Европе и проверил ее. Все в порядке. Передачи переключаются четко, при резком нажатии на газ скидывает на нижнюю передачу, чтобы автомобиль дал жизни. Скажу, на свои 1,4 литра и семиступенчатый автомат автомобиль совсем не «тошнит», а едет. Для меня принципиально было наличие трех вещей в автомобиле: кондиционер, аудиосистема с «флэшачками» и круиз-контроль. Данные вещи — просто необходимость в долгих переездах. Таким образом, тут есть эти вещи, иначе я бы не брал сей экземпляр. Важным дополнением к Touran стала камера заднего вида. Пока езжу по старинке, но наверняка привыкну смотреть телевизор на приборной панели при движении задним ходом.

Как обычному покупателю шрота в Литве, необходимо было привести автомобиль в технический и известный мне порядок, поэтому сделал полное ТО двигателя, коробки, подвески, заменил все жидкости, фильтры, масла, проверил ГРМ. В подарок к такому набору мне поменяли масло в коробке: слышал, что процедура недешевая, но представляется, что и за такое ТО были заплачены немалые деньги (около 350 евро), так что это масло было приятным подарком.

Хотя главная «фишечка» данного аппарата — это все-таки то топливо, на котором он ездит, а именно метан. В моем «Туранчике» стоит заводская установка на компрированном природном газе, как у нас в Беларуси говорят. В Беларуси в настоящее время около 25 заправок для данного вида топлива, то есть примерно по четыре в каждой области и городе-герое Минске. В чем особенность? Просто метан заправляется не в сжиженном виде, а в сжатом, а это значит, необходимо иное газобаллонное оборудование, нежели устанавливается на абсолютном большинстве предприятий, которые занимаются переоборудованием авто на газ. Стоит отметить, что в Европе примерно такое же соотношение заправок CNG, как и в Беларуси, то есть мало.

В моем аппарате стоит три баллона на 37 кубических метров сжатого газа и бензиновый бак примерно на 13 литров. Полной заправки газа хватает на 550 км, если ездить 90 км/ч, а так в среднем хватало на 400 км смешанного цикла, где преобладали скорости на трассе 130 км/ч (2/3 пути) и город (1/3), что в целом неплохо. Плюс есть бензин запасом на 100 км. Соответственно, всей заправки хватает примерно на 500—650 км, в зависимости от условий езды. Вот здесь самая главная штучка назревает. Стоимость полной заправки в Беларуси стоит примерно (на середину октября 2014-го) около 27 долларов США. Придется мириться с малым количеством заправок. Но, уверен, белорусы скоро начнут вступать в секту CNG. Если сравнивать европейские цены на привычное углеводородное автомобильное топливо и метан, то соотношение будет примерно такое же.

Еще одна интересная вещь. Я часто езжу на большие расстояния в Центральную Европу. Обычный маршрут — это примерно 1200 км в одну сторону. В такой ситуации даже в обычной машине одной заправки не хватит доехать до места назначения, тем более уж с таким специфическим топливом. Скажу одну вещь: тут как на обычной машине — формула «сел и поехал» не работает, нужно сначала подумать. Надо сначала проработать маршрут, вдоль которого будут CNG заправки, потому что далеко не уедешь. Эти заправки есть. Но особенность их в том, что стоят они не вдоль трасс, а обычно находятся в городах, в каких-нибудь промышленных зонах, автопарках — в общем, в таких местах, куда надо ехать, что слегка корректирует время нахождения в дороге. Впрочем, это компенсируется стоимостью топлива. Маршруты по Европе прокладываются легко, в сети куча сайтов, где пишут про заправки и их местонахождение. Это секта. В Европе никто не требует никаких документов на газовое оборудование автомобиля, а вот в Беларуси необходимо пройти освидетельствование оборудования в специализированном месте, процедура недолгая, простая, только вот слегка бьет по карману. В моем случае это было 660 тысяч рублей. Зато потом получил документы на 10 лет и не дурил себе голову разговорами с заправщиками.

В завершение хотелось бы сказать, что меня раздражает в современной белорусской действительности: это желание купить б/у автомобиль в состоянии нового, а если там есть изъяны, то суровый и беспощадный торг. Кроме того, еще потом звонить и трепать нервы на тему «что-то перестало вдруг работать». Господа или товарищи, хотите новую машину — идите в салон и заказывайте, а если уж берете машину, бывшую в употреблении, не устраивайте цирк с торгом и боязнью поломок. Машина б/у, она не с завода, у нее уже по определению есть косяки, потому что на ней ездили. Не бойтесь рисковать, открывать для себя новое, покупайте б/у и будьте европейцами, не устраивайте базар.

Мы по-прежнему ждем ваших обзоров. С правилами конкурса, а также со списком автомобилей и мотоциклов, обзоры которых были опубликованы ранее или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.