Визг покрышек, тревожные переливы сирены, включенные маячки… Но водитель Opel Omega упорно не останавливается. У него на хвосте висит милицейский автомобиль. Погоня продолжается до свистка Юрия Краснова. Так проходил очередной конкурс «Водительское мастерство» на полигоне для испытаний мобильных машин (многие его знают как Липки). C одной стороны в заездах приняли участие пять пользователей форума Onliner.by, с другой — двенадцать сотрудников Департамента охраны МВД. Отрабатывалось то, с чем ежедневно сталкиваются водители спецмашин, — взаимодействие экстренных служб с обычными автомобилистами. Как это было, читайте в нашем репортаже.
— Больше таких упражнений вы нигде не выполните! — сразу заметил старший преподаватель Центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов Департамента охраны МВД Юрий Краснов. — Мы будем моделировать реальные ситуации, которые возникают на дороге. Да, возможно, они редкие и вам не каждый день приходится пропускать спецавтомобили, но в том-то и загвоздка. Хуже всего водители реагируют на нетипичную ситуацию, начиная судорожно предпринимать странные действия — маневрировать или даже ускоряться. Сейчас начнем отрабатывать правильные рефлексы и навыки. Наша цель — не «убить» автомобили, а, соблюдая безопасность, научиться взаимодействовать. Для этого нужна большая площадь, на которой можно двигаться со скоростями, приближенными к реальным городским.
Необходимая площадка нашлась у Республиканского полигона для испытания мобильных машин. Это принципиальный вопрос при проведении нашего конкурса «Водительское мастерство»: площадка должна быть закрытой, асфальт — первоклассным, а условия безопасности — высокими.
В заездах приняли участие двенадцать сотрудников Департамента охраны МВД и пять пользователей форума Onliner.by. Дмитрий на BMW 3-Series (его вы можете знать под ником Cds81), Андрей — владелец Mercedes E-Class (ник — xDrive), на Mazda MX-5 приехал Алексей (или E. T. на форуме), водитель Opel Omega — Иван (ник — Extrimo), единственная девушка-участница — Евгения на Honda Civic (Jeannie). Водители-милиционеры приехали на служебных Lada.
Для начала Юрий Краснов предложил провести небольшое разминочное упражнение: «Мы так привыкли к городскому режиму, что забыли про настоящее управление рулевым колесом! Чем это чревато? В случае неожиданного появления перед капотом пешехода, автомобиля или препятствия водитель не знает, как себя вести. Типичная проблема: высокая скорость вкупе с резким поворотом руля приводит к аварийной ситуации. Именно поэтому часто машины вылетают в кюветы, врезаются в столбы, сбивают ограждения. А надо, мягко вращая рулевое колесо, плавно проходить препятствия. Идеальное упражнение для отрабатывания данного навыка — „змейка“».
Кажется, ничего сложного. Но со стороны очень заметно, что у одних ловко получается объезжать фишки, а у других машина виляет, движения получаются дергаными. Кроме того, судя по кренам кузова автомобиль испытывает сильнейшие перегрузки.
— Смотрите, какие у BMW заломы получаются. А надо плавненько: чик-чик, — показывает Юрий Краснов.
Руководитель конкурса сам сел за руль Mazda, чтобы продемонстрировать правильные действия: «Не должно быть остановки колес! Понимаю, психологически очень сложно заставить себя правильно рулить на скорости. Но нужно время и терпение. Много времени и терпения».
— Вот у водителя Mercedes правильно получается. Смотрите, какая плавная траектория! — одобряет главный судья.
Было ощущение, что парни стремятся все сделать быстро, на скорости. Но ведь суть упражнения в другом. Периодически участников конкурса приходилось останавливать и поправлять.
— Надо успокоить Opel! Он какой-то нервный. Такой большой человек, а нервный. У него даже музыка тяжелая играла, когда он приехал, — замечает Юрий Краснов. Через секунду он обещает водителю: «Сейчас мы вас вылечим… У вас „дергучесть“ третьей степени».
Действительно, достаточно было нескольких советов опытного инструктора и пары кругов, чтобы Иван стал ловко проходить повороты без заносов и визга шин.
Параллельно упражнения выполняли сотрудники милиции, которые съехались в Минск со всей Беларуси. Для них это не в диковинку. Экстремальные ситуации во время следования по вызову возникают постоянно: кто-то не уступил дорогу, где-то надо объехать затор. Эти ребята не раз рисковали жизнью, когда срабатывала сигнализация или поступало сообщение об уличной драке. В их профессии дело часто идет на секунды. Выполнение таких упражнений позволяет потом четко действовать на переполненной проезжей части, не создавая опасности. Очень здорово, что в департаменте этому уделяют внимание.
Наконец на площадку выезжает Евгения на своей Honda. Сначала она чисто по-женски неуверенно преодолевает «змейку». Но под чутким руководством Юрия Краснова начинает от круга к кругу прогрессировать. Под конец занятия у нее уже получалось очень здорово!
— Видели, как она мягенько? — радовался преподаватель. — Привычка заставляет нас работать рулем рывками. Это неправильно, хотя на такую вещь никто не обращает внимания. Важно научиться регулировать скорость вращения руля и контролировать автомобиль все время.
Между тем участники форума, выполнившие упражнение, делились впечатлениями: «Это ж и есть навыки экстремального вождения, по сути. Вдруг на дороге яма или люк! Как их объехать? Вот эти навыки позволят сделать все безопасно».
— Стоп! — командует главный судья. — Теперь настало время для настоящих испытаний. Отрабатываем челночное движение. Автомобили едут парами — один за другим. Первый держит постоянную скорость, второй — подстраивается под первого. Но фишки нужно обходить с разных сторон. Это занятие поможет взаимодействовать с другими водителями при перестроениях в плотном потоке. Вы будете учиться угадывать маневры коллег по потоку.
Снова Краснов, сидя за рулем BMW, первым демонстрирует, как выполнять упражнение. Выглядит очень эффектно: кажется, мощный седан вот-вот наедет и раздавит юркий родстер. Бамперы машин разделяют считанные сантиметры. Но все под контролем!
— Столько адреналина я давно не получал! — делится первым впечатлением Алексей, владелец Mazda.
— А сколько я… — усмехается Дмитрий, ехавший на пассажирском сиденье своего BMW.
В этом упражнении «тренируют» ведомого водителя. Самое сложное — соблюдать траекторию и держать дистанцию. Через несколько кругов участники конкурса меняются местами. Очень хорошо заметно, кто умеет работать в паре, а у кого получается так себе. Например, Алексей на своей быстрой Mazda стремился все время «убежать» от Дмитрия на BMW.
Зато Иван, владелец Opel, отлично сработался с Андреем — водителем Mercedes. Их машины двигались синхронно. Как в фигурном катании!
А чтобы было совсем интересно, Юрий Краснов ставит смешанные пары — гражданские автомобили с милицейскими. Некоторые водители, увидев в зеркало заднего вида машину с мигалками, теряются. Это тоже такая тренировка на выносливость. Посмотрим, как получится.
Первым стартует Opel Omega. За ним — Lada с включенной сиреной и маячком. Под таким прессингом хочешь не хочешь сам начнешь давить на педаль газа. Иван, владелец заднеприводного седана, полностью оправдал свой ник Extrimo. Позже он признается, что ощущения настоящей погони не покидали его ни на секунду. Парень даже включил погромче музыку, чтобы не отвлекаться от управления. Внимание, в реальной ситуации не повторять!
— На самом деле смысл не в том, чтобы догнать гражданский автомобиль, — объясняет главный судья конкурса. — Важно сохранить преследующему стабильное психоэмоциональное состояние. Особенность в том, что ведущий преследование плохо видит дорогу, у него ограничен обзор условным нарушителем. В пылу погони он может запросто вылететь с дороги. Чтобы такого не допускать, нужно сохранять хладнокровие.
Уиу-уиу-уиу! Водитель милицейской Lada закладывает поворот. Кажется, еще чуть-чуть, и колесо оторвется от поверхности асфальта.
— Медленнее на закруглении! — дает указания Краснов. — Вы должны понимать, на какой скорости входить в поворот. Это критическая точка в прохождении траектории.
На последующих кругах получается лучше. Хотя на прямых Opel с 2,2-литровым двигателем, конечно, легко отрывался от Lada.
— Из аптеки украли две пачки подгузников, — дает новую вводную главный судья. — Подозреваемый предположительно скрывается на серебристом Mercedes.
Как указал в заявке на участие Андрей, владелец немецкого седана, у него большой стаж вождения, два с половиной года он отработал в такси. Кроме того, хозяин Mercedes написал: «Обожаю серию игр NFS и каждую неделю зависаю в ней, уходя от копов!» Сейчас Андрею, можно сказать, предоставился реальный шанс. Однако милиционеры тоже просто так отставать не хотели. Тем более что спецсигналы в чем-то обязывали.
На самом деле сотрудники Департамента охраны МВД редко преследуют автомобили. Чаще в погоне участвуют машины ГАИ, более мощные и подготовленные. Однако в этом и суть: отработать все исключения, предусмотреть разные варианты развития событий. Не раз бывало, что первыми на месте ДТП оказывались именно представители «Охраны». Так что возможно и преследование — например, скрывающихся виновников аварий.
Можно сказать, на площадке были созданы реальные условия: водители, которые ни за что не хотят останавливаться, крутые повороты и штатные автомобили милиции. Ошибка многих экстренных служб, которые готовят своих шоферов, — в моделировании искусственных условий во время занятий. Но в нашем случае все было по-настоящему. Участники форума не жалели покрышки, а милиционеры старались продемонстрировать все мастерство.
Последней к выполнению упражнения приступает Евгения на Honda. Сначала за ней увязывается условный хулиган на Mercedes. Он сигналит, моргает фарами. Но участницу не сбить с толку. Она аккуратно входит в повороты. Типично женский подход!
На помощь девушке приходит милиция! С включенными спецсигналами водитель Lada сгоняет Mercedes и сам начинает преследование «нарушительницы».
Еще одно упражнение на пропуск машин экстренных служб. Сотруднику милиции предстоит безопасно опередить поток из пяти гражданских автомобилей. Причем то с правой, то с левой стороны.
— Тут важно следить за поведением водителей, понимать, уступают ли они дорогу, — говорит Юрий Краснов. — Так формируется умение опережать поток транспортных средств. В свою очередь автомобилисты учатся пропускать спецмашину в штатной ситуации.
Среди сотрудников «Охраны» тоже выделились свои лидеры. Особенно поразил милиционер, который ловко за один круг опередил четыре автомобиля. Только водитель Mazda никак не хотел его пропускать.
Переходим к следующему занятию. Главный судья сооружает из фишек «восьмерку»: «А сейчас будем тренировать периферийное зрение. У женщин оно лучше развито. Так что, мужчины, слушайте внимательно. Задайте себе вопрос: почему случаются „паровозики“? Чаще всего — из-за того, что мы смотрим в боковое зеркало или отвлекаемся на соседнюю машину. Периферийное зрение не работает, и мы сталкиваемся с притормозившим впереди автомобилем. Точно такая же ситуация возникает при выезде на круговые перекрестки».
Участники конкурса разбиваются на пары и едут по «восьмерке» зеркало в зеркало. Вальсирующие машины выглядят эффектно! Правда, сами водители потом посетовали: «Все время боялись задеть бок напарника, приходилось коситься». Но в этом, собственно, и суть упражнения!
В какой-то момент на «восьмерке» оказалось шесть автомобилей. Юрий Краснов, взяв на себя роль регулировщика, предлагает водителям проезжать точку пересечения в строгом порядке. Допустим, первый — Mercedes, второй с перпендикулярного направления — милицейская Lada из Бобруйска, третий — BMW, четвертый — милицейская Lada из Солигорска. Получилось что-то вроде карусели.
Это помогает отрабатывать внимание и взаимодействие. Очень пригодится также при выезде со второстепенной дороги на главную или же при вклинивании на МКАД. Каждый трезвомыслящий водитель задает себе такой вопрос: как выехать, чтобы не помешать? Ответ искали именно в этом упражнении.
Наконец, приступили к ключевому занятию — по пропуску спецмашин. Сначала обычные водители выполняли роль статистов. Они ездили как им вздумается, создавая друг другу и милицейским автомобилям помехи. Сотрудники департамента «Охрана» должны были проехать по «восьмерке». Это абсолютно реальная ситуация: когда вокруг неразбериха, одни уступают, другие — нет. А надо срочно выехать на красный или со второстепенной дороги.
Милиционеры разгонялись до 60 км/ч, потом притормаживали перед выездом на «перекресток». Наши участники форума могли сигналить им, подрезать, блокировать движения. Задачей водителей Lada было, не создавая аварийной обстановки, быстро проехать по маршруту. Тот же вопрос: как понять, что уступают? Цена ошибки — разбитый бампер или крыло довольно дорогого автомобиля! В настоящей ситуации милиционеры старались взаимодействовать с гражданами, чей покой и имущество они должны охранять.
Потом в сценарий внесли коррективы: в этот раз гражданские водители должны были уступить дорогу, а милиционеры — оценить обстановку и проехать. «Особенность в том, что сразу не понимаешь, откуда звук сирены, где спецмашина, — объяснял главный судья конкурса. — Нужно оперативно сориентироваться. Таким образом вырабатывается условный рефлекс».
В финале Юрий Краснов решил устроить для участников форума соревнование. Без этого не обходится ни одно «Водительское мастерство»! Нужно было проехать как можно быстрее два круга. Первыми стартовали Андрей на Mercedes и Иван, владелец Opel. Борьба была нешуточной. В азарте ребята входили в повороты на скоростях, покрышки визжали, оставляя на асфальте следы. Победил все же Mercedes, на доли секунды опередивший Opel!
Интрига в следующем заезде тоже сохранялась: кто первый — легкая Mazda или мощный BMW? Создалось ощущение, что владелец родстера берег автомобиль. В итоге он приехал вторым.
Евгения на Honda сначала отказывалась участвовать в гонках: «Я так не умею!» Но потом девушку уговорили. Во время первого заезда она уступила сотруднику милиции на Lada. Однако во втором взяла реванш. Третий круг также был за ней. Участнице присудили третье место.
А в финале сошлись два «немца» — Mercedes и BMW. Ребята выжимали из машин всё! «Так кто первый?» — Юрий Краснов даже растерялся, когда автомобили пересекли условную линию. И все-таки победил BMW…
В завершение участники нашего форума поделились впечатлениями. Андрей на Mercedes: «Мы делали то, что, возможно, никогда не будем делать больше. Честно говоря, я проехал 250 тысяч километров и такого еще не вытворял. Конечно, больше всего запомнилось преследование. А во время руления получил очень дельные и правильные советы. Каждый день вижу в интернете ролики о ДТП, когда водитель дергает руль и улетает в кювет. Теперь я приблизился к пониманию, что делать в критической ситуации».
Евгения, водитель Honda: «Никогда в жизни ни в чем подобном не принимала участие. Не могу сказать, что чему-то научилась, но, безусловно, основу какую-то заложили. Я и раньше думала о курсах экстремального вождения. Теперь, пожалуй, решилась — пойду».
Иван, владелец Opel: «Безумно понравилась погоня. Вот это адреналин! В реальной жизни ты, конечно, примешь вправо и остановишься. Но здесь можно было отступить от правила… Юрий Краснов помог осознать некоторые ошибки. Я и раньше много раз делал „змейку“, и не очень получалось. А тут разок объяснили, и я понял, в чем моя проблема. Уверен, на дороге такое может пригодиться. Упражнения по пропуску тоже были полезны».
Алексей на Mazda: «Запомнились упражнения со „змейкой“ и хаотичное передвижение. Еще навыки по пропуску спецмашин. Ну а гонки… Конечно, пользы от них немного. Но для закрытого автодрома очень даже ничего».
Дмитрий, водитель BMW: «Спасибо за возможность испытать себя в экстремальных ситуациях, при этом в безопасном режиме. Хорошо, что все проходило под контролем опытного судьи. Он здорово подсказывал, как лучше выполнять упражнения. В общем, было весело, с азартом и безопасно!»
Со своей стороны высказался временно исполняющий обязанности по должности начальника Центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов Департамента охраны МВД Андрей Ильин: «Мы постоянно проводим сборы водителей-милиционеров, которые входят в состав групп задержания. Во время сборов совершенствуются уровень мастерства и умение выполнять служебные задачи при условии обеспечения безопасности и исключения аварийной ситуации. В этой связи весьма своевременным было предложение Onliner.by провести занятия с обычными автомобилистами. Теперь мы сможем влиять на ситуацию с обеих сторон — кроме упражнений с водителями-милиционерами еще и обучать других участников дорожного движения реагировать на появление спецавтомобилей».
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by