«Громкие» мотоциклы и автомобили не пропустят. При прохождении ТО теперь проверяют уровень шума. Комментарий «Белтехосмотра»

 
07 мая 2015 в 17:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Важная новость прошла незамеченной! Теперь чересчур громкие мотоциклы и автомобили не получат разрешение для участия в дорожном движении. По сути, прямоточным глушителям объявлен бой. С понедельника на станциях диагностики появились новые приборы — шумомеры, а все транспортные средства при прохождении техосмотра отныне ждет дополнительная проверка. Это своего рода ответ на многочисленные жалобы горожан. Еще в прошлом году генеральный прокурор Александр Конюк заявил, что ведомство вплотную займется «шумовыми эффектами на мотоциклах». Вероятно, пришло время конкретных действий. Корреспонденты Onliner.by обратились за подробным комментарием в «Белтехосмотр».

— Ранее прокуратура обращала внимание на «шумные» транспортные средства. Но с чем все-таки связано решение ввести новую процедуру при прохождении техосмотра именно сейчас?

— Это решение правительства, которое поставило задачу Министерству транспорта и коммуникаций и Государственному комитету по стандартизации внести в технический кодекс установившейся практики ТКП 309-2011 «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств» изменения и дополнения, касающиеся в том числе введения контроля уровня шума выпуска отработавших газов двигателей транспортных средств.

— Речь о выпускной системе?

— Совершенно верно. Так вот, в данном документе регламентируется верхний допустимый уровень шума. Скажем, для самой популярной группы транспортных средств — 96 дБА. Это касается категорий М1 (легковые автомобили, имеющие не более восьми пассажирских мест), N1 (грузовики, максимальная масса которых не превышает 3,5 т), L (мопеды, мотоциклы, трициклы, квадрициклы). Для сравнения: уровень шума от работающей бензопилы составляет примерно 100 дБА.

— Скажите, в первую очередь это направлено против мотоциклистов? Некоторые из них любят проехаться ночью по центральным проспектам с прямоточным глушителем.

— Почему только в отношении мотоциклов? Решение направлено против тех транспортных средств, которые характеризуются повышенным шумовым загрязнением окружающей среды. Это, например, и легковые автомобили с прямоточной системой выпуска, и мотоциклы с системой выпуска, которая подверглась определенным изменениям, и грузовые транспортные средства, допустим, с поврежденным глушителем.

— Как будет проводиться измерение уровня шума? Есть ли четкий алгоритм?

— Контроль этого параметра производится с помощью специального прибора — шумомера. Это небольшой блок с микрофоном, который оценивает уровень звука с размерностью дБА. Проверка производится тогда, когда транспортное средство находится в неподвижном состоянии, но с работающим двигателем. Шумомер устанавливается в определенное место относительно выпускной трубы таким образом, чтобы ось его микрофона находилась параллельно опорной поверхности и была направлена на срез выпускной трубы. Сам процесс измерения занимает не более минуты и происходит в двух режимах: в определенном положении педали (рукоятки) акселератора и при установлении его в положение, соответствующее минимальной частоте вращения вала двигателя. Эту процедуру повторяют трижды.

— Прибор уже поступил на диагностические станции?

— Контроль с его помощью уже производится. На отдельных диагностических станциях устройство введут в работу чуть позже. Мы проводим мониторинг — в ближайшее время все диагностические станции должны начать использовать шумомер.

— А сколько транспортных средств, по вашим оценкам, не смогут пройти техосмотр по новым условиям?

— Пока такой статистики нет: поймите, контроль уровня шума только начал осуществляться. Но навскидку можно сказать, что отдельные транспортные средства действительно пройти подобную проверку не смогут (судя по шумности, которую издают их двигатели на дорогах страны). Как правило, это мотоциклы и автомобили, чьи выпускные системы были изменены по инициативе их владельцев. Но речь не о тотальном явлении. Хотя если вы поставите рядом автомобиль и мотоцикл, то их шумность будет заметно отличаться.

— Есть ли ограничения по нижнему порогу шумности? В США, например, электромобили и гибридные машины должны издавать звуки при движении. Считается, что слишком тихие транспортные средства создают опасность для пешеходов.

— Таковых ограничений в Беларуси не предусмотрено. Речь на данный момент идет только о превышении верхнего предела уровня шума.

— Кстати, любопытный вопрос: а как вы будете измерять данный параметр, например, у Tesla, которая не имеет выхлопной трубы?

— В связи с особенностью автомобилей данной марки такой замер производиться не будет. Однако мы не видим в этом проблемы, так как электромобили как раз славятся своим низким уровнем шума.

— Еще одно исключение: как быть с «породистыми» двигателями, которые издают характерный громкий звук? Это не переделка гаражных мастеров, а задумка производителя.

— Соответствие уровня шума при проверке может определяться исходя из информации, указанной изготовителем транспортного средства. Уровень шума выпуска отработавших газов двигателя может превышать значение, установленное изготовителем, не более чем на 5 дБА. При отсутствии таких данных нормируемым значением будет принято значение, приведенное в ТКП 309.

— А как водитель может понять, что его двигатель слишком шумит?

— Думаем, только полагаясь на свой слух. На самом деле добропорядочным автовладельцам беспокоиться не о чем. Если мотор их транспортного средства работает «тихо», то он уложится в новые требования с запасом. Волноваться могут только те, кто в том числе изменял конструкцию выпускной системы. Также будут вопросы к тем, у кого она негерметичная.

— Допустим, установлено, что уровень шума превышен. Как и где привести транспортное средство в соответствие с требованиями?

— Очевидно, что в этом случае владельцу такого транспортного средства необходимо обратить внимание на системы двигателя, неисправности которых обуславливают повышенную шумность. По результатам гостехосмотра мы можем констатировать только факт соответствия либо несоответствия состояния нормируемому параметру.

— А что будет, если водитель перед прохождением техосмотра привел мотоцикл или автомобиль в соответствие с требованиями, а после получения разрешающей наклейки снова установил, скажем, прямоточный глушитель?

— К сожалению, «Белтехосмотр» не вправе осуществлять контроль транспортных средств на улично-дорожной сети. На несоответствие мы можем обратить внимание только на диагностической станции, куда водитель подает свое транспортное средство для проведения техосмотра.

— Ну а организовать на проезжей части мобильный пост с измерением уровня шума технически возможно?

— Да. Но, повторимся, контроль технического состояния на улично-дорожной сети находится вне нашей компетенции. Однако организовать нечто подобное теоретически несложно.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by