Тест-драйв: наматываем круги на трассе Ф1 Гран-при России на полноприводных спорткарах JLR

 
23 124
22 мая 2015 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович, производителя
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович, производителя

Скорость 220 км/ч. Прямая вот-вот закончится, и инструктор говорит, чтобы я отпустил газ и приготовился тормозить в пол. Ныряю в правый поворот. По «прозрачности» на руле понимаю, что передняя ось лишилась своей порции ньютон-метров. Я снова на заднеприводном Jaguar! Следуя командам профессионального гонщика, сидящего рядом, выравниваю руль задолго до окончания поворота и «доворачиваю» педалью газа. ESP в моем F-Type полностью выключена. Я прилетел в Сочи на два дня ради одного — провести полтора часа на настоящем гоночном треке «Сочи Автодром» за рулем Jaguar F-Type R AWD и Range Rover Sport SVR. Не помню, чтобы езда на автомобиле доставляла мне столько удовольствия!

Расположен автодром в самом центре Олимпийского парка, огибая конькобежный центр «Адлер-Арена», дворец зимнего спорта «Айсберг» и главное место парка — Олимпийскую площадь Medals Plaza. Автобус, на котором мы приехали, тщательно проверили металлоискателем, заглянули под днище и лишь после этого пустили на территорию «Сочи Автодрома» (это официальное название трассы). Поколесив минут пять по лабиринтам внутренних проездов, мы подъехали к так называемому Paddock Club, где во время заездов находятся гаражи команд. Перед тем как попасть на пит-лейн, необходимо пройти медкомиссию. Проверив давление, пульс и отсутствие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, я выбираю шлем (без него на трассу нельзя) и, следуя указаниям на моем бэдже, иду к автомобилю №1. Это новая модификация купе Jaguar F-Type R с полным приводом. Первый круг можно проехать исключительно в роли пассажира. За рулем — профессиональный инструктор, который уже не один десяток раз проехал эту трассу в боевом режиме.

Продолжительность трассы — 5853,7 метра. Направление — по часовой стрелке, а значит, большинство поворотов — правые (12 против 6 левых). Практически все они — с прямым углом. Есть затяжная дуга (как раз вокруг Олимпийской площади). Ширина трассы варьируется от 13 до 15 метров. На идеальной 650-метровой прямой болиды Формулы-1 разгоняются до скорости 320 км/ч. Мощные «гражданские» автомобили — до 250—270 км/ч, если выедут на прямую не с пит-лейна, а с линии старта (вторым кругом) и окажутся в начале прямой на скорости 100—130 км/ч. Во время ознакомительного круга инструктор рассказал об особенностях трассы.

— Видишь, все повороты прямые. Чтобы вам было легче проезжать их, мы расставили фишки по идеальной траектории. Прижимаешься к противоположному краю, притормаживаешь, поворачиваешь и смотришь туда, где должен оказаться через три секунды. Руль выравнивай до окончания поворота, плавно открывая газ. На дуге держи скорость 100—110 км/ч. Без системы стабилизации это будет на грани скольжения. Газом на дуге не играй! Запомни — руки от руля не должен отрывать никогда. На трассе нет ни одного места, где нужно делать перехват. Если оторвал от «баранки» хоть одну руку — где-то перекрутил. Чем меньше движений рулем — тем быстрее проедешь трассу. Если допустил визг резины — облажался. Так делают дилетанты для понтов, а не профессионалы.

— Есть формульные трассы с кучей защитных барьеров, где болиды врезаются в мягкие ограждения. Это не такой трек. В Сочи трасса выполнена в «городском» стиле, как в Монако. Посмотри вокруг — одни бетонные блоки. Права на ошибку нет. Иначе домой поедем в «скорой». Самое главное — не забывай, что ты не в игре NFS. Такое ощущение часто возникает у людей, которые впервые на настоящем гоночном треке. В симуляторе ты ударишься об отбойник и поедешь дальше. Здесь же со скоростью лучше не переборщать. Буду рядом, подскажу все. Садись за руль.

Ударившись шлемом о проем двери, буквально падаю в спортивный ковш «заряженного» F-Type R. Под длиннющим капотом, край которого не увидишь даже если упрешься головой в потолок, располагается 5-литровый алюминиевый V8 c четырьмя распредвалами. Компрессорный агрегат развивает 550 л. с. и 680 Н·м. Разгон до сотни — 4,1 секунды. Максимальная скорость — 300 км/ч. Хватит цифр, поехали!

На первой же прямой за считанные секунды разогнался до 150 км/ч. Басовитый выхлоп F-Type разнесся эхом по всей Олимпийской деревне. Могучий компрессорный V8 безжалостно швыряет 2-местное купе вперед. Инструктор переключил все режимы машины в «спорт» и активировал «гоночный» выхлоп (который, к слову, никак не влияет на скорость). Отклики на газ у этого спорткара — молниеносные. Ну конечно, ведь в конкуренты F-Type записывают его величество Porsche 911. Первый поворот. Сбрасываю скорость до 40, активно рулю. Рефлекторно пытаюсь довести траекторию до конца рулем, но инструктор указывает на ошибку: «Если будешь рулить как в городе, проедешь медленно. Как бы тебе ни советовал мозг рулить, выравнивай „баранку“ до того, как завершишь поворот! И по мере выравнивания — открывай газ». Понял, капитан!

Дуга. В нее влетаю на 120 км/ч, но сбрасываю до 100, т. к. еще не совсем прочувствовал машину. Автомобиль словно встал на рельсы. Мои внутренние органы устремились вправо, но спорткар не подал и намека на крен. Далее — четыре правых поворота, два левых и затяжной S-образный вираж длиной больше километра, который можно пролетать со скоростью до 200 км/ч. Для того чтобы сбить скорость, организаторы тест-драйва выставили узкие коридоры из фишек. Небольшая «змейка» перед финишем, и идем на второй круг. Трассу более-менее выучил, можно жать на газ.

Кайф от сочинской гоночной трассы наверняка можно получить и на ВАЗ-2107. Но на настоящем спорткаре поездки по автодрому можно описать одним словосочетанием — полный восторг. Если бы не знал, что это новая AWD-модификация F-Type, подумал бы, что я просто на «заряженном» R. Когда филигранно «качаешь» педаль газа, проходя поворот за поворотом, автомобиль — чисто заднеприводной. Как только топишь «на все», интеллектуальная система Intelligent Driveline Dynamics перекидывает часть крутящего момент на переднюю ось, сохраняя, однако, ярко выраженный заднеприводной характер. Нащупав эту грань переключения привода, можно играть с 550-сильным купе как с детской игрушкой. На третьем круге научился точно выставлять машину в повороте с помощью педали газа, чтобы легкий занос задней части помогал выйти на идеальную траекторию. Благо ESP у F-Type полностью отключается, и при желании автомобиль можно настроить так, как его задумали создатели. Чистокровный спорткар без электронных «приправ». Восьмиступенчатый «автомат» в спортивном режиме щелкает передачи как белка орешки. При торможении коробка даже помогает сбрасывать скорость передачами. Когда активно маневрируешь, умный Quickshift стойко держит тахометр в зоне высоких оборотов. Даже когда за рулем профессиональный гонщик — он не использует лепестки. Машина сама знает, какую передачу оптимальнее включить в конкретный момент времени.

Проехав три круга, включаю «аварийку» и еду еще один круг со скоростью не больше 100 км/ч, не пользуясь педалью тормоза. Это обязательное правило — остудить тормоза. К третьему кругу они уже были довольно «ватные» и производили клубы пара. Коробку перевел в ручной режим и перед поворотами просто понижал передачу. «Для гоночного автомобиля лучше всегда быть в движении. Если проехать два-три круга в таком режиме, как мы, и просто остановиться, заглушив машину, это чревато последствиями как для двигателя, так и для тормозов. Вот сейчас проедем со скоростью 70—100 км/ч, убив двух зайцев: тормоза остудим и поможем вентилятору сбить температуру двигателя, обороты которого уже 10 минут не вылазят из красной зоны», — рассказал инструктор.

Проехал пару кругов и на 380-сильной версии AWD (F-Type S) с открывающимся верхом. Родстер рулится не хуже, только зря я попросил инструктора не закрывать крышу перед заездом. На скорости 200 км/ч ветер едва не срывал с моей головы шлем. Ну, зато смачный звук выхлопной системы еще больше радовал ухо. Управлять 6-цилиндровым F-Type оказалось намного проще. Думаю, если бы замерить время, то на родстере с 3-литровым двигателем я бы проехал круг быстрее, чем на 5-литровом. Разница по разгону на прямой не такая большая, но забрасывать более легкую 6-цилиндровую «морду» в повороты можно быстрее, чем в случае с V8.

После 15-минутного перерыва сел на пару кругов за руль Range Rover Sport SVR. Мотор — тот же, что у Jaguar: 5-литровый компрессорный V8 мощностью 550 л. с. От обычного 5-литрового Sport данная модификация отличается не только увеличенным на пару десятков количеством лошадиных сил. Ее 8-ступенчатая автоматическая трансмиссия ZF 8HP70 и полноприводное шасси были оптимизированы для очень быстрого разгона и управляемости. Это позволило Range Rover Sport SVR пройти «Северную петлю» на Нюрбургринге за 8 минут 14 секунд и стать на время самым быстрым внедорожником на планете (пока его не обошел Porsche Cayenne Turbo S с результатом 7 минут и 59,74 секунды).

Ожидал, что после F-Type этот автомобиль покажется мне «очень быстрой коровой». Но пролетев на машине один круг, понял, почему некоторые журналисты называют Sport SVR «спорткаром повышенной проходимости». В трансмиссии установлена новая система, анализирующая ускорение и торможение, поперечную нагрузку в поворотах, запросы на понижение передачи и даже крутизну подъемов. Далее автомобиль сам выбирает одну из 25 предусмотренных программ трансмиссии для адаптации к поведению водителя и дорожным условиям.

Учитывая, что до меня за рулем Range Rover Sport SVR три часа катались другие журналисты, машина уже научилась инициировать более агрессивное переключение передач при увеличенном времени задержки на высоких оборотах двигателя. На деле это значит, что под правой педалью у вас — постоянный пик крутящего момента. Про задержки отклика на газ тут и речи не идет. Трансмиссия активно понижает передачи при торможении. При этом заслонка дросселя автоматически закрывается, чтобы сохранить стабильность автомобиля на дороге, если, по мнению системы, скорость слишком высокая. Одновременно в случае резкого торможения эта функция позволяет трансмиссии совершить резкую серию понижений передач с сохранением максимальной управляемости и плавности движения.

Кроме увеличенных кренов кузова по сравнению с F-Type, мощный внедорожник заметно отличается длинноходными педалями. Мне показалось, что ход педали тормоза у SVR вдвое больше, чем у купе. Поэтому на первом круге не всегда мог грамотно «запланировать» тормозной путь, скидывая скорость со 150+ км/ч перед резким поворотом. По прямой автомобиль едет как скоростной танк — громко и очень уверенно. Но на SVR более интересно вилять в поворотах. Есть тут интересная штуковина под названием Corner Recognition. Она не позволит коробке поменять передачу во время поворота и быстро среагирует на команду водителя при выходе из виража, понизив или повысив ступень.

У внедорожника нет такой ярко выраженной «заднеприводности», как у F-Type. Здесь я даже не задумывался, на какой из осей сейчас больше момента. Хотя электронная многодисковая муфта в центральном дифференциале в экстремальных условиях может направлять до 100% крутящего момента на любую из осей. Ну и конечно, заслуживает внимания та же кнопка с рисунком выхлопной трубы. Она выполняет ту же функцию, что и на F-Type R, — радует ухо водителя.

Интересная парочка получилась. Полноценный внедорожник, который по геометрической проходимости оставляет позади даже Defender, превратили в гоночный снаряд, в котором можно ездить по асфальту, оставляя позади некоторые «заряженные» хетчбэки. А чистокровный британский спорткар Jaguar F-Type R оснастили полным приводом. Эти машины словно сделали шаг навстречу друг другу. Российские представители JLR уверены, что AWD для F-Type будет пользоваться спросом на рынке Таможенного союза. Полный привод сделал автомобиль более устойчивым и пригодным для круглогодичной эксплуатации. Что касается Sport SVR, то за него можно не волноваться. Российские и белорусские толстосумы всегда любили мощные и очень дорогие внедорожники. Теперь у покупателей Porsche Cayenne Turbo S, BMW X5 M и Mercedes GLE63 AMG есть весьма достойная альтернатива.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by