Контраварийные методы при подрезании и резком появлении пешехода. А вы так «У»меете?

 
29 454
15 августа 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Предыдущее занятие проходило в городе, а сейчас преподаватель предложил выработать навыки экстремального вождения на автодроме. По его словам, это может пригодиться на обычной улице. Например, кто-то подрезал перед светофором — что делать? Контрмера — это резкое торможение с одновременным маневрированием, которому и будет учиться Анна. После упражнений на площадке девушка сдавала небольшой экзамен в городе.

— Мы уже выяснили, что ты в хорошем водительском состоянии. Сейчас повысим уровень твоего мастерства, — Юрий Краснов захватил с собой на автодром любимый тренажер.

Дополнительный руль преподаватель устанавливает прямо в Toyota Yaris. Анне предстоит отрабатывать эффективное управление рулевым колесом. Предыдущая курсантка также посвятила этому не одно занятие.

— А нужно ли это обычному водителю? — засомневались мы.

— В обычной повседневной ситуации этот прием не понадобится, — согласился инструктор. — Но в экстренной обстановке короткие, мелкие движения, которыми перебирает руль Анна, не помогут эффективно управлять.

Сразу у девушки получается не очень. Она словно путается в руках: где эта точка в два часа? куда девать тянущую руку? когда подключается толкающая? Вот-вот — и Анна сдастся: «Мне неудобно!» На самом деле мы наблюдаем борьбу с водительской привычкой. Нам всегда было с ней удобно и комфортно. Так зачем менять?

— Мы бы сейчас могли не исправлять недочеты в рулении, но предстоит занятие на реакцию, а там данный прием понадобится, — не отстает Юрий Краснов. — Но и в жизни это пригодится. Вот вы не задумывались, почему столько вылетов в кювет с тяжелыми последствиями? Все из-за того, что дергают резко руль, а это приводит к неуправляемому заносу, из которого большинство водителей вывести машину уже не в состоянии.

По словам преподавателя, ощущение можно получить только во время тренировок. Только тогда можно почувствовать разницу между «чуть» и «чуть-чуть».

Где-то спустя 10—15 минут интенсивной тренировки создалось ощущение, что у Анны начало получаться. Кажется, даже строгий Краснов доволен, и он решает перейти к следующему упражнению.

Инструктор выставляет две линии из фишек. Девушке предстоит ездить змейкой. Особенность в том, что управлять рулевым колесом нужно постоянно, не должно быть пауз. Во время водительского мастерства было заметно, что сразу многие водители ездили с ошибками.

Преподаватель верен своим словам о том, что учителю нужно прежде показывать, чем требовать от ученика. Он демонстрирует, как выполнять упражнение: «Смотри. Вот жизненная ситуация. Впереди кто-то включает „аварийку“. Мы „просимся“ в соседнюю полосу. Сзади нам моргают, мол, проезжай. Теперь надо красиво и не задерживая коллегу выехать в ряд — с газом и выкрутив руль. А обычно у тех, кто не умеет управлять рулевым колесом, как бывает? Дергаясь, высунет нос в полосу, потом несмело станет выдвигать корпус автомобиля, затем выкручивать руль, потом обратно. За это время уже затор успеет образоваться».

Теперь за руль садится Анна. Однако упражнение дается ей не сразу.

— У тебя слишком много лишних движений, а еще они «куцые», — поправляет Юрий Краснов. — Я понимаю, тебе сложно — раньше ты рулила как хотела, теперь надо думать о руках, еще и фишки объезжать!

— Я не понимаю, где бросать руль, когда подхватывать и в какой момент приспускать! — эмоционально восклицает девушка.

Инструктор реагирует мгновенно и меняет тактику. Анна отъезжает от фишек и движется по свободной траектории, отрабатывая эффективное руление. Тоже своего рода борьба с неправильно закрепившимися привычками. Кстати, а что делать водителям, которые тоже хотят управлять рулевым колесом правильно? Юрий Краснов рекомендует соорудить тренажер и отрабатывать приемы, установив руль на столе. Только предупреждает: руль игровой приставки не подойдет, там совершенно другой принцип.

Немного потренировавшись, девушка возвращается к фишкам. Получается гораздо лучше. Но преподаватель все равно недоволен:

— Руки не одинаково работают. Толкающая ленится. То перехватываешь, то нет. То приспускаешь, то нет. Руки у водителя должны быть загребущие. Ты не расстраивайся, не все получается сразу. И вообще, моя задача — нудеть!

Похоже, Анна привыкла и стоически переносит тягости и лишения. Заметен прогресс. Она лучше управляется, и претензий у преподавателя все меньше.

— Ру-у-уль на месте не сто-о-оит! — затягивает инструктор, который считает, что команды в песенной форме воспринимаются лучше.

Через полчаса после начала занятия уже было сложно понять, кто управляет автомобилем — Краснов или Анна. Машина ловко объезжала фишки, руль вращался беспрестанно, автомобиль выписывал правильную траекторию.

Тогда инструктор потребовал ускориться — сразу возникли крены. «Это нормально. Сейчас будем их убирать. Просто нужно больше точности», — говорит преподаватель.

Столько внимания змейке уделяется неспроста. Это зачин для выполнения маневров, подчас резких, в городе. Кроме того, упражнение позволяет почувствовать габариты автомобиля и положительно сказывается на выработке реакции.

Дальше все пошло как по маслу! Машина двигалась ритмично, как будто ей управлял профессиональный гонщик, а не девушка с двухлетним стажем вождения.

Новое упражнение касается контраварийных мер при подрезании или неожиданном возникновении препятствия впереди. Toyota Yaris, которым управляет преподаватель, разгоняется, потом резко тормозит, одновременно совершая перестроение (коридор из фишек выполняет роль полосы).

— Бывают ситуации, когда нужно одновременно тормозить и уходить от препятствия, — напоминает Юрий Краснов.

Теперь Анна садится за руль. Ее задача — двигаться по коридору и «перестраиваться» по команде инструктора.

Разгон до отмашки Юрия Краснова. Если он смещается вправо, значит, ехать нужно влево. Тот дает команду в самый последний момент. Потом резкое торможение с одновременным смещением. Реально опасно!

У Анны с ходу здорово получается. Как будто и вправду кто-то решил ее «поучить» перед светофором, а она была готова к контраварийным мерам. Вот бы «учитель» удивился!

Очередная вводная: теперь не просто сманеврировать, но и вернуться в прежнюю полосу. Фактически совершить два перестроения и при этом тормозить.

— После этого ты будешь чувствовать себя в городе как воспитатель среди детей в песочнице! — радуется успехам девушки преподаватель.

Следующее упражнение касается резкого появления пешехода. Нечто подобное отрабатывалось на водительском мастерстве. Юрий Краснов будет резко появляться перед набирающим скорость автомобилем. Задача Анны — остановить автомобиль и подать гудок клаксона.

— Есть разные сигналы. Например, один короткий — это побуждение к действию, мол, проезжай, два коротких — предупреждение. Тебе же надо использовать длинный, критический, — инструктирует преподаватель.

Если кто-то думает, что все было понарошку, то ошибается. Инструктор выбегал в последний момент, размахивая клюкой. Резкое торможение, как говорится, «в пол», визг резины, и все в машине летит с сидений.

— По статистике, при наезде на пешехода водители-женщины причиняют более тяжкие травмы, чем автомобилисты-мужчины, — приводит данные преподаватель. — Это связано с тем, что мужчины, даже понимая, что ДТП неизбежно, реагируют, пытаются минимизировать последствия, а женщины — нет.

Затем была смоделирована более реальная ситуация — припаркованный автомобиль, из-за которого показывался наш расторопный пешеход. Девушка опять проявила себя как внимательный водитель — машина всякий раз останавливалась как вкопанная.

Все! Заканчиваем упражнения на площадке. Они явно пошли на пользу Анне. Теперь проверим, как она себя чувствует в городе. Перед первым занятием девушка призналась, что боится плотного потока, очень редко движется по МКАД. Отправляем ее в самое «пекло» — на кольцевую, а потом на пр. Независимости.

— Смотрите, она совсем другая. Думает, что вокруг происходит, — замечает Юрий Краснов.

Уже на проспекте он интересуется: «Как ты себя чувствуешь?»

— Как буддистский монах! — на лице Анны не дрогнул ни один мускул.

В районе парка Челюскинцев возникает опасная ситуация. Девушка перестраивалась из третьей полосы во вторую. В этот момент из крайнего правого ряда туда же метил водитель Audi с транзитными номерами. «Видишь, какая обстановка! Мы двигались 60 км/ч. Вроде бы посмотрели, оценили. А тут появляется нарушитель. Это он создал опасность, но ты молодец — не повелась!» — анализирует произошедшее инструктор.

Следующий его совет касался движения в плотном потоке: не ехать рядом с машиной, лучше в шахматном порядке. Часто водители заезжают на линию разметки, особенно на изгибах.

Проехав полностью проспект Независимости, завершаем насыщенное занятие. В конце его участники традиционно подводят итоги. Анна: «У меня как будто внутренний зажим убрали! Теперь я знаю, как рулить, не надо мельчить, захват должен быть большим. Если раньше перебирала руль, то теперь могу обернуть его за 2—3 движения. Мне стало комфортнее при управлении автомобилем».

Юрий Краснов: «Как говорят, змейка — мать движения. Мы показали тебе правильный захват, повысили степень мастерства. Ты перестала бояться окружающего пространства. Теперь можешь выйти из аварийной ситуации с достоинством. А волнение твое уже проходит. Скоро ты и не то сможешь!»

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by