Покажите бокс! Противопожарный рейд с МЧС по гаражным кооперативам

 
16 сентября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Как и 20—30 лет назад, в гаражных кооперативах жизнь кипит. Это такая сугубо мужская территория со своими порядками и законами. Здесь делятся последней каплей масла и советуются, как лучше поменять задний сальник коленвала, не снимая двигатель. Безмятежное существование тихих улиц из боксов периодически прерывают звуки сирен спецавтомобилей. В последнее время уж слишком часто: горят гаражи, а вместе с ними автомобили, комплекты шин, канистры с техническими жидкостями... В этом году в Беларуси было зарегистрировано несколько смертельных случаев. Почему вспыхивают боксы и как предотвратить ЧП, корреспонденты Onliner.by разбирались во время рейда по гаражным массивам Минского района.

— В этом году каждый 20-й пожар в нашем районе произошел в гаражно-строительных кооперативах. Не так уж мало, — говорят инспекторы по пожарному надзору Минского районного подразделения МЧС. — Вообще, гаражи по нашей классификации относятся к пожароопасным объектам.

По дороге сотрудники МЧС рассказывают, что масштаб повреждений и сумма ущерба часто зависят от того, как быстро пожарные доберутся до места происшествия. Нередко огонь успевает переброситься на соседние, плотно стоящие боксы. Сложность еще и в том, что иногда люди хранят опасные вещества, которые в случае возгорания потушить очень тяжело.

Вспоминают, как три года назад в Мачулищах вспыхнул бокс: сгорел Nissan Vanette, кое-какое имущество, в гараже также оказался ящик металлического порошка. Потушить его пеной или водой было невозможно. В результате пришлось вызывать автомобиль порошкового тушения, а ликвидация заняла 3—4 часа!

А мы уже на месте. Поселок Гатово. ГСК «Кола». Только чужая машина (мы передвигались на обычном, гражданском автомобиле) заезжает в коридор из боксов, как двери нескольких гаражей захлопываются. Значит, есть что скрывать?

Один из боксов все же остается открытым. Оттуда доносится стук. Подходим ближе. Под Fiat с транзитными номерами возится мужчина. В руках — сварочный аппарат.

— По правилам пожарной безопасности проводить газо- и электросварочные работы в гараже запрещено. Знали об этом? — спрашивают инспекторы.

— Глушитель варю…

— Снимайте его и производите работы на улице. Это не запрещено.

Судя по статистике, чаще всего возгорания в гаражах происходят именно при проведении сварочных работ. Многие даже не подозревают, что это нарушение. Другие действуют на свой страх и риск. Два года назад около авторынка в Малиновке как раз по этой причине сгорели гараж и Renault Safrane. Во время сварки искры попали на обивку салона автомобиля. Виновник ЧП пытался потушить огонь самостоятельно, но не получилось.

Тем временем сотрудники МЧС интересуются, есть ли у владельца гаража огнетушитель. Правила обязывают хозяина бокса иметь при себе 4-литровый баллон. К тому же мужчина проводил опасные работы — он хотя бы позаботился о первичных средствах пожаротушения?

Автовладелец некоторое время ищет. Баллон находит не сразу. Шланг — отдельно, резьба сорвана, в случае ЧП такой огнетушитель был бы бесполезен.

Напоследок инспекторы также обращают внимание — лампа накаливания не прикрыта колпаком, что тоже является нарушением правил пожарной безопасности: «Бывали случаи, они взрывались. А гореть в гараже всегда есть чему — ветошь, промасленные тряпки, пары технических жидкостей…»

Однако сотрудники МЧС настроены миролюбиво и ограничиваются предупреждением.

Идем дальше. Почти все гаражи закрыты. На дверях — амбарные замки. Проходя мимо одно из боксов, инспекторы вспоминают: «В феврале 2013 года здесь был пожар. Владелец гаража разрешил знакомому отремонтировать свой автомобиль Opel Vectra (1992 г. в.). Тот оставил для просушки электрообогреватель прямо в салоне и уехал на рыбалку. В это время произошел отказ в работе вентилятора. Сначала загорелись электрические части самого обогревателя, а потом — обивка салона. Машина и гараж выгорели».

Чтобы увидеть некоторые нарушения, не нужно даже заходить в гараж. Сотрудники МЧС замечают на крышах массива несколько труб печного отопления. Следы сажи говорят о том, что это не муляж, а действующий элемент отопительной системы. Чем чревато использование буржуйки? В прошлом году хозяин одного из боксов, расположенных в Минском районе, решил согреться и протопить печь на жидком топливе. Отлучился помочь соседу. Когда опомнился, гараж уже полыхал. В результате пожара были повреждены сам бокс, Fiat Punto и кровли двух соседних гаражей.

— Печей в гаражах вообще быть не может. Но они есть и, как правило, сложены кое-как. Из щелей чуть ли не языки пламени показываются. Это грубейшее пренебрежение правилами пожарной безопасности, — объясняют инспекторы, беря нарушение на карандаш.

Вот еще один подозрительный бокс. Подозрительный, потому что пятна краски говорят о его использовании под покрасочную камеру. На двери замка нет. Но на стук никто не отвечает. Покраску автомобилей в обычных гаражах производить категорически запрещено. Такое помещение должно быть оборудовано системой автоматического пожаротушения. Есть ли оно в гараже? Вопрос скорее риторический.

Дальше рейд заводит нас на СТО, расположенную рядом с гаражно-строительным кооперативом. Все аккуратно. Есть УЗО, огнетушители.

— А это что? — показывает на разобранную розетку сотрудник МЧС.

— Вчера только сломалась. Исправим, — обещают работники автомастерской.

А вот отсутствие автоматической пожарной сигнализации — это уже серьезно. Инспекторы говорят, что будут разбираться, кто должен был ее провести — владелец здания или арендаторы. Ведь хозяева СТО рискуют не только своим оборудованием, но и чужими машинами.

Поблизости расположен огромный бокс (он как раз находится на территории ГСК). Около него стоит несколько автомобилей. Внутри — еще парочка в полуразобранном состоянии. Владелец говорит, пока не решил, что будет делать с помещением. Но судя по размаху — не масло менять в своей BMW.

— Ни производство, ни СТО в составе кооператива открыть не получится, — предупреждают сотрудники МЧС. — Внутри также нельзя заниматься сварочными и покрасочными работами. А крутить гайки можно.

Оставляем озадаченного хозяина наедине с размышлениями. Рейд же продолжается в соседнем гаражном массиве. «Хранение и складирование горючих материалов запрещено», — кивает в сторону ящиков и коробок инспектор. Председателя, которого сейчас нет на территории ГСК, по этому поводу еще ждет разговор.

Въезжаем в один из коридоров. Здесь та же реакция, что и в предыдущем ГСК. Вот мужчина быстро прячет инструмент и начинает закрывать бокс.

— Постойте! Не уходите. Куда вы? — инспекторы пытаются остановить его.

Но торопыга прыгает в Peugeot и уезжает. Пока мы находились в ГСК, эта машина сделала несколько кругов. Со стороны выглядело очень глупо.

Сосед сбежавшего был более сговорчивым. Рассказал, что восстанавливает ГАЗ-69, мол, сварочные работы проводит только на улице, сам работал в «пожарке» и знает требования. Однако сотрудники МЧС замечают на линолеуме следы от сварочного аппарата.

— Ну дайте штраф, — как-то быстро сдается мужчина.

— Ограничимся предупреждением, — говорят инспекторы.

На самом деле цель таких рейдов — не оштрафовать кого-то, а скорее предупредить беду, объясняют в МЧС. Бывает так, что по незнанию владелец гаража допустил пожар, потерял машину да еще оказался должен соседу, у которого сгорел дорогой автомобиль. А все из-за какой-нибудь «мелочи».

— А можно на зиму буржуечкой обзавестись? — спрашивает владелец гаража, пользуясь случаем.

— Ни в коем случае. И баллон нельзя. Только отопительный прибор без открытой излучающей поверхности.

В соседнем боксе тоже нарушение — установлена печка. Паренек, появившийся позже (гараж принадлежит его дяде), уверяет, что готов разобрать сейчас же. Инспекторы обещают вернуться и проверить.

На соседней «улице» ремонтные работы ведутся около гаража.

— Про запрет проведения сварочных работ знаете? — спрашивают сотрудники МЧС.

— Конечно. Только на улице. Штраф до 30 б. в. Откуда знаю? Люди говорят, — улыбается мужчина.

Это был чуть ли не единственный владелец гаража, который оказался хорошо осведомленным о правилах пожарной безопасности. В целом же возникло ощущение, что многие тонкостей не знают.

— Подобные рейды в Минском районе, на территории которого находится около 60 гаражно-строительных кооперативов, проводятся регулярно, — подытоживает начальник Минского районного отдела по чрезвычайным ситуациям Юрий Богданчик. — Однако нарушения всякий раз выявляются. Не все знают, что в боксах допустимо хранение до 20 литров дизтоплива (бензина) и 5 литров масла в металлической, плотно закрывающейся таре. Никаких газовых баллонов содержать нельзя и т. д. Основные причины возгораний в ГСК — нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования, правил проведения огневых работ и неосторожное обращение с огнем.

Юрий Богданчик

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by