Блондинка на BMW учится правильно пропускать пешеходов. А вы так «У»меете?

 
35 141
19 сентября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Любой, даже самый аккуратный водитель хоть раз попадал в ситуацию, когда замечал пешехода в самый последний момент, а тормозить было уже поздно. Если бы человек все же решился пересечь дорогу, случилась бы беда. Как не допустить критическую ошибку? На этот сложный вопрос отвечает Юрий Краснов. Он будет учить певицу Gerylana правильно подъезжать к нерегулируемому переходу и предотвращать ДТП.

— Взаимоотношения пешеходов и водителей в Беларуси имеют долгую историю, — вспоминает Юрий Краснов. — Еще лет пятнадцать назад водители на пешеходов вообще не обращали внимания. Если человек перебегал дорогу, а ему сигналили, значит, он бежал не слишком быстро. Но в начале 2000-х были внесены изменения в ПДД и пешеходы получили преимущество при пересечении проезжей части по нерегулируемому переходу. Это было закреплено юридически, но в реальности многие автомобилисты ездили по старой привычке. Сейчас ситуация сильно изменилась. В ментальном смысле мы уже гораздо ближе к Европе, где достаточно просто приблизиться к «зебре», чтобы поток остановился. Однако некоторые автомобилисты банально не умеют останавливаться перед переходом. Будем этому учиться.

Инструктор напоминает, что по пункту 116 ПДД, не раз менявшемуся, при подъезде к нерегулируемому переходу водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу пешеходам. Но как бывает на практике?

— Обычно водители интенсивно снижают скорость непосредственно перед «зеброй», — продолжает преподаватель. — Это влечет за собой три вида ДТП: во-первых, машину вовремя остановить не удается и она все-таки сбивает пешехода; во-вторых, происходит попутное столкновение — врезается едущий сзади, поскольку у него времени на реакцию еще меньше и он не успевает притормозить; в-третьих, пешехода сбивает автомобилист, движущийся в соседнем ряду.

Юрий Краснов настаивает, что большинство таких аварий можно было бы предотвратить. Однако чаще всего водители действуют на свой страх и риск, даже не притормаживая перед «закрытым» переходом.

Наша улично-дорожная сеть устроена таким образом, что от автомобилиста требуется слишком много внимания. Его все время заставляют решать задачи с неизвестными, помнить наизусть организацию дорожного движения. Справляются с этим не все, поэтому и происходят наезды.

— Первое, что водитель обязан делать, это искать глазами переход. Именно от автомобилиста должна исходить инициатива активного поиска, — советует Юрий Краснов. — Второе: он должен определять, какой перед ним обзор. Есть ли припаркованные автомобили, не мешают ли кусты, деревья и так далее.

Но главное, автомобилист не должен перекладывать ответственность на пешехода, надеяться, что последний сам позаботится о своей безопасности. Юридически именно водитель должен уступить дорогу.

— Тем более что все водители так или иначе выступают в роли пешеходов, — заметила Gerylana.

— Вот тебе прямо сейчас придется выступить в этой роли, — вдруг заявляет преподаватель. — Сначала я буду имитировать поведение неправильного водителя, а потом — правильного.

Улица Грушевская как раз подходит для этих целей — узкая, плотно заставленная припаркованными автомобилями. На ней размещена серия нерегулируемых переходов без «спящих полицейских». Осторожный водитель выберет небольшую скорость, будет ее снижать перед «зеброй» и высматривать пешеходов.

Но Юрий Краснов действует иначе. Он довольно дерзко разгоняет BMW и, не замедляясь, тормозит перед переходом с визгом шин. Gerylana явно напугана... Часто водители ведут себя именно таким образом и еще обижаются на реакцию пешеходов.

Теперь инструктор демонстрирует правильный сценарий. За 30—40 метров до перехода он снижает скорость до такой, что пешеходу становится понятно: его пропускают. Убедившись, что автомобиль не представляет угрозу, Gerylana спокойно пересекает дорогу.

Иногда водители ругаются на пешеходов: «Ну я же тебя пропускаю, чего ты не идешь?» Пенять нужно на себя — значит, действия были непонятны или человек посчитал скорость недостаточно низкой. Возможно, замедлиться надо было еще больше. Кроме того, есть группы участников дорожного движения (в первую очередь дети и пожилые люди), которые в силу возрастных особенностей не могут определить опасность обстановки.

— В первый раз сердце у меня билось сильно-сильно, хотя я знала, что Юрий профессионал, видит меня и остановится, — поделилась впечатлениями Gerylana. — Во второй раз поняла, что ничего не грозит. Его действия были предсказуемые.

Во время занятия у нас разгорелась дискуссия: а что делать, если едущий сзади не хочет замедляться и движется вплотную к твоему заднему бамперу? По мнению преподавателя, задача переднего автомобилиста в этом случае — снижать скорость медленнее.

На наших многополосных дорогах пока еще есть нерегулируемые переходы, перед которыми нет «спящих полицейских». Стандартная ситуация: один тормозит, а сосед по полосе — нет. В результате происходит наезд. Юрий Краснов исходит из того, что на дороге все должны друг другу помогать. Его совет: «Если видите, что движущийся рядом не останавливается, — сигнальте, а также включайте „аварийку“! Это обратит внимание и пешехода, и окружающих водителей».

— Если спросить автомобилиста, сбившего пешехода, за 15 минут до ДТП, что делать при подъезде к переходу, то он ответит правильно, — говорит Юрий Краснов, прослуживший в ГАИ более 10 лет. — Тогда почему же он совершил аварию? Потому что между вопросом по теории и образом реальной ситуации — большая разница.

Некоторые водители жалуются: неужели пешеходы не понимают, что на скользкой дороге я не могу вот сразу остановить автомобиль! Но когда спрашиваешь, а как же вы действуете при выезде со второстепенной дороги на главную, они вспоминают, что все-таки остановить машину получается: «Иначе в меня же ударят и я буду виноват». Все потому, что статус объекта меняется.

Теперь за руль садится Gerylana, а инструктор внимательно следит за ее действиями. Выезжаем в район ул. Р. Люксембург, где также много нерегулируемых пешеходных переходов. Сразу обращаем внимание на то, что кто-то смотрит в сторону нашего автомобиля, а кто-то — нет.

— На самом деле смотрят все или почти все, — считает преподаватель. — Просто пешеходы исхитрились смотреть на машину не поворачивая голову. Тут такая штука. Если он повернет голову, то автомобилист продолжит движение — мол, человек меня увидел. Когда я был инспектором, часто останавливал таких водителей и спрашивал, почему они не пропустили пешехода. Ответ обычно был такой: «Так он же не хотел идти». Хотел, просто вы его не пропустили… Поэтому теперь люди при пересечении проезжей части пытаются повлиять на водителя и делают вид, что не замечают его.

Приближаемся к «зебре». В паре метров от перехода стоят три женщины. Но мы продолжаем катиться.

— Притормаживай! — советует инструктор. — Видишь, ты понизила скорость после моей команды. Надо было это сделать раньше.

— Просто я задумалась.

— Да. Но женщины уже пошли.

Около следующего перехода Gerylana исправляется и замедляется за 30—40 метров. Пешеход сразу ее понимает и начинает пересекать дорогу.

— А сейчас — молодец! — одобрительно кивает Краснов.

— Всегда так делаю…

Следующий совет преподавателя — не надо ехать «по пяткам» пешехода. Тот может неожиданно развернуться, остановиться, споткнуться. Кстати, случаи наезда в такой ситуации регистрировались не раз. Вроде бы автомобилист все сделал правильно, но поторопился продолжить движение и все испортил.

...Покружив еще немного по микрорайону и пропустив несколько десятков пешеходов, Gerylana, как нам показалось, уяснила ключевые тезисы. Юрий Краснов тоже доволен: понимание безопасного приближения к переходу у водителя BMW 3-Series теперь есть.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by