Скоро переобуваться? Корреспондент Onliner.by поможет! Репортаж с шиномонтажа

 
26 октября 2015 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Тарналицкий

Погода добавляет нервозности и держит большинство водителей на низком старте. То вроде бы уже совсем по-осеннему похолодало. Кто-то даже съездил переобуться, чтобы в очередях не стоять. То снова потеплело. И что делать? Корреспондент Onliner.by ждать не стал и отправился на шиномонтаж, пока это не стало мейнстримом. Когда советуют переобуваться профессионалы, трудно ли правильно отбалансировать колесо и как один болт может здорово испортить жизнь водителю — об этом и многом другом читайте в нашем репортаже.

Машины на шиномонтажах есть, но пока особого ажиотажа не наблюдается. Чего ждут водители, если очевидно, что лето еще не скоро? Этот вопрос мы задали Александру, хозяину одной из столичных автомастерских.

— Все зависит от погоды. Странный, но очень показательный факт: реально очень большое число водителей приедет ровно тогда, когда выпадет серьезный первый снег. День в день, — рассказывает он. — Причем даже если вот сейчас относительно тепло, но синоптики скажут, что через три дня наступит зима, в эти три дня особо никто не поедет. Приедут накануне, будут стоять ночью, только бы этот лишний день не проездить на зимней резине. Не знаю, отчего так, боятся, что ли, испортить комплект за этот день?

Александр

Приезжают те, кто не хочет стоять в очереди и предпочитает все делать загодя. Даже в будний день такие находятся. Так, на замену резины приехала Skoda. Мы ее берем в оборот: под чутким руководством Александра в четыре руки попытаемся переобуть машину. Время терпит, поэтому успеваем пообщаться, пока снимаем колеса.

На шиномонтаже говорят: ждать снега — очень плохая идея. Ведь зимние покрышки отличаются не только протектором, но и составом резины. Летняя резина, к примеру, теряет свои свойства уже при температуре +4...+6 градусов Цельсия. Это значит, что в такую погоду она недостаточно цепкая, не эластичная, просто задубевает. Чем это грозит на сложной осенней дороге, водитель должен хорошо понимать. Поэтому профессионалы, так же как синоптики и ГАИ, рекомендуют переобуваться глядя не в календарь, а на термометр.

— В последнее время появилась еще одна тенденция. Люди, вероятно чтобы сэкономить, вообще не используют летнюю резину. Переставляют себе «зиму» и ездят на ней круглый год, пока шины совсем не износятся. Тогда, опять же, покупают зимний комплект — и вперед, — говорит Александр.

Бывает, у водителя в гараже хранится два набора колес — с зимней и летней резиной. В этом случае проще. Нужно просто переставить их, предварительно отбалансировав нужный комплект. У Skoda ситуация другая. Есть два комплекта резины. Наша задача — снять летний комплект и установить зимний.

В шиномонтажной мастерской у Александра есть все, что нужно для работы по монтажу-демонтажу резины, а также балансировке колес. Пневматический монтажный стенд — эдакая многолапка: и схватит, и покрутит, и отожмет. Когда-то, лет пять назад, Александр начинал один. Теперь в мастерской работают трое. А сегодня, с учетом подмоги от Onliner.by, даже четверо.

Прежде всего из колеса нужно выпустить воздух. Для этого выкручиваем ниппель. Его лучше придерживать, иначе улетит — не найдешь. После этого резкое шипение — и воздух выходит за считаные секунды.

Теперь можно отжимать резину. На шиномонтажном стенде есть специальная лапа, которая все делает очень ловко по нажатию педали. Примерился, нажал, и аппарат отжимает покрышку от обода. Он очень мощный — усилие до 2,7 тонны. Для резины такая процедура безвредна.

Александр нас предупредил: обращать внимание на то место, где находится вентиль. Там производить отжим нельзя. Если повредить вентиль — потребуется его замена. Не смертельно, конечно, но неприятно, тем более что в этом случае вина будет за тем, кто производил демонтаж резины. Кроме того, на некоторых колесах устанавливают датчики давления шин. Пневматической лапой сорвать такой датчик — нечего делать. А это «попадалово» долларов на 100 — ну кому это нужно?

Поэтому аккуратно пристраиваем колесо, нажимаем педаль и отжимаем резину. Раз за разом, меняя место отжима, пока вся окружность не отстанет. Затем процедура в точности повторяется с обратной стороны колеса. Александр делает первым, мы повторяем за ним. Это несложно, но требует твердой руки и понимания процесса. Пару раз резина громко хлопает, высвобождая воздух. Мы каждый раз пугаемся, профессионалы только посмеиваются. Снимаем все грузики, установленные после прошлой балансировки.

После того как резина отжата, укладываем колесо на стенд. Следим за тем, чтобы нижний край обода попал в зажимные кулаки, которые его накрепко зажимают, и колесо может раскручиваться. Теперь резину можно снять. Для этого опускаем специальную монтажную лапу и поддеваем на нее один край покрышки. Раскручиваем колесо, лапа не дает шине соскочить обратно и снимает ее с обода.

Затем в точности повторяем процедуру с другой стороны.

Бывает, что обод колеса находится в неудовлетворительном состоянии. Его зачищают, после чего промазывают по всей окружности специальным герметиком, чтобы избежать образования коррозии и сгладить поверхность внутренней части обода для предотвращения утечки воздуха после монтажа шины.

— Вся процедура демонтажа и монтажа занимает немного времени. Если работать хотя бы вдвоем — как мы сейчас, на машину полностью уйдет минут пятнадцать. Хотя многое зависит от колес. Бывает низкопрофильная резина с усиленным бортом. С ней приходится повозиться чуть дольше, а монтаж производится при помощи вспомогательной лапы. Благо у нас оборудование, которое может обслужить практически любое колесо, — рассказывает Александр.

Когда он начинал, то один за день управлялся и с пятнадцатью, и с двадцатью машинами. Работал часов 12 в сутки. Теперь, когда рабочих рук больше, можно и машин 20—30 обслужить. Конкуренция в последние годы усилилась: шиномонтажи на каждом шагу. Но Александр не жалуется. Рядом гаражный кооператив на 1,5 тысячи мест, своя клиентура. Люди приезжают год от года.

— В основном обращаются мужчины, — отмечает собеседник. — Мужья или там друзья приезжают за своих девушек. Сначала сам приедет переобуется, потом на машине жены или подруги заедет. Оно и понятно: мужское дело — возиться с этими колесами по гаражам. Тяжело, грязновато. Женщины появляются нечасто.

А мы продолжаем работать, ведь скоро за Skoda вернется клиент. После того, как резина снята, а обод подготовлен соответствующим образом, можно приступать к монтажу другого комплекта. В сущности, это та же процедура, только в обратном порядке. Покрышку смазывают специальной монтажной пастой, часто в ее состав входит воск. Эта паста действует как герметик, кроме того, она облегчает процесс монтажа резины. Рассказывают, что на некоторых шиномонтажах варят мыло и используют его...

Важно установить нужную резину на нужное колесо и соблюсти при этом правильное направление. Обычно вся необходимая информация размещается на самóй покрышке. Тем не менее, часто на шиномонтаж приезжает машина, а резина на колесах стоит как попало.

— Люди, бывает, сами в гараже переставят, абсолютно не зная, как и что. Соответственно, не так поставил — эффективность шины теряется, а то еще и навредить можно самому себе, — предупредил Александр.

Колесо снова попадает на монтажный стенд, внутренняя часть покрышки закладывается за обод, ее прижимает монтажная лапка. Раскручиваем колесо, и шина сама надевается на диск. То же самое делаем с другой стороны.

Когда все готово, нужно накачать колесо. Это также необходимо сделать правильно.

— Важно не перекачать резину, — инструктирует нас Александр. — У каждой покрышки есть свое максимально допустимое давление. Это не шутки, и его не от балды пишут. Можно так накачать, что резина просто взорвется. Обычное эксплуатационное давление в легковых авто — где-то 2—2,4 атмосферы. Для каждого автомобиля характерно свое значение. Его обычно указывает производитель либо на лючке бака, либо на водительской или пассажирской двери. Низкое давление в шинах отражается на управляемости авто и приводит к перерасходу топлива. А повышенное — дает большую нагрузку на подвеску автомобиля.

В завершение всего колеса нужно отбалансировать. Здесь также все выполняет автоматика. Колесо надевается на станок, оператор вводит необходимые значения — диаметр диска и его ширину. Колесо раскручивается, и компьютер сам определяет, где должен быть установлен дополнительный грузик и какой он должен быть по весу.

Со стальными дисками немного проще — грузик просто набивается на обод. На литой диск снаружи его приклеивают за спицами. На обратной стороне также делают набивку, если это позволяет конструкция диска, либо также наклеивают. После этого колесо еще раз проверяют.

— Водители нечасто следят за нашей работой. Но вот на балансировку приходят посмотреть. Причем сам процесс их не интересует. Им важно, чтобы автомат показал везде по нулям, это значит, что колесо в порядке и отбалансировано, — говорит Александр.

Колесам Skoda понадобилась легкая балансировка. Ничего особенного — буквально по 15—25 грамм. На иные колеса вешают и по 100, и по 150 грамм. Аккуратно прибиваем грузики в нужное место, главное по пальцам не попасть.

— Если у колеса, к примеру, дисбаланс грамм на 40, то на скорости в 70 км/ч водитель это уже почувствует. А на скорости под 200 км/ч балансировка должна быть идеальной. Там даже 10—15 грамм чувствуются. Тех, кто ставит новую резину, мы предупреждаем, что, даже сделав балансировку, нужно прикатать колесо, дать резине усесться на свое место. На это может потребоваться километров 300—400. И затем требуется снова все отбалансировать, — рассказали на шиномонтаже.

Александр говорит, что в последнее время люди приезжают все чаще с белорусской или российской резиной. Известных брендов не много, да и те, что есть, в основном уже бывшие в употреблении.

— Водители рассуждают, что лучше купить четыре новые отечественные покрышки, чем за те же деньги — две импортные или, скажем, комплект «бэушных». Тут каждый действует в меру возможностей, советовать сложно, — отмечает Александр.

Нам осталось только прикрутить колеса на Skoda, и работа выполнена. Тут важно не расслабляться прежде времени и все сделать грамотно. К примеру, обязательно использовать динамометрический ключ. Недокрутить болты — опасно. Перекрутить — болт можно сломать.

— Бывало, приезжают люди — кто им эти болты только закручивал?! Чего только не делаешь, чтобы выкрутить. Предупреждаем клиентов, что может произойти что угодно: можно приложить огромное усилие и болт просто сломается. Нет проблем, у нас рядом есть СТО — все поправимо. Но это слесарные работы, и они оплачиваются, поскольку поломка произошла не по нашей вине, — пояснил Александр.

Мы поблагодарили нашего собеседника за рассказ и за ликбез. Выводы прежние — переобуваться надо, а доверять эту работу следует только профессионалам. Тогда можно быть уверенным, что и колеса круглые, и болты не подведут. Да и поучиться у мастера всегда есть чему.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Тарналицкий
Без комментариев