Ездим по темноте правильно. А вы так «У»меете?

 
35 725
07 ноября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Сейчас световой день идет на убыль. Водителям хочешь не хочешь, а приходится все чаще ездить в темное время суток, когда регистрируется большинство ДТП. Самые опасные в этом смысле дни — осенние. Пока не выпал снег, фигуры пешеходов растворяются в темноте и совсем незаметны. Не выручает даже уличное освещение. Юрий Краснов предложил очаровательной курсантке Екатерине проехать в вечерний час пик по городу, а потом продолжить движение по гродненской трассе.

— Мне некомфортно ездить в темноте, — сразу пожаловалась девушка, которая носит очки. — Как будто не хватает зрения!

— Надо помнить, что такое сумеречное зрение, — замечает преподаватель. — Не у всех оно хорошее. Вроде бы работает уличное освещение, но оно не дает гарантии, что вы своевременно увидите пешехода. Есть зрительные иллюзии и галлюцинации. При отсутствии в достаточном объеме объективной информации мозг начинает придумывать ее на основе наших страхов и опасений. Например, мы едем и боимся сбить пешехода, поэтому фигуры людей видятся в кустах, за столбами, на рекламных щитах. И наоборот, когда появляется человек, ты замечаешь его в самый последний момент.

Не меньшая проблема есть с искусственным освещением. По всему городу у нас используются натриевые светильники с ядовито-желтым спектром, который «съедает» контуры. Лишь в последнее время начали устанавливать светодиодные лампы, которые позволяют улучшить цветопередачу до 85—90% (для сравнения: натриевые — всего на 40%).

— Вот я сейчас думала, что впереди «спящий полицейский», хотя его там не было, — признается Екатерина, явно чувствующая себя за рулем не столь уверенно, как днем.

— На самом деле эта проблема есть даже у опытных водителей, — успокаивает инструктор. — Как-то автомобилист двигался по улице Козлова. При выезде на площадь Змитрока Бядули он должен был уступить дорогу другой машине. Но кузов последней слился с трамваем. В этом и заключается опасность. Тебя никто не похлопает по плечу и не скажет: «Пропусти». А второй участник дорожного движения будет уверен, что ты видишь его.

Советы Юрия Краснова, как всегда, были довольно простыми и очевидными: необходимо обращать внимание на косвенные обстоятельства. Например, на свет других автомобилей — и встречных, и попутных. Так проще увидеть у края проезжей части пешехода. Но придется смотреть не только перед капотом автомобиля, но и чуть дальше, как бы загодя, чего многие водители делать не привыкли.

— Не сиди неподвижно, — дает следующую рекомендацию преподаватель. — Можно слегка наклонить голову вперед, чтобы получить больше информации. Иногда картина меняется, если посмотреть на предмет под другим углом.

Важный вопрос касается скорости, в особенности на небольших улицах, имеющих изгибы, кусты у края проезжей части. Пешеходы, увы, не все дисциплинированные — могут выйти на дорогу вне «зебры». Так что реагировать надо на любое движение в свете фар, рекламы, фонаря, витрины. Это и есть повышенное внимание и концентрация, о которых постоянно говорят.

— Не смотри в фары, чтобы не слепило! — очередной совет инструктора.

— Подождите, вы же сами говорили, что надо следить за фарами автомобилей, — недоумевает девушка.

— Только надо не в лампу смотреть, а на дорогу и край тротуара, которые эти самые фары освещают.

Кстати, не все в темноте включают даже ближний свет фар. Дело не просто в забывчивости. Приборная панель может быть подсвечена, а датчика света в машине нет. В городе периодически встречаются автомобили с одними габаритами, и потому Юрий Краснов просит не ждать их неожиданного появления, а выискивать глазами:

— Чем опасна машина с одними габаритами в потоке? Ее появление всегда внезапно. Однажды, когда я еще служил в ГАИ, остановили на молодечненской трассе водителя, ехавшего без фар по встречной полосе. Как ни странно, мужчина был трезв.

Многих водителей раздражает неуместное включение противотуманок. Они и так яркие, а особенно слепят ночью. В Германии это трактуется как фальшивое пользование световыми приборами, за что можно получить штраф.

Немного поездив по вечернему городу в час пик и не столкнувшись с особыми сложностями, продолжаем движение по трассе Минск — Гродно. Картина резко меняется. Фонарей нет. Хотя на часах около 18:30, ощущение такое, будто за окном глубокая ночь.

— Безопасная скорость в таких условиях — не более 80 км/ч. Тогда при появлении дикого животного на трассе еще есть шанс вовремя остановиться, — продолжает Юрий Краснов. — Если будешь двигаться быстрее, то это всегда необоснованный риск.

Преподаватель также просит включать дальний свет, как только будет возможно, хотя бы на секунду, чтобы оценить обстановку: «Если же тебя будут слепить задние, то включи „аварийку“. Это даже в правилах сказано».

Особо нужно сказать о парковке за городом. Согласно пункту 145 ПДД, стоянка (более 5 минут) вне населенных пунктов на проезжей части и на обочине запрещена. То есть остановка (до 5 минут) возможна. Однако это крайне опасно, и инструктор просит притормаживать только на специально отведенных местах.

— Ну а если машину повело или колесо лопнуло? — спрашивает Екатерина.

— В таком случае включаешь «аварийку», выставляешь знак аварийной остановки и надеваешь световозвращающий жилет. А лучше всего убегать с дороги. Это даже рекомендуется Правилами…

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by