Зима близко. Врач, повар и аналитик раскручивают мобильный шиномонтаж, пока другие жалуются на жизнь

 
25 ноября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов

«Замучаешься разрешения получать!» — такую резолюцию обязательно вынесет кто-нибудь из бывалых друзей, если вы решите заняться бизнесом. Не перепродажей каких-то базарных тряпок, а именно бизнесом, когда делаешь что-то настоящее и можно испачкать руки. Трое гомельчан не послушали скептиков — скинулись, одолжили недостающее и решили создать собственный передвижной шиномонтаж с красивым логотипом и компрессором. Первый в городе. Мы поинтересовались, насколько сильно они в результате «замучались».

Микроавтобус, украшенный яростно пылающим колесом, заруливает на парковку офисного центра. Внутри здания — крупная IT-контора, автосалон, магазины, фирмы помельче. Фронт работ по этому адресу — Ford подозрительно нежного цвета. Эту машинку надо «переобуть».

Хозяйка автомобиля сидит в теплом офисе, программирует что-то важное и срочное. Ей выходить под ливень некогда и незачем. Достаточно нажать кнопку на брелоке, не отвлекаясь от рабочего процесса. Дальше забота Андрея, который управляет модным дерзким фургоном. Внутри микроавтобуса — генератор, компрессор, станок для балансировки колес, прочее оборудование.

Через несколько секунд на мокром асфальте появляются домкрат и другие важные принадлежности. Комплектация фургона мало чем отличается от стационарной мастерской.

Вообще-то, идея давно валялась на поверхности. Гомельчане далеко не пионеры, услуга эта распространена во многих странах, есть и в некоторых белорусских городах. В Гомеле до сих пор почему-то не было.

«Акционеры» нового предприятия — трое молодых гомельчан, которые изначально являются специалистами в совсем других отраслях. Один доктор, другой повар, третий вообще аналитик.

— Ехали как-то по минской трассе, смотрим — микроавтобус стоит, меняют кому-то колеса, — Андрей (трудившийся на тот момент поваром в кафе) вспоминает, что вдохновило на создание собственного бизнеса. — Остановились полюбоваться, попросили визитку. Позже начали созревать, разузнавать, что к чему, подумали, что в Гомеле такой сервис тоже будет пользоваться спросом.

Иными словами, парни решили впервые в истории второго по величине города Беларуси развернуть в обратную сторону очередь, которая выстраивается накануне холодов перед шиномонтажами. Как говорится, если ты не едешь на шиномонтаж, то шиномонтаж едет к тебе. Этот невероятно смешной каламбур и назначили бизнес-концепцией.

Пока Андрей рассказывает, его руки работают. Три колеса послушно открутились, но заднее левое не поддается. Андрей говорит, что, очевидно, при прошлой замене перед установкой не была нанесена смазка. Вот металл и «слипся».

Вокруг начинают замедлять ход любопытные автомобилисты.

— Вот это молодцы, давно пора! А есть визиточка? — видимо, давно истосковались по этому сервису мужчины, которые заехали в офисный центр по делам да увидели такое чудо. И тут же их глаза становятся суровыми, кофе в пластмассовых стаканчиках подергивается ледком: — Зима ведь близко…

У многих в голове пока не укладывается, что шиномонтаж может быть мобильным. Глаза видят микроавтобус, но мозг еще не готов корректно обработать картинку.

— И на сколько у вас дороже, чем на обычном шиномонтаже? — еще один автолюбитель, привлеченный необычным зрелищем, задает главный белорусский вопрос.

Сама работа не дороже, в сотый раз рассказывает Андрей, выезд в границах города стоит 50 тысяч. Если машин на площадке несколько — выезд оплачивается только один раз, для остальных бесплатно.

— Супер! Тогда мы, наверное, скоро свяжемся.

Стараясь аккуратно протиснуться между плотными струями дождя, подходит менеджер автосалона. Интересуется, что происходит, берет координаты:

— Вполне может быть, что нам как раз такое скоро пригодится.

— Вообще, для фирм и предприятий, имеющих свой автопарк, мы очень удобный вариант, — Андрей терпеливо продолжает брызгать смазкой на «прилипшее» колесо. — Вместо того чтобы гонять все машины куда-то, проще и выгодней ведь вызвать нас. Цена, считай, такая же, а мороки и расходов гораздо меньше.

Упрямое колесо наконец капитулирует. Андрей тащит его в фургон.

— По износу резины смотрим, какое колесо с каким стоит поменять местами. Вообще-то, с хозяином мы можем и не контактировать лично, кроме момента передачи денег и квитанции. Но, конечно, учитываем особые пожелания, если они есть. Например, некоторые просят не ставить домкрат под порожек, потому что он слабый, или человеку хочется поменять колеса в определенной последовательности… — рассказывает о нюансах предприниматель. — Конкретно на этой машине глубину протектора я замерил — он в хорошем состоянии, износ почти равномерный. Разве что одно колесо больше «съедено» по бокам — судя по всему, было слегка недокачано.

Большие грузовики «передвижка» не обслуживает, берется за колеса до 19 дюймов. Ребята планируют еще добавить в ассортимент заправку кондиционеров, подумать над другими услугами.

— Если что-то случается в дороге, то до нашего появления у человека было не слишком много вариантов. Например, самому снимать колесо, вызывать такси, везти на шиномонтаж. Мы же работаем круглые сутки, в том числе выезжаем на экстренные вызовы, — отмечает Андрей.

Вообще-то, для людей с профессиями «доктор», «повар» и «инженер-аналитик» такой резкий вираж в сторону выглядит немного необычно. Тем более что сейчас больше принято зарабатывать на перепродаже чего угодно. И вдруг — сразу шиномонтаж! К счастью, этот путь за них уже прошли во многих городах и странах, есть на чьих ошибках учиться.

— Сначала долго учили матчасть, сутки напролет читали специализированные сайты, консультировались у знающих людей — какие документы нужны, какое оборудование покупать, какое не покупать, какая машина по параметрам и цене лучше всего подходит, — вспоминает Андрей.

О поддержке малого бизнеса нынче чиновники принимаются разговаривать при каждом удобном случае. Перед нами сейчас как раз крутит гайки конкретный пример. Он знает, сколько нервов, времени и денег потребовалось для того, чтобы ему разрешили легально мокнуть под ледяным дождем на этой стоянке.

Вода с макушки Андрея красиво стекает за шиворот. Он пожимает плечами: что касается «бумажной» части и пресловутых согласований, то они, вопреки пророчествам знатоков, больших трудностей не вызвали.

— Я думал, будет сложнее, — удивляется предприниматель. — Вообще, если ты достаточно четко понимаешь, чего хочешь, то тебе дают конкретные ответы. Прежде чем идти в какую-то организацию, я составлял список вопросов — и ни разу мне не отказались нормально объяснить, что и как надо сделать. Стандартизация, санитарная служба, МЧС, горисполком — клещами ни из кого информацию вытягивать не пришлось, придирок не заметил. Были ли какие-то чрезмерные требования? Да нет, все логично, в рамках здравого смысла. Например, центр гигиены делал замеры внутри машины на освещенность, уровень шума, вибрации, испарения вредных веществ и прочее. Это же нормально.

И все же сколько стоит начать такой перспективный с виду бизнес?

От идеи до этой промозглой площадки, на которой мы стоим, прошло месяцев восемь. Для начала искали надежную неприхотливую машину с адекватными размерами — чтобы все встало, удобно было работать. В России, где такой бизнес хорошо развит, подсмотрели Peugeot Boxer. Крепкий четырехлетний микроавтобус приобрели примерно за 240 млн рублей. Начинку покупали новую, самую лучшую. Балансировочный станок, шиномонтажный стенд, генератор и компрессор обошлись еще в 80 млн. Плюс расходники.

Каждый знает, сколько у нас зарабатывают врачи, повара да аналитики. Это очень зажиточные люди.

— Вообще-то, основную часть денег мы взяли в долг, — уточняет предприниматель. — Для меня теперь самое страшное, если что-то не срастется и придется все это снова продавать, чтобы рассчитаться. Но об этом не хочется даже думать. Сюда ведь, помимо финансов, столько всего вложено…

На самом деле Андрей не новичок в этой профессии. В один прекрасный день бывший повар резко переквалифицировался — закончил платные курсы шиномонтажников (оказывается, есть и такие). Успел попрактиковаться на нескольких «неподвижных» шиномонтажах. Тамошние обычаи обсуждать не хочет, выучил и твердит фразу «без комментариев». Как бы то ни было, говорит, что «передвижка» по части качества работы абсолютно не хуже.

Есть такая поговорка: «Минск, конечно, город первый, но и Гомель не второй». Главная странность в описанной истории — это то, что в «не втором» городе пока только один такой микроавтобус. Зато в избытке те, кто аргументированно сетует на низкую зарплату и прочие тяготы.

— Я пока не встретил серьезного сопротивления при развитии бизнеса, каких-то неадекватных требований, давления, — аккуратно подбирает слова Андрей. — Думаю, люди, у которых пока не получилось найти себе достойное применение, просто не определились толком, чего они хотят. Надо четко сформулировать цель и последовательно, по пунктам, двигаться к ней. Мы попробовали — пока все идет нормально. Да, риск есть. Посмотрим, что будет дальше.

Читайте также:

 

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by