10 военных автомобилей от ГАЗа, которые так и не вышли на защиту СССР

 
09 мая 2015 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: производителя
Автор: Денис Логунович. Фото: производителя

В интернете есть бесчисленное множество статей про советские военные автомобили. Сегодня, в День Победы, количество таких материалов увеличится. Onliner.by сделал свою подборку интересных машин, связанных с армией СССР. На этот раз мы собрали 10 наиболее интересных экспериментальных авто от главного поставщика легкой техники для советских военных — Горьковского автомобильного завода. Все автомобили, представленные в статье, опытные. Они так и не дошли до конвейера. Бóльшая часть из них даже не сохранилась до сегодняшнего дня. 

ГАЗ-63 с полным приводом (1939 год)

В 1939-м амбициозный советский конструктор военной техники Виталий Андреевич Грачев, которому на тот момент было 36 лет, возглавил работу над проектом полноприводного грузовика ГАЗ-63. В качестве основы для этой машины использовалась платформа 51. Мотором для опытного грузовика служил 6-цилиндровый агрегат производства Dodge (75 л. с.). В качестве коробки передач применили уже активно использующуюся «механику» ГАЗ-ММ (4 ступени). Автомобиль был способен ездить в водоемах глубиной до 80 сантиметров и заезжать на подъемы до 30 градусов. Несмотря на то, что сразу после демонстрации этой машины ее приняли на вооружение в Рабоче-крестьянскую Красную армию, в серию полноприводный ГАЗ-63 не пошел. Был выпущен лишь один экспериментальный автомобиль.

ЛБ-62 (1941 год)

19 ноября 1939 года заместитель наркома обороны Ворошилов Климент Ефремович утвердил проект по разработке двухосного разведывательного бронеавтомобиля с полным приводом. Машина должна была ездить со скоростью до 100 км/ч и весить до 4,2 тонны (боевая масса — 5150 кг). Платформой для ЛБ-62 послужил ГАЗ-62. В начале 1940 года был выпущен полноразмерный макет броневика. Годом позже на свет появились два опытных экземпляра модели. Броня машины выдерживала бронебойные пули 7,62 мм со всех дистанций. До серийного производства ЛБ-62 дело так и не дошло, т. к. завод ГАЗ переоборудовали под выпуск легких танков.

ГАЗ-22-Т22 (1941 год)

В 1941 году Советы представили еще один интересный прототип для военных. Инженеры Горьковского автозавода, которые уже вовсю трудились над выпуском танков, взяли шасси Т40 и установили на него кабину ГАЗ АА. Самое интересное — получившуюся машину лишили рычагов управления фрикционами и установили обычный руль. Таким образом, управлять ГАЗ-22-Т22 можно было как обычным авто. Получился отличный военный автомобиль повышенной проходимости. В серию он не пошел только из-за нехватки шасси. Было выпущено два экземпляра Т22.

ГАЗ-64 «Пигмей» Р-1 (1941 год)

В марте 1941 года, на 19-й месяц Второй мировой войны, гитлеровский Рейх вовсю готовился к походу на восток. В это время в стенах Горьковского автозавода завершалась работа над новым военным внедорожником с упрощенной конструкцией. Взгляните на этот ГАЗ-64 Р-1. Советский Willys! Кстати, в эту статью он попал «авансом», т. к. опытный «Пигмей» является предсерийным прототипом ГАЗ-64, который выпускали до 1943 года. Автомобиль был уже военных грузовиков, поэтому во время эксплуатации ГАЗ-64 возникали проблемы с ездой по колее.

ГАЗ СХ Строева (1942 год)

«СХ» в названии этого автомобиля расшифровывается как «снегоход». Машина построена в единственном экземпляре и имеет шасси ГАЗ ММ. Назвали автомобиль в честь конструктора Строева, который, собственно, и вел работу над проектом. Тесты ГАЗ СХ проходили зимой 1943 года, и машина отлично себя показала. Единственный минус, который нашли военные, — слишком маломощный двигатель, который не позволял развивать достаточную скорость. Учитывая, что СХ мог передвигаться только по снегу, вопрос о его серийном производстве особо не стоял.

БА-64-З (1943 год)

Еще одним «зимним» автомобилем, разработанным для военных, стал БА-64-З. Строев начал работу над ним сразу после ГАЗ СХ. Летом 1942 года машина уже была практически готова к испытаниям, но официальный дебют финальной версии состоялся лишь зимой 1943-го (30 января). Автомобиль имеет лыжно-гусеничную ходовую часть с управляемым передним мостом. Гусеничную конструкцию разрабатывал инженер Неждановский. Прототип был выпущен в единственном экземпляре из-за нецелесообразности серийного производства.

ГАЗ-67-420 (1943 год)

Советский внедорожник ГАЗ-67, как известно, имел тентовый верх. 18 октября 1943 года автобусный цех ГАЗа представил публике опытный вариант ГАЗ-67-420 с полностью закрытым кузовом (деревянные верх, боковины, двери). Это обычный штабный автомобиль, и крыша не является защитой от оружия. Она скорее делает внедорожник более практичным и удобным в различных погодных условиях. Масса автомобиля возросла на 25 кг, остальные показатели не изменились. Выпускать 67-420 не стали, но позже появилась куча «тюнинг»-версий ГАЗ-67 с крышей.

ГАЗ-68 (КСП 76) (1944 год)

Эта необычная машина построена на полноприводной платформе ГАЗ-63. По документам это самоходная артиллерийская установка с открытым бронекорпусом с толщиной листов 12 мм. Сверху установлена 76-миллиметровая пушка ЗиС 3. Боекомплект — 58 выстрелов. Внутри помещается три человека. Двигатель располагался в корме корпуса, привод осуществлялся на передние полноуправляемые колеса, задний привод подключался принудительно. Автомобиль прошел все испытания и не пошел в серию лишь из-за того, что в нем пропала надобность. КСП, кстати, расшифровывается как «колесная самоходная пушка».

ГАЗ СХ Рубцова (1945 год)

В 1945 году была закончена работа над еще одним опытным вариантом снегохода (СХ). На этот раз конструктором выступил Рубцов. У этой машины  был двигатель объемом 3,3 литра, мощностью 50 л. с. и прежняя 4-ступенчатая механическая коробка передач. Автомобиль можно было переоборудовать под езду в теплый период, но когда выпуск ГАЗ СХ можно было уже начинать, необходимости в подобной машине больше не было.

ГАЗ-68 АТК-Л (1948 год)

После окончания войны работы над машинами для армии не останавливались. С 1948 по 1949 год на ГАЗе построили четыре опытных варианта ГАЗ-68 АТК-Л. Это легкий артиллерийский тягач. В серию не пошел из-за имеющегося на вооружении ГАЗ-63, но его наработки легли в основу ГАЗ-62. Автомобиль оборудован 3,5-литровым 70-сильным двигателем и 4-ступенчатой «механикой». Скорость — до 65 км/ч.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by