Начался суд по делу автохауса «АвтоКомпаниСевен». Жертвами крупнейшего автомошенничества стали 500 человек

 
UPD
28 января 2016 в 20:40
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by

Криминальная история, начавшаяся еще весной 2014 года, до сих пор на устах минчан. Шутка ли — в качестве потерпевших выступает 500 человек. Сегодняшнее заседание вынужденно перенесли из суда Заводского района в помещение Московского — просто для того, чтобы разместить всех людей, понадобилось большое помещение. Обвиняемых пятеро (от 30 до 43 лет), один из них был ранее судим за хулиганство. Нанесенный ими ущерб оценивается в сумму, эквивалентную примерно $4,4 миллиона. Среди обвинений: «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере», «Дача взятки», «Незаконный оборот наркотических средств», «Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия». Обвинение представлено на 1000 страниц печатного текста.

История начиналась неплохо, когда автобум и обвал цен на рынке еще не были даже в далекой перспективе. «Наша компания — это компания, где ценят каждого посетителя, и уже не одна сотня клиентов убедилась, что продавать или покупать автомобиль с нашей помощью не только быстро и просто, но и действительно выгодно!» — заверяли в «АвтоКомпаниСевен».

Преступная схема работала только в период с декабря 2013 года по апрель 2014-го. В апреле 2014 года начались задержки по выплатам. Людей «кормили завтраками» или просто просили отсрочить платеж. Но когда обманутые клиенты начали узнавать о существовании друг друга, стало понятно, что не все в этом деле чисто. Парковка автохауса стала заполняться недовольными клиентами, люди дежурили там по несколько часов, чтобы дождаться хотя бы разъяснений директора, не то чтобы получить машину или деньги. Но директор пропал — был задержан.

Как работала серая схема, рассказал нам один из потерпевших, минчанин Дмитрий: «Пригнал свою Acura за 44 тысячи долларов. Через три месяца по договору обещали отдать деньги. Но этого не произошло. Вскоре на одном из специализированных сайтов по продаже авто я нашел свою машину — узнал ее по транзитным номерам. Оценивалась она в 36 тысяч долларов. Как я предполагаю, перекупщики приобрели мой автомобиль по заниженной цене, выставленной автохаусом, а после сами стали его продавать, добавив несколько тысяч к потраченной сумме».

Но в деле участвовали не только перекупы. Следователи установили, что деятельность компании с декабря 2013 года по апрель 2014-го осуществлялась по принципу финансовой пирамиды. Вначале «АвтоКомпаниСевен» занималась в Минске непосредственной реализацией автомобилей по договорам комиссии. Потом, когда дела пошли на убыль, директор решил продавать автомобили через частных лиц, занимающихся официально и неофициально продажей и перепродажей автомобилей. Соответственно, данным лицам продавались автомобили ниже рыночной стоимости, что было выгодно так называемым перекупщикам.

Например, если владелец выставил цену в 20 тысяч долларов, компания продавала его за 18, то есть себе в убыток. Часть денег директор вкладывал в подконтрольные ему фирмы (СТО, грузоперевозки), чтобы заработать и покрыть отрицательное сальдо. Оставшейся частью рассчитывался с предыдущими клиентами. Отрицательное сальдо увеличивалось, но директор продолжал принимать машины. Таким способом он организовал финансовую пирамиду по реализации автомобилей с последующей легализацией доходов, полученных преступным путем.


Вот как выглядит список некоторых потерпевших. Это далеко не все машины. А учитывая то, что некоторые автомобили уже успели продать, к потерпевшим добавились и новые владельцы: они отдали деньги, но следователи изъяли машины, чтобы вернуть реальным собственникам. Бесспорно, это самое масштабное дело о мошенничестве за последние несколько лет. Очевидно, одним заседанием суд не ограничится.

Прокурор зачитала объяснения, почему преступление квалифицировали по части 4 статьи 209, то есть «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»: «Используя положение, сотрудники автохауса старались привлечь максимальное количество клиентов. По вымышленным причинам откладывали выплаты, для недопущения конфликтных ситуаций отдавали некоторым людям деньги за счет проданных других машин (нередко по заниженным ценам). Руководителями группы была организована дисциплина работы, охрана средств, безопасность участников серой схемы. Сами схемы были заранее спланированы, движение и использование денег тщательно контролировалось. Для совершения преступных действий давались четкие указания. Подозреваемые собирали информацию о ТС, выставленных на продажу, предлагали продавцам свои услуги, распространяли информацию о своей успешной работе в то время, как уже начала действовать серая схема».

Далее в суде зачитали список потерпевших. Миновало около 45 минут одинаковых формулировок: «Они же в составе преступной группы на основании договора комиссии в результате введения в заблуждение обманным путем завладели имуществом». Были названы разные марки: от стареньких Renault до свежих Range Rover, от Volkswagen Polo до Mercedes ML. Сидящий рядом с журналистами на последнем ряду мужчина оживился — оказывается, ML когда-то принадлежал ему: «Выставлял цену в 35 тысяч. Обидно: отдал им машину в последние дни работы автохауса. Потом выяснил, что на форумах уже говорили, мол, что-то нечисто. Но откуда мне было знать?»

Около 500 присутствовавших на процессе людей спустя час монотонного чтения материалов дела начали клевать носом, ерзать, многие потянулись к выходу. Судья объявила перерыв: «Обвинение весьма объемное, за один день его не заслушаем. Каждого потерпевшего вызовут на слушание по его конкретному случаю отдельно. Кто не хочет присутствовать на всем процессе, может покинуть зал». В перерыве мы подошли к прокурору. Та подтвердила: «Мне нужно зачитать все материалы — их четыре тома по 250 страниц каждый. Думаю, на это уйдет два дня. Окончательный ущерб деятельности обвиняемых — 94,23 миллиарда рублей ($4,4 миллиона). У них уже арестовано имущество: автомобили, земля, квартиры, банковские счета. С ноября 2014 года находятся в СИЗО».